Технологическая карта
Дата: 22.02.2017
Класс: 1 «А»
Тема: «2017 – год экологии!»
Цель:
Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.
Задачи:
- учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом и к родному краю в частности;
- закреплять умение определять правила поведения в природе;
- укреплять дружеские отношения в классе.
Оборудование: ММП
Форма: индивидуальное/групповое занятие.
Методы: словесный и практический.
УУД:
Личностные: формирование нравственной позиции и эстетических чувств у учащихся.
Коммуникативные: речевые умения: участие в диалоге или дискуссии.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция.
Планируемые результаты: способствовать экологическому воспитанию учащихся, сформировать экологические представления.
Оценка: ____________
Подпись: ___________
(Кушнарева Т.М.)
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Орг. момент | Приветствие. Проверка готовности к занятию. | Приветствуют учителя, показывают готовность. | |
Вводное слово | Рассказывает детям, что изучает экология как наука и почему 2017 год – объявлен годом экологии | | Слайд 1 |
Основная часть | 1.Предлагает детям отправиться в лес, чтобы поближе познакомиться с природой. Рассказывает правила поведения в лесу в стихах. 2. Проводит физ.минутку, во время которой учитель имитирует путь в лес. -Выходим из школы и идём по дорожке (топают ногами) -Сворачиваем на дорожку, травка под ногами шумит (скользящие движения ногами) -Впереди река, идём по песочку (трут ладонь о ладонь) -Переходим по деревянному мостику (Хлопки ладонями по коленям) -Впереди качаются большие деревья (Руки над головой) 3.Загадывает загадки о лесных растениях. 4. Предлагает детям представить себя на месте природы, которой нанесли вред,и описать свои чувства. • Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи. • Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях. • Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу? • Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку? • Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи. 5. Рассказывает небольшой рассказ, мораль которого – красоту нужно создавать, а не уничтожать. 6. Предлагает нарисовать красоту природы. | Слушают правила поведения в лесу, хором читают предложения со слайда. Встают со своих мест и повторяют за учителем. Отгадывают загадки, хором называя ответ. Описывают свои чувства и ощущения, представляя себя на месте природы. Внимательно слушают рассказ учителя. Рисуют то, что является для них природной красотой. | Слайды 2-12 Слайд 13 |
Заключение | Предлагает детям рассмотреть рисунки друг друга, поделиться впечатлениями. Спрашивает, что запомнили дети из рассказа учителя? Что понравилось больше всего? Уау вести себя в лесу? Что нужно делать, чтобы природа не страдала? | Дети показывают друг другу рисунки, объясняют, что они изобразили. Отвечают на вопросы учителя. | |
Рефлексия | Задаёт вопросы, помогающие учащимся оценить свою работу на занятии | Самоанализ, самоконтроль и самооценка (оценивают и анализируют не только результат, но и ход деятельности и его эффективность) | |
Самоанализ внеурочного мероприятия «2017- год экологии»
Цель:
Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.
Задачи:
- учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом и к родному краю в частности;
- закреплять умение определять правила поведения в природе;
- укреплять дружеские отношения в классе.
Оборудование: ММП
Форма: индивидуальное/групповое занятие.
Методы: словесный и практический.
УУД:
Личностные: формирование нравственной позиции и эстетических чувств у учащихся.
Коммуникативные: речевые умения: участие в диалоге или дискуссии.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция.
Планируемые результаты: способствовать экологическому воспитанию учащихся, сформировать экологические представления.
Данное внеурочное занятие было проведено в связи с объявлением в России нынешнего года – годом экологии. Соответственно, тема занятия была достаточно актуальной и раскрыть ее можно было довольно широко. Занятие было вводным и не могло затронуть всех сторон экологии. Предполагается и дальше проводить подобные дни экологии с детьми и не только разбирать экологические проблемы в теории, но ы выполнять общественно полезную работу для формирования любви к природе и заботе о своем здоровье.
Несмотря на серьезность темы, сложности понимания некоторых аспектов экологии, занятие соответствовало возрастным особенностям, и было полностью доступно детям. Ученики были заинтересованы в течение всех 40 минут занятия, активно участвовали в дискуссиях и достаточно многословно отвечали на вопросы.
Цель и задачи мероприятия были донесены до сознания учащихся и пробудили в них повышенный интерес к изучению данного материала.
