СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие "Лес - наше богатство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не имеют представления о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить лес здоровым и красивым, нам необходимо воспитывать экологическую культуру школьников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Лес - наше богатство"»

Тема: «Лес – наше богатство»

Цель: Расширить представление детей о лесе и его богатстве;

Продолжать прививать любовь к природе, учить видеть и ценить красоту природы; Закрепление представления детей о значении леса в жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать обогащать знания детей о лесе и его обитателях;

2.Продолжать закреплять представления детей о богатстве и многообразии лесов родного края, о роли леса в жизни животного мира и человека.

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к познанию природы.

2. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность;

3. Уточнить и дополнить правила поведения детей в лесу.

 Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, накопление положительных эмоций.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданием, дерево, корзиночки, жетоны, аудиозапись (шум леса).







Ход занятия

I. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые гости!

- Мы рады видеть вас в гостях у 6 класса. Я их воспитатель, а это мои воспитанники, самые лучшие дети на свете. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в замечательное путешествие, туда, где природой создана фабрика кислорода для всей планеты, где спрятаны несметные богатства, это дом для зверей и птиц, это зелёный наряд нашей земли.

-А вот куда я вас хочу пригласить, вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

-Что это? (Лес)

II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, что такое лес? Лес – это место где растёт много деревьев, дом для животных.

- Посмотрите на карту России. Каким цветом обозначен лес? (зелёным)

-Лес - это зелёный наряд нашей земли.

- Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.

- Ребята, как называется край,  где мы с вами живём? (Брянский край)

- Чем славится наш край? (своей красивой природой, лесами)

- Брянский край богат лесами.

- Сегодня на занятии мы обогатим и закрепим свои знания о многообразии и богатстве леса, о его роли в жизни человека и всего живого.


III. Сообщение темы занятия

- Тема нашего занятия: «Лес – наше богатство» Слайд 1.

Скажите, ребята, кто из вас был в лесу?

Красиво в лесу?

- Сегодня мы отправляемся на прогулку в чудесный лес, перед которым мы оставим всю житейскую суету, неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды.

А по возвращению лес наполнит душу радостью.
С собой мы возьмём корзинки, в которые вы будете собирать дары леса: жетоны в форме цветочков, грибочков, листочков, за правильные ответы.

На нашей прогулке мы откроем множество лесных тайн.

Итак, нам пора в путь!

IV. Работа по теме

- Мы пришли в сказочный лес. Слайд 2 (картинка леса и звуки)

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.

- Ребята, как нужно гулять по лесу, чтобы услышать все его звуки?

Спокойно, без беготни, не аукать, не кричать, а просто тихо-тихо пройтись по лесной тропе? (ответы детей) - Но если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса.

В лесу мы хозяева или гости?

А в гостях нужно соблюдать правила поведения.

Первое правило, которое мы будем соблюдать при прогулке:

Нельзя шуметь в лесу. (вывешивается на доску)

- Кто главные жители леса?

Правильно, деревья – главные жители леса.

А вот перед вами один из жителей леса «Чудо дерево».

Во время прогулки «Чудо – дерево» будет предлагать вам различные задания.


Давайте сорвём листок и выполним задание №1

Отгадывание загадок

Дерево предлагает разгадать загадки о его друзьях-деревьях.

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна.

Одежда зелена. (Береза.)

Это ель или сосна?

В длинных шишках вся она,

А иголки мелки, тонки

И, конечно, очень колки. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Молодцы, ребята! Получите жетоны.


Ребята, чем отличаются перечисленные деревья друг от друга?

(У березы листья, у сосны и ели, иголки)

Когда мы говорим о лесе, то представляем обширную местность, занятую деревьями, кустарниками и травами. Название леса зависит от того, какие там растут деревья.

Сорвём следующий лист

Задание по карточкам №2

Перед вами картинки с изображением лесов и даны названия лесов. Вы должны, стрелочками обозначить к какому лесу относятся данные названия.


Ответы проверяют на слайде. Слайд 3 1. Как называется такой лес?

Правильно, лиственный.

2.Как называется лес, в котором растут ели, сосны?

Называется хвойным или тайга

А какие ещё хвойные деревья вы знаете?

(Кедр, пихта, можжевельник)

3. Какой лес изображен на третьей картинке? Смешанный, где растут лиственные и хвойные деревья

За правильные ответы получите жетоны.


- Как вы думаете в Брянском крае, какие растут леса? (смешанные)

В Брянском крае растут в основном смешанные леса.

- Ребята, а вы знаете, что в лесу есть этажи, как у наших домов.

- Сколько этажей у леса?(3 этажа)

Ученые эти этажи называют ярусами.

Сорвём листок и выполним следующее задание.

Задание по карточкам №3

Расположить растения по ярусам

Ответы проверяют на слайде. Слайд 4

Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний - 3 этаж?

Почему? (Высокие деревья, которым требуется больше света.)

Кто занимает 2 этаж?

2 этаж – кустарники и низкорослые деревья.

Кто занимает 1 этаж?

1 этаж - травы, мхи, грибы и лишайники

Вы замечали, что в лесу нам легко дышать? Что воздух какой-то особенный?

Какие запахи вы чувствуете? (воздух чистый, пахнет травами)

- А в городе воздух такой же? Почему?

- Газы от машин, заводов 

Не зря лес называют фабрикой кислорода. Деревья поглощают из воздуха вредные примеси, а выделяют кислород.

Вот поэтому в лесу легко дышится.

А какое значение для человека имеет чистый воздух? Что он нам даёт?

Это здоровье. В лесу размещают оздоровительные лагеря для детей, санатории, дома отдыха.

Можно чистый воздух назвать богатством леса?

За правильные ответы получите жетоны.

Деревья – большие друзья человеку, и всем живым существам. И мы должны их беречь. А как мы можем это сделать? Ребята, давайте попробуем сформулировать правило.

Правило: Нельзя ломать ветки кустарников и деревьев (вывешивается на доску)

Наша прогулка по лесу продолжается.

Физминутка

Вот высокая сосна, К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова


Мы с вами вышли на полянку. Слайд 5 (полянка с цветами)

Весной и летом радует она нас цветами, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики и белые ромашки с золотой серединкой. Многие, возвращаясь, домой, несут охапки увядающих цветов. - Ребята, надо ли рвать цветы в лесу? Почему?

- Многие растения становятся редкими из–за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы, лишаем их будущих плодов, разрывая цепь питания в природе. А значит, на следующий год не появятся новые растения. Давайте сформулируем правило.

Правило: Нельзя рвать цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

и деревья и кусты…

  И  не будет красоты,

  И не будет доброты.

В природе нет ничего лишнего. В ней всё взаимосвязано.


Ребята обратите внимание на слайд, кто знает, как называются эти растения.

Слайд 6 (лекарственные растения) дети называют названия растений.

Эти растения являются лекарственными.

Как вы думаете, почему их так называют?

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Ромашкой поласкают горло при ангине, мать – и мачеху заваривают и пьют при кашле, подорожник накладывают на ранки, чтобы кровь остановилась, мята – успокаивает. Можно ли лекарственные травы назвать богатством леса?

Редкие растения занесены в Красную книгу и охраняются законом, нарушать его никому не разрешается, соблюдать его должны не только взрослые, но и дети. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.


В народе есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть».

Как вы её понимаете?

Чем же в лесу можно полакомиться?

Ягодами, грибами, орехами. Слайд 7 (плохие и хорошие ягоды и грибы)

А все ли грибы и я годы можно собирать?

Нет, есть ядовитые грибы и ягоды (называют ядовитые и убирают со слайда)

Молодцы! Знайте, что не следует брать в руки незнакомые грибы, ягоды, и тем более пробовать.

- А можем мы грибы и ягоды назвать богатством леса?

Где человек использует это богатство? (Ответы детей)


- Для кого ещё лес является домом?

Деревья и кустарники - это дом для птиц, зверей, насекомых.

Можно нарушать покой лесных жителей? Почему?

- Их роль в природе тоже очень велика. Насекомые опыляют растения, птицы участвуют в распространении семян многих растений. Очень велико санитарное значение животных, уничтожение ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы.

Сформулируем следующее правило

Правило: Не обижай насекомых и животных. (вывешивается на доску)

- Лес дает нам свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

- А теперь давайте подумаем, что же еще даёт человеку лес?

- А ещё лес даёт человеку древесину, дрова.

- Для чего нам нужны дрова?

Для чего человеку древесина? (изготовить брёвна и доски для строительства домов)

- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите в классе?

(Шкафы, стулья, деревянные столы, двери)

Молодцы!

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте да или нет:

Вот стоит обычный стол. Это лес!

- Или рама, двери, пол? Лес!

- Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

- А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг –

Это наш зеленый друг.

Всё что нам даёт лес можно ли назвать богатством?

Лес - это еще и бесценная красота!

В наше время, к сожалению лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма Слайд 8 «На лесной тропе», а затем ответить на вопрос

- Какие правила поведения в природе нарушили герои мультфильма?

Рубили деревья;

ломали ветки деревьев;

громко шумели;

разожгли костер;

ранили птицу;

погубили рыбу в реке;

оставили мусор на поляне и т.д.

- Какой совет вы бы дали лисам?

Вывод: Лес – наш друг, а друзей любят и берегут.

Сорвём листок и выполним следующее задание.

Задание по карточкам №4

«Лесные задачи»

Я раздам задачи. А вам нужно выбрать из предложенных ответов правильный. Работать будем в парах.

1.В лесу случилась беда, выпал птенчик из гнезда. Как ты поступишь?

А) Возьмёшь его домой и посадишь в клетку

Б) Вернёшь его в гнездо

В)Пройдёшь мимо

2.Как поступишь с мухомором, зная, что он несъедобный?

А) Ударишь гриб ногой, так как он ядовитый

Б) Обойдёшь его стороной

В) Срежу все грибы, а потом ненужные выброшу

3.Куда деть мусор после еды?

А) Выкопаешь ямку и всё в неё зароешь

Б) Соберёшь всё в кучу, и оставишь так

В) Заберёшь всё с собой

4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Что надо сделать?

А) Оставить все как есть

Б) Залить водой или затоптать ногами      

В) Закидать землей

Если вовремя не затушить костёр может случиться беда. Самый страшный враг леса это пожар.    

Молодцы, ребята! С задачами вы справились.

V. Закрепление

Но для того что бы убедиться сможете ли вы соблюдать правила поведения в лесу, я проведу с вами игру.

Игра «Можно - нельзя».

Слушайте внимательно и отвечайте вместе.

Оставлять мусор в лесу (нельзя)

Собирать в лесу грибы (можно)

Вырывать их с корнями (нельзя)

Наблюдать за муравьями (можно)

Разрушать муравейники? (нельзя)

Брать детенышей диких животных домой? (нельзя)

Слушать пение птиц (можно)

Разжигать костры в лесу (нельзя)

Беречь лес от пожара (можно). Нужно!

- Если соблюдать все эти правила поведения – то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будет радовать нас и дальше. Так давайте все делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли травы и цветы. И в лес будем ходить только с добром. А теперь нам пора возвращаться в класс.

Мы с вами во время прогулки соблюдали все правила.

А теперь посмотрите в свои корзинки. Щедро ли за это одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)

Молодцы!

Рефлексия

- На нашем Чудо-дереве, остались листочки, зеленого и желтого цвета, если вам понравилась наша прогулка, прошу сорвать зеленый листок, если же вам хоть что-нибудь не понравилось - желтый листок. На нашем дереве остались только жёлтые листочки, значит, занятие вам понравилось.

Помните, ребята:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

VI. Итог занятия

- Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы говорили? За то, что хорошо работали на занятии, хочу подарить вот эти воздушные шары с правилами. И хочу, чтобы каждый из вас, когда пойдет в лес, помнил и выполнял эти правила.

Наше занятие окончено! Спасибо за внимание! Слайд 9