Тема: «Будь природе другом!»
Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей
Как вы думаете, какие проблемы волнуют человека на планете, с которыми он борется вот уже несколько лет? (ответ не говори)
А чтобы ответить на этот вопрос и узнать, о чем мы будем говорить сегодня, вы должны закрыть глазки и представить то, что услышите. (слайд включить звуки в левом верхнем углу микрофон)
-Что вы услышали? (пение птиц)
-Как вы думаете, где вы оказались? (в лесу)
-Вы когда-нибудь были в лесу?
-Вам там понравилось?
-Кого и что можно увидеть в лесу? (животные, растения)
-Как можно назвать всё то, что нас окружает? (природа)
Мы будем говорить не только конкретно о природе, но и об отношении человека к ней.
А кто знает, как называется наука о дружбе человека с природой? (экология)
Совершенно верно, наука экология изучает наш дом – планету Земля, на которой мы с вами живем. Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой (слайд)
Итак, мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в поход в лес. А знаете ли вы, что к походу люди заранее готовятся?
Во-первых, люди, которые собираются идти в поход, должны быть в хорошей физической форме..
«Походная разминка» Все вышли из-за парт и повторяют за учителем движения
1. «Наденем рюкзак» - круговые движения рук у плеча вперед и назад
2. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваться то вправо, то влево
3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо и влево
4. «Завяжи кеды» - наклоны то к правой, то к левой ноге
5. «Перепрыгни кочку» - прыжки вперед, вправо, назад, влево
6. «Идем в поход» - ходьба на месте
Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что можно взять с собой в лес, чтобы там мы могли использовать это по назначению.
По дороге нам встретился мальчик, который собрался в лес и рассказал нам, что он взял с собой в рюкзаке.(слайд)
Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе . Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Сигналы этого светофора то же, что и на проезжей части дороги. (каждом раздает по три карточки-сигналы светофора
Красный свет – природе вред!
Жёлтый – осторожно!
Свет зелёный – как красиво!
Скажет лес тебе спасибо!
Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Жёлтый свет – будь осторожным, может возникнуть опасность.
Зелёный свет – это когда мы для природы делаем добрые дела.
Мальчик взял:
Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (ж)
Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)
Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)
Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)
Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)
Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)
Сачок для ловли бабочек (к)
Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)
(Этот кусок вместо экологического светофора, если будет 2 класс)
На пикник идем мы в лес
Как себя вести нам здесь?
Если наш пикник хороший
Значит хлопайте в ладоши
Если не согласны с нами, значит топайте ногами
Мы собрали рюкзаки (хлопки)
Положили котелки (хлопки)
Спальные мешки и кружки
Сувениры и игрушки (топают)
Хлеб, консервы и напитки
Карнавальные накидки (топают)
Санки, клюшку и коньки (топают)
И гирлянды- огоньки (топают)
Ближе к полночи собрались (топают)
В пути мы песен накричались (хлопки)
И пришли к своей полянке (хлопки)
Там убрали мусор- склянки(хлопки)
Хорошо расположились (хлопки)
Развести костер решились (хлопки) уточнить
Пять березок завалили (топают)
И пол–леса запалили (топают)
И пожар весь затушили (хлопки)
Отдышались улыбнулись (хлопки)
И опять домой вернулись (хлопки)
По дороге топали и в ладоши хлопали (аплодисменты)
Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.
Мы пришли в гости к природе, и чтобы быть вежливыми гостями, нам надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Какие знаки правильного поведения в лесу вы знаете? (слайды)
Ребята, а кто-нибудь ловил рыбу? А на что вы ее ловили? А теперь послушайте, что рассказал мне Один знакомый рыбак. Он на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
- Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология
Да в экологии существуют свои законы.
- Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Мы должны об это помнить. И сегодня, уходя давайте уберём за собой полянку. И собрали целый пакет мусора! рассортируем мусор по специальным бачкам.
(Цветные мусорные баки на доске ) мусорные баки
1. жёлтые бачки—пищевые отходы
2. зелёные- стекло
3. синие – металлолом
4. красные- пластмасса, полиэтиленовые мешки
5. коричневые – бумага
(вывешивает на доску надписи)
А вот и наш мусор (раздает детям карточки с названиями по предметов, приклеивают к бакам).
бутылки
стаканы
Газеты
журналы
печатные издания
картон
пустые пластиковые упаковки
арбузные корки
консервные банки
коробки от сока
Я предлагаю распределить мусор по контейнерам. Пожалуйста (по одному выходят и отправляют мусор в «контейнер».
Распределять мусор очень важно, т.к. всегда есть результат для окружающей среды: воздух чище, улучшается качество воды и общий уровень загрязнения снижается.
Вот и подошло к концу наше путешествие! Что узнали нового, полезного? Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.
А сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы об охране природы. Для этого вам нужно сложить из отдельных слов пословицу.
Каждой паре выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны словам пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Много леса, мало леса, нет леса, не губи, береги, посади ( «Много леса- не губи, мало леса- береги ,нет леса- посади)
Срубить дерево, вырастить, пять минут, сто лет. (Срубить дерево–пять мнут, вырастить – сто лет)
Охранять, Родину, природу, значит, охранять. (Охранят природу- значит охранять Родину )
Посмотрите, что у меня изображено на доске? (рисунок на А4 - планета Земля)
Вы хотите видеть нашу планету красивой?
А что и кто украшают её? ( птицы, растения )
Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.
А кого мы поместим на нашу планету вы угадаете. (загадка про бабочек)
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
(Оригами – разноцветные бабочки)
В конце - Все вместе, взявшись за руки, дети произносят:
«Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»
Много леса, | мало леса, | нет леса, | не губи, | береги | посади |
Срубить | вырастить | дерево | пять минут | сто лет | |
Охранять | значит | Родину | природу | охранять | |
бутылки |
газеты |
пустые пластиковые упаковки |
арбузные корки |
консервные банки коробки от сока |