Воспринимать информацию детям было достаточно просто, так как занятие было оформлено в виде воображаемого похода в лес и знакомства с его природой.
Перед «походом» детям были в стихотворной форме разъяснены правила поведения в лесу, что подразумевало не только безопасное пребывание учащихся на природе, но и бережное отношение к самой природе.
Работа детей была разнообразна загадками на тему лесных растений, представлением себя в роли живой и неживой природы, поучительным рассказом о ребятах, которые отправились в лес. В заключении дети выполнили рисунки, в которых показали, что им нравится в природе. Данное задание было направлено на развитие чувства к прекрасному, формирование бережного отношения к природе.
Вводное слово.
Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека. Сегодня мы с вами поговорим об экологии не случайно, ведь 2017 год является годом экологии в России.
Основная часть.
И для того, чтобы приблизиться к природе, мы отправимся в лес. Сейчас на дворе зима, холодно, но в классе – тепло и мы с вами сможем отправиться туда, не выходя из класса. Для этого нам нужно включить наше воображение. А еще вспомнить правила поведения в лесу.
Не разоряйте птичьи
гнезда!
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве вы увидели яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Не разоряйте муравейники!
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Не забирай из леса
домой животных !
Для ёжиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом и зимой:
Находят пропитанье
Своих детей растят
И уходить из леса
Нисколько не хотят…
Поэтому не стоит
Их в город забирать…
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать…
Не обижай лесных
насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди !
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий, и пустой…
Не рвите полевые цветы!
Цветы украшают луга и леса
Но это не только природы краса-
В них пчёлы находят целительный
дар,
И бабочки пьют из них сладкий
нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно
рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Не ловите бабочек и
стрекоз!
Бабочка цветная
Над тобой порхает…
Стрекоза резвится,
Пляшет, веселится…
Лету все так рады!
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
Не разжигай костер в лесу
без взрослых!
Без взрослых с огнём
-развлекаться опасно!
Закончиться может забава –
Ужасно!
В лесу очень сухо бывает
порой,
Костёр обернётся серьёзной
бедой!
Представьте, что пламя
легко разгорится,
Начнёт полыхать,
разбегаться искриться –
Его потушить невозможно
тогда…
Пожары лесные – большая
беда!
Не оставляй мусор в лесу!
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Не вырезайте надписи на
деревьях!
Стоят деревья – великаны
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут…
Не вырывайте растения с
корнем!
Раз ты собрался по грибы –
С собою острый нож бери;
Им аккуратно гриб срезай –
В земле грибницу оставляй.
А если встретил землянику,
Куст брусники иль черники –
Нежно ягодки сорви,
А куст – оставь, побереги
Теперь мы знаем, как вести себя в лесу! Можно идти!
Физкультминутка.
§ Выходим из школы и идём по дорожке (топают ногами)
§ Сворачиваем на дорожку, травка под ногами шумит (скользящие движения ногами)
§ Впереди река, идём по песочку (трут ладонь о ладонь)
§ Переходим по деревянному мостику (Хлопки ладонями по коленям) Впереди качаются большие деревья (Руки над головой)
§ Вот мы и в лесу!
А что же растет в лесу?
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива)
Я — капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака. (Ромашка)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель)
Шарик беленький, пушистый
Повстречался в поле чистом.
Ветер дунул - стал, как дед
В девяносто девять лет.
(Одуванчик)
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей - зимой,
А летом - с бритой головой.(Пень)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз - и треснул бок.
(Орех).
Многим видам растений угрожает исчезновение. Как предупреждение – сигнал опасности составлена Красная книга, в которую включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. Спасти их можно, только зная и любя.
Чтобы понять, каково нашей природе от проказ людей, мы поиграем в игру. Давайте попробуем представить себя на ее месте.
• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.
• Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.
• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?
• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?
• Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.
Да, растениям, животным и даже неживой природе бывает так же больно, как и людям. Давайте не будем делать нашей природе больно.
В конце я предлагаю послушать небольшой рассказ.
«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:
— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.
— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые слова.
— Вот скажи-ка, Панамка, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал — большой и яркий или маленький и чахлый?
— Ясное дело, большой, яркий.
— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим».
Учитель. Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, поэтому давайте нарисуем красоту. Представьте, что вы в лесу и увидели что-то очень красивое. Нарисуйте это.