СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.» 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.» 5 класс»





Класс: 5



Тема урока музыки: «Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.»

Цель: Формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре.

Планируемые результаты:

Предметные: выявление осознание роли дирижёра при исполнении симфонической музыки, знание выразительных возможностей различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.

Музыкальный репертуар: «Детство – это я и ты» Чичков, Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент; Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент.

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Организация слушательской деятельности

3)Организация исполнительской деятельности

4)Итог урока









Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Давайте подарим себе хорошее настроение и настроимся на работу при помощи зарядки, кто хочет выйти и показать. А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу.

- От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. А теперь давайте поприветствуем друг друга при помощи музыкального приветствия.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 минут

2. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)


-Скажите, чем же я сейчас занималась, показывая вам, как нужно правильно петь и где вступать, в какой роли я находилась?

-А кто же такой дирижер? А что он держит в руках? Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра.»  Почему она волшебная? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока. 

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас их 3. Каждой группе было дано задание-подготовить сообщение. Сообщение первой группы. Краткая информация о дирижировании. Виды оркестров. "Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения". Слово дирижёр французское означает – направлять, управлять, руководить. В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.

Виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов. Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов. На пульте перед дирижёром лежит – партитура. Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов. Сообщение 2 группы. Основные группы симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные: а) шумовые: кастаньеты,  трещотки,  маракасы, бич, там-там, барабаны  (большой и малый).  Их партии записываются на одной нотной линейке  “нитке”.
б) 
с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Сообщение 3 группы. Из истории оркестра. В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор. Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера. Теперь организуем выступление шумового оркестра. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. 1 ряд хлопает в ладоши, 2 ряд стучит деревянными карандашами, 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте. Вывод: Без дирижера получился бы у нас шумовой оркестр? Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему? Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижерВ нашей стране много талантливых дирижеров. Евгений Федорович Светланов музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель. С 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе таланты пианиста, дирижера и композитора.

Дирижеры -   высокообразованные люди с широким кругозором, с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы, люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку! Я вам предлагаю послушать его произведение БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3. - Какие инструменты вы услышите? Верно. Скрипка - самый важный инструмент оркестра. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории.

Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая. Происходят серьезные изменения в музыке: например, у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах.  Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать. Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" Какие солирующие медные инструменты вы услышите.

















- В роли дирижера. Дирижер – это музыкант, руководитель оркестра. Палочку.





















































- дирижер направляет и управляет оркестром.
























- Играли скрипки.






















20 минут

3.Организация исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

А сейчас я вам предлагаю познакомиться с песней, которую мы с вами будем разучивать. Возможно, она многим уже известна. Показываю. «Детство это я и ты»


Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Исполнение скачков на м. 6 вверх, ч.5 вниз. Пунктирный ритм в припеве.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»


Дети слушают.


10 минут

4. Итог урока


Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

ДЗ Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра


5 минут