ВПР. Окружающий мир. 4 класс
Всероссийские проверочные работы
2018 год
Описание
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году диагностической работы
по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 класс
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 2 |
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году диагностической работы по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Назначение всероссийской проверочной работы
на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с 2011 г. первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2016 г. начальную школу закончат выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС с 1 класса.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально -культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по предмету "Окружающий мир" – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 3 |
Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание проверочной работы соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение
выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное
результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения
выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи
−соответствие ФГОС;
− соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
− учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 4 |
− отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
−использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);
−использование только заданий открытого типа.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | | Человек и природа |
| 1.1 | Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая |
| | природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). |
| 1.2 | Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, |
| | перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. |
| 1.3 | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: |
| | соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие |
| | практические работы с веществами, жидкостями, газами. |
| 1.4 | Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и |
| | тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о |
| | форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. |
| 1.5 | Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, |
| | расположение на глобусе и карте. |
| 1.6 | Важнейшие природные объекты своей страны, района. |
| 1.7 | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. |
| | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли |
| | вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном |
| | крае на основе наблюдений. |
| 1.8 | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). |
| | Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в |
| | жизни людей. |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 5 |
1.9 Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
1.10 Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
![]()
1.11 Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
![]()
1.12 Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
![]()
1.13 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
![]()
1.14 Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
![]()
1.15 Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
![]()
1.16 Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
![]()
1.17 Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие
![]()
домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
1.18 Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи
![]()
1.19 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
![]()
1.20 Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
![]()
1.21 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
![]()
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 6 |
1.22 Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Человек и общество
![]()
2.1 Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
![]()
2.2 Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
![]()
представление о человеческих свойствах и качествах.
2.3 Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым . Забота о детях, престарелых , больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
![]()
2.4 Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
![]()
2.5 Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
![]()
2.6 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
![]()
2.7 Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным , в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта,
![]()
телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
2.8 Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
![]()
2.9 Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
![]()
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 7 |
2.10 Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
2.11 Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
![]()
2.12 Россия на карте, государственная граница России.
![]()
2.13 Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр
![]()
2.14 Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России ( по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
![]()
2.15 Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
![]()
2.16 Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
![]()
2.17 История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
![]()
2.18 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
![]()
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 8 |
| | | |
3 | | Правила безопасной жизни | |
| 3.1 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | |
| 3.2 | Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная |
| | гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие |
| | сохранения и укрепления здоровья. | |
| 3.3 | Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах |
| | (ушиб, порез, ожог), обмораживании , перегреве. | |
| 3.4 | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на |
| | транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), |
| | в лесу, на водоеме в разное время года. | |
| 3.5 | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, |
| | электричеством, водой. | |
| 3.6 | Правила безопасного поведения в природе. | |
Таблица 2
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
![]()
![]()
![]()
![]()
Метапредметные
![]()
![]()
1.1 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
![]()
1.2 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
![]()
1.3 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины
![]()
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
1.4 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
![]()
1.5 умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
![]()
1.6 умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
![]()
1.7 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
![]()
1.8 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
![]()
1.9 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами 1.10 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
![]()
![]()
конкретного учебного предмета
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 9 |
| | | |
2 | | Предметные | |
| 2.1 | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства |
| | гордости за национальные свершения, открытия, победы | |
| 2.2 | сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей |
| | семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни | |
| 2.3 | осознание целостности окружающего мира | |
| 2.4 | освоение основ экологической грамотности, элементарных правил |
| | нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего |
| | поведения в природной и социальной среде | |
| 2.5 | освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, |
| | запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением |
| | информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом |
| | информационном пространстве) | |
| 2.6 | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в |
| | окружающем мире | |
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.
Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.).
Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями.
Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 10 |
опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.
Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного , здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.
Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму.
Необходимо отметить, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.
Обобщенный план варианта проверочной работы представлен в Приложении.
Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
| | | Таблица 3. | |
| | | | |
| | | Процент максимального первичного | |
Уровень сложности | Коли- | Максимальный | балла за выполнение заданий данного | |
чество | первичный | уровня сложности от максимального | |
заданий | |
заданий | балл | первичного балла за всю работу, | |
| |
| | | равного 32 | |
Базовый | 7 | 20 | 62,5 | |
Повышенный | 3 | 12 | 37,5 | |
Итого | 10 | 32 | 100 | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 11 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 32 баллами.
Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.
