СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода известная и неизвестная

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок интегрированный.Он поможет представить учащимся целостную картину о этом веществе.

Просмотр содержимого документа
«Вода известная и неизвестная»

8 класс интегрированный урок

Тема урока: «Вода известная и неизвестная»

Цель урока: интегрировать знания учащихся о воде как уникальном веществе природы.

Задачи урока:
Образовательная -изучить удивительные свойства воды, закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственной речи; - формировать умение вставлять в документ графические объекты (объекты WordArt, фигур); форматировать фигуры и объекты; применять эти умения в нестандартных ситуациях, способствовать развитию культуры речи; повысить мотивацию учащихся на учение.

Развивающая - развивать познавательную активность учащихся, продолжить развитие наблюдательности, памяти при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента; продолжить развитие умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы;продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, дополнительной литературой при подготовке сообщений;

продолжить развитие информационной культуры учащихся.

Воспитательная –формировать чувство прекрасного, воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить воспитание уверенности в себе, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитание аккуратности, дисциплинированности на уроке, расширить кругозор учащихся.

Форма организации учебной деятельности учащихся – парная, групповая работа и индивидуальная.
Методы и приёмы обучения - проблемный, частично исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, рассказ, беседа.
Оборудование – компьютер, мультимедийная презентация, высказывания на доске, глобус.
Тип урока – интегрированный(химии, биологии, литературы. русского языка, информатики).

Метапредметные связи: химия, биология, экология, литература, русский язык, информатика.

Надпись «Вода-чудо природы»

«Вода- сама жизнь»

«Вода- самое необыкновенное вещество в мире»

«Нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь».


Ход урока:

1. Организационный момент: Добрый день! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это интегрированный урок, который нам поможет объединить знания разных наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Для этого предлагаем вам посмотреть видео фрагмент.

- Какое уникальное вещество мы сегодня будем изучать? (ответ детей)

Тема нашего урока «Вода известная и неизвестная»

ЕГ: Обратим ваше внимание на высказывание С. Аксакова: "Вода- красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему."

- Как вы его понимаете?

2.Изучение нового материала.

ИВ: Какие цели и задачи поставим на сегодняшний урок? (ответы детей)

Кластер «Вода»

- Что вы уже знаете о воде? В ходе урока вы будете дополнять данную схему новой информацией. (ответы вносятся в схему)

Работа в парах с информационными карточками

ЕА: Задание: Мы предлагаем вам поработать с информационной карточкой в паре. Внимательно прочитав информацию, поделиться новой и интересной для вас информацией. На выступление 1-2 минуты.

. (Видео фрагмент)

3. Работа с поэтическим текстом

ЕГ: О воде можно говорить очень долго. Звуками морского прибоя восхищаются композиторы и создают прекрасные музыкальные творения, о ней сочиняли и сочиняют стихотворения известные поэты.

Слушаем аудиозапись стихотворения И. Бунина.+ слайд

РОДНИК И.А.Бунин

 В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.(двус)

 

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит. (однос., безличное)

 

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной. (двусоставное)

1900г.

ЕГ: Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи леса, реки или луга.

- О чём говорит нам Бунин в своём стихотворении?( В тишину вторгается шум воды)

- Что является главным образом стихотворения? («родник студеный» — главный образ стихотворения.)

- Какие средства выразительности использует автор для описания родниковой воды? (Метафора «хрустальными», сравнение со стеклом, эпитет «светлая» — изображая родник, автор не скупится на художественные приемы.)

-Давайте посмотрим, какие предложения использует автор?(ответы детей)

Давайте обратимся к известному вам стихотворению Н. Некрасова «Снежок порхает, кружится»

- Прочитайте.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.( )
И превратились лужицы
В холодное стекло.( )
Где летом пели зяблики,( )
Сегодня — посмотри! —( )
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.( )

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух. ( ) Н. Некрасов



- О чём нам пишет Некрасов?

- А какие предложения здесь автор использует?

- Определите: какие предложения автор использует в тексте(односоставные или двусоставные?) (Дети определяют) – Выделите грамматические основы.

- Почему поэты используют в своих произведениях односоставные предложения? ( Оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; Живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.)

-Выполнить синтакс. разбор предложений: На улице бело.


- Давайте повторим всё, что вы знаете об односоставном предложении. Для это у вас на парте лежат карточки. С помощью этих карточек, вы должны составить кластер(опорный конспект)


*Взаимопроверка (меняются местами) (по листу)

Учитель раздаёт карточки с предложениями о воде, а учащиеся распределяют их по группам в кластере.

Иногда под ногами скользкий лед. В решете воду не носят. Не зная броду, не лезь в воду. И в мутной воде рыбу ловят. Дождь. Белые волны хлещут по глине. От воды веяло свежестью. На море тихо. Быть дождю. За рекой тихо поют.

Взаимопроверка( возвращаются на свои места и проверяю друг друга по слайду)

Звуками морского прибоя восхищаются композиторы и создают прекрасные музыкальные творения. Мы вам предлагаем просто закрыть глаза и представить себя на берегу моря

4. Физкультминутка: (выполняют под “Стихия воды”)

ИВ: "Темным облаком летела, опустилась белой птицей, превратилась в человечка, постояла у крылечка. покатилась кувырком и запела ручейком."Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. Эти удивительные превращения-таяние, испарение, кипение, конденсация, замерзание- сопровождаются тепловыми явлениями.

Работая в группах, прочитайте текст учебника, проведите исследование, найдите ответ на поставленный вопрос.

1 гр Физические свойства и особенности воды

Работа с учебником:Стр. 84 - прочитать текст о физических свойствах воды.?Температура кипения воды 100 0С, плавления – 00С. Это аномально высокие значения- почему?

2 грХимические свойства воды

Работа с учебником: Стр. 84-86- просмотреть химические свойства воды. Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ. Проверьте взаимодействие воды с цинком, медью, оксидом кальция, солью, песком

Предлагаю просмотреть в/ф и ответить на вопрос какими химическими свойствами обладает вода?(ответы детей)

ЕА: А сейчас ребята мы продолжим нашу работу в том же направлении, но уже в кабинете информатики (переходим в другой кабинет).

Актуализация знаний (по информатике).

Для того, чтобы использовать ваши умения работать в текстовом редакторе с таблицами, формулами и фигурами для изучения свойств воды по химии вспомните (один ученик демонстрирует на компьютере – через проектор, как работать с таблицей, отвечая на наводящие вопросы учителя):

  1. Как вставить таблицу в текстовый документ?

  2. Как вносить в таблицу текстовую информацию?

  3. Можно ли текст расположить вертикально? Как это сделать?

  4. Как добавить столбцы (строки) в таблицу?

  5. Как удалить столбцы (строки) из таблицы?

  6. Как объединить ячейки в таблице?

  7. Как изменить размер ячеек?

  8. Можно ли вставить в таблицу рисунок, фото?

ЕА: В научном тексте часто используют надстрочные и подстрочные знаки, или, по-другому их называют верхние и нижние индексы. Например, в математике это может быть степень числа, где показатель степени будет являться верхним индексом. В химии в формуле молекулы кислорода О2, 2-ка будет являться нижним индексом. К вам вопрос.

Как в текст, вставить верхние и нижние индексы? Приведите свой пример (учащиеся демонстрируют вставку верхнего и нижнего индексов; приводят свои пример, записывая их на компьютере; учитель демонстрирует всем через проектор).

5. Изучение и закрепление нового материала (по химии).

ИВ: На компьютере в текстовом редакторе вы уже можете оформлять полученную информацию в виде таблицы. Поэтому, все уравнения химических реакций, о которых будет идти речь, вы будете записывать в таблицу, работая на компьютере. После урока ваши таблицы будут распечатаны, вы вклеите их в тетрадь.

Пояснение по таблице, что должно в ней быть…..

Таблицу вы должны составить самостоятельно, но в ней обязательно должны быть вещества, вступающие в реакцию и продукты реакции. Т.е взаимодействие воды с разными веществами:

Учащиеся составляют таблицу.

Исходные вещества


Продукты реакции

H₂O

+

CaO

=

Ca(OH)₂

3H₂O

+

P2O5

=

2H3PO4

2H₂O

+

2Li

=

2 LiOH+H2

H₂O

+

Zn

=

ZnO+H2

H₂O

+

C

=

CO+H2

H₂O

-

H2+O2


Для тех кто справился с таблицей быстрее других дополнительные задания: 

Задание№1   Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 70% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.

Решение:
W = m (вода)  100% / m (орг.)
M (вода) = w  m (орг.) = 0,7 50 = 35 кг
Ответ: масса воды в моём организме составляет 35 кг.

Задание №2 Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250мл) наполняется за минуту.


ЕГ: Вода- эффективное топливо будущего. Об этом писал в своем романе "Таинственный остров" французкий писатель Жюль Верн.

" Какое топливо заменит уголь?

-Вода,- ответил инженер.

-Вода?- переспросил Пенкроф.-

Вода будет гореть в топках пароходов, локомотивов, вода будет нагревать воду?

- Да, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой, ибо все великие открытия следуют друг за другом и дополняют друг друга.

-Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо,- ответил инженер".

Работа с учебником

ИВ: Для чего же нужна вода человеку? Изучите информацию на стр.76 §27, составьте схему применение воды, работая с компьютером, и сделайте вывод, используя односоставные предложения.


6. Домашнее задание:

  • П. 29- читать;

  • Сочинение - рассуждение: «Нужно ли охранять водные ресурсы Тюменской области»;

  • Используя электронный документ Microsoft Word, составить схему: «Способы очистки воды»


7. Заключение урока, выводы

ИВ:Сегодня на уроке мы изучили такое знакомое всем, но такое удивительное и загадочное вещество – воду. Этот урок помог объединить в одно целое ваши знания о воде из курсов разных предметов. Какие же выводы можно сделать по окончании нашего урока? Выбрать высказывание о воде и прокомментировать его…

150 мл воды. - условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов.

К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).

Ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли составляет 7 – 8 тонн.

ЕГ: Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей… М. Пришвин «Лесной ручей»

  1. Рефлексия

Как вы считаете, чем для вас был сегодняшний наш урок ?

Всем спасибо за работу!

7