СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия "2017-год экологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеурочного занятия "2017-год экологии

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия "2017-год экологии"»

Технологическая карта



Дата: 22.02.2017

Класс: 1 «А»

Тема: «2017 – год экологии!»

Цель:

Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.

Задачи:

- учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом и к родному краю в частности;

- закреплять умение определять правила поведения в природе;

- укреплять дружеские отношения в классе.

Оборудование: ММП

Форма: индивидуальное/групповое занятие.

Методы: словесный и практический.

УУД:

Личностные: формирование нравственной позиции и эстетических чувств у учащихся.

Коммуникативные: речевые умения: участие в диалоге или дискуссии.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция.

Планируемые результаты: способствовать экологическому воспитанию учащихся, сформировать экологические представления.









Оценка: ____________

Подпись: ___________

(Кушнарева Т.М.)

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Приветствуют учителя, показывают готовность.


Вводное слово


Рассказывает детям, что изучает экология как наука и почему 2017 год – объявлен годом экологии


Слайд 1

Основная часть

1.Предлагает детям отправиться в лес, чтобы поближе познакомиться с природой. Рассказывает правила поведения в лесу в стихах.

2. Проводит физ.минутку, во время которой учитель имитирует путь в лес.

-Выходим из школы и идём по дорожке (топают ногами)

-Сворачиваем на дорожку, травка под ногами шумит (скользящие движения ногами)

-Впереди река, идём по песочку (трут ладонь о ладонь)

-Переходим по деревянному мостику (Хлопки ладонями по коленям)

-Впереди качаются большие деревья (Руки над головой)

3.Загадывает загадки о лесных растениях.

4. Предлагает детям представить себя на месте природы, которой нанесли вред,и описать свои чувства.

• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.

• Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.

• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?

• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?

• Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.

5. Рассказывает небольшой рассказ, мораль которого – красоту нужно создавать, а не уничтожать.

6. Предлагает нарисовать красоту природы.


Слушают правила поведения в лесу, хором читают предложения со слайда.




Встают со своих мест и повторяют за учителем.




















Отгадывают загадки, хором называя ответ.

Описывают свои чувства и ощущения, представляя себя на месте природы.













































Внимательно слушают рассказ учителя.





Рисуют то, что является для них природной красотой.








Слайды 2-12


Слайд 13
















Заключение

Предлагает детям рассмотреть рисунки друг друга, поделиться впечатлениями.

Спрашивает, что запомнили дети из рассказа учителя? Что понравилось больше всего? Уау вести себя в лесу? Что нужно делать, чтобы природа не страдала?

Дети показывают друг другу рисунки, объясняют, что они изобразили.

Отвечают на вопросы учителя.


Рефлексия

Задаёт вопросы, помогающие учащимся оценить свою работу на занятии




Самоанализ, самоконтроль и самооценка (оценивают и анализируют не только результат, но и ход деятельности и его эффективность)





Самоанализ внеурочного мероприятия «2017- год экологии»

Цель:

Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.

Задачи:

- учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом и к родному краю в частности;

- закреплять умение определять правила поведения в природе;

- укреплять дружеские отношения в классе.

Оборудование: ММП

Форма: индивидуальное/групповое занятие.

Методы: словесный и практический.

УУД:

Личностные: формирование нравственной позиции и эстетических чувств у учащихся.

Коммуникативные: речевые умения: участие в диалоге или дискуссии.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция.

Планируемые результаты: способствовать экологическому воспитанию учащихся, сформировать экологические представления.



Данное внеурочное занятие было проведено в связи с объявлением в России нынешнего года – годом экологии. Соответственно, тема занятия была достаточно актуальной и раскрыть ее можно было довольно широко. Занятие было вводным и не могло затронуть всех сторон экологии. Предполагается и дальше проводить подобные дни экологии с детьми и не только разбирать экологические проблемы в теории, но ы выполнять общественно полезную работу для формирования любви к природе и заботе о своем здоровье.

Несмотря на серьезность темы, сложности понимания некоторых аспектов экологии, занятие соответствовало возрастным особенностям, и было полностью доступно детям. Ученики были заинтересованы в течение всех 40 минут занятия, активно участвовали в дискуссиях и достаточно многословно отвечали на вопросы.

Цель и задачи мероприятия были донесены до сознания учащихся и пробудили в них повышенный интерес к изучению данного материала.

Воспринимать информацию детям было достаточно просто, так как занятие было оформлено в виде воображаемого похода в лес и знакомства с его природой.

Перед «походом» детям были в стихотворной форме разъяснены правила поведения в лесу, что подразумевало не только безопасное пребывание учащихся на природе, но и бережное отношение к самой природе.

Работа детей была разнообразна загадками на тему лесных растений, представлением себя в роли живой и неживой природы, поучительным рассказом о ребятах, которые отправились в лес. В заключении дети выполнили рисунки, в которых показали, что им нравится в природе. Данное задание было направлено на развитие чувства к прекрасному, формирование бережного отношения к природе.



































Вводное слово.

Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека. Сегодня мы с вами поговорим об экологии не случайно, ведь 2017 год является годом экологии в России.

Основная часть.

И для того, чтобы приблизиться к природе, мы отправимся в лес. Сейчас на дворе зима, холодно, но в классе – тепло и мы с вами сможем отправиться туда, не выходя из класса. Для этого нам нужно включить наше воображение. А еще вспомнить правила поведения в лесу.

Не разоряйте птичьи

гнезда!

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве вы увидели яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.


Не разоряйте муравейники!

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!


Не забирай из леса

домой животных !

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…


Не обижай лесных

насекомых!

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди !

Без насекомых лес, друг мой

И одинокий, и пустой…


Не рвите полевые цветы!

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный

дар,

И бабочки пьют из них сладкий

нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно

рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!


Не ловите бабочек и

стрекоз!

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…



Не разжигай костер в лесу

без взрослых!

Без взрослых с огнём

-развлекаться опасно!

Закончиться может забава –

Ужасно!

В лесу очень сухо бывает

порой,

Костёр обернётся серьёзной

бедой!

Представьте, что пламя

легко разгорится,

Начнёт полыхать,

разбегаться искриться –

Его потушить невозможно

тогда…

Пожары лесные – большая

беда!


Не оставляй мусор в лесу!

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!



Не вырезайте надписи на

деревьях!

Стоят деревья – великаны

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут-

Добро и красоту несут…



Не вырывайте растения с

корнем!

Раз ты собрался по грибы –

С собою острый нож бери;

Им аккуратно гриб срезай –

В земле грибницу оставляй.

А если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги





Теперь мы знаем, как вести себя в лесу! Можно идти!

Физкультминутка.


§ Выходим из школы и идём по дорожке (топают ногами)


§ Сворачиваем на дорожку, травка под ногами шумит (скользящие движения ногами)


§ Впереди река, идём по песочку (трут ладонь о ладонь)


§ Переходим по деревянному мостику (Хлопки ладонями по коленям) Впереди качаются большие деревья (Руки над головой)


§ Вот мы и в лесу!

А что же растет в лесу?


Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака. (Ромашка)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)



Шарик беленький, пушистый

Повстречался в поле чистом.

Ветер дунул - стал, как дед

В девяносто девять лет.

(Одуванчик)



Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:


В ушанке заячьей - зимой,

А летом - с бритой головой.(Пень)


Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз - и треснул бок.

(Орех).



Многим видам растений угрожает исчезновение. Как предупреждение – сигнал опасности составлена Красная книга, в которую включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. Спасти их можно, только зная и любя.

Чтобы понять, каково нашей природе от проказ людей, мы поиграем в игру. Давайте попробуем представить себя на ее месте.


• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.

• Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.

• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?

• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?

• Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.


Да, растениям, животным и даже неживой природе бывает так же больно, как и людям. Давайте не будем делать нашей природе больно.

В конце я предлагаю послушать небольшой рассказ.


«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:

— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.

— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.

— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые слова.

— Вот скажи-ка, Панамка, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал — большой и яркий или маленький и чахлый?

— Ясное дело, большой, яркий.

— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим».

Учитель. Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, поэтому давайте нарисуем красоту. Представьте, что вы в лесу и увидели что-то очень красивое. Нарисуйте это.