Ответы на задания 1, 5, 6.3–10 оцениваются по критериям. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 5, 6.3 оценивается 2 баллами, на задания 7–9 – 3 баллами, на задание 10 – 6 баллами.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
| | | | Таблица 4. | |
| | | | | | |
Отметка по | «2» | «3» | «4» | | «5» | |
пятибалльной шкале | | |
| | | | | |
Первичные баллы | 0–7 | 8–17 | 18–26 | | 27–32 | |
9. Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по предмету "Окружающий мир"
дается 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется. Контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Окружающий мир. 4 класс | 12 |
Приложение
Обобщенный план варианта проверочной работы по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 класс
№ | Проверяемые требования | | Блоки ПООП НОО | | Код | Уровень | Макси- | Примерное | |
| (умения) ФГОС НОО | | | | | | | | КЭС / | слож- | мальный | время | |
| | | | | | | | | | выпускник научится / | | КТ | ности | балл за | выполнения | |
| | | | | | | | | | получит возможность | | | | выполне- | задания | |
| | | | | | | | | | научиться | | | | | ние | обуча- | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | задания | ющимся | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | (в минутах) | |
| | | | | | | | | | | | Часть 1 | | | | | | |
| | | | | | | | | |
1 | Овладение начальными сведениями | узнавать | | изученные | | | | | |
| о сущности | и | особенностях | объекты и явления живой | | | | | |
| объектов, | | процессов | | и явлений | и неживой природы; | | | | | | |
| действительности | | | (природных, | использовать | | | | | | | | |
| социальных, культурных, техниче- | знаково-символические | | 1.1 / 1.2; | | | | |
| ских и др.); | | | | | | | | средства | для | решения | | Б | 2 | 2 | |
| использование | | | различных | задач | | | | | | 1.3 | |
| | | | | | | | | | | |
| способов | | | анализа, | | передачи | | | | | | | | | | | |
| информации | в | соответствии | с | | | | | | | | | | | |
| познавательными задачами; в том | | | | | | | | | | | |
| числе | умение | анализировать | | | | | | | | | | | |
| изображения | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Использование | | | различных | использовать | | | | | | | | |
| способов анализа, организации, | знаково-символические | | | | | | |
| передачи | | | и | интерпретации | средства | | для | решения | 1.8 / 1.8; | | | | |
| информации | в | соответствии | с | задач; | | | | | | Б | 2 | 2–3 | |
| познавательными задачами; | | понимать | информацию, | 2.5 | | | | |
| | | | | |
| освоение | | доступных | способов | представленную разными | | | | | |
| изучения природы | | | | | способами: | словесно, | в | | | | | |
| | | | | | | | | | виде таблицы, схемы | | | | | | |
3 | Овладение начальными сведе- | использовать | | готовые | | | | | |
| ниями о сущности и особенностях | модели | (глобус, | карту, | | | | | |
| объектов, | процессов | | и | явлений | план) | для объяснения | | | | | |
| действительности | (природных, | явлений | или | описания | 1.5; 1.15; | | | | |
| социальных, | | | культурных, | свойств объектов; | | | 1.17 / 1.2; | П | 6 | 5 | |
| технических и др.); | | | | | обнаруживать | простей- | |
| овладение | | логическими | дейст- | шие взаимосвязи | между | 1.6; 1.8 | | | | |
| виями | | анализа, | | | синтеза, | живой | | и | неживой | | | | | |
| обобщения, | классификации | по | природой, | взаимосвязи в | | | | | |
| родовидовым признакам | | | живой природе | | | | | | | | |
4 | Освоение | | элементарных | норм | понимать | необходимость | | | | | |
| здоровьесберегающего | поведения | здорового | образа | жизни, | | | | | |
| в природной и социальной среде | соблюдения | | правил | | | | | |
| | | | | | | | | | безопасного | поведения; | 1.22; 3 / | | | | |
| | | | | | | | | | использовать | знания | о | 1.6; 1.8; | Б | 1 | 2–3 | |
| | | | | | | | | | строении | и | функцио- | 2.4 | | | | |
| | | | | | | | | | нировании | | организма | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | человека для сохранения и | | | | | |
| | | | | | | | | | укрепления | | своего | | | | | |
| | | | | | | | | | здоровья | | | | | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
| ВПР. Окружающий мир. 4 класс | | | | | | | | | | | 13 | |
| | | | | | | | | | | | | |
5 | Овладение | начальными | сведе- | | узнавать | | | изученные | | | | | |
| ниями | | о | сущности | и | | объекты | | и | | явления | | | | | |
| особенностях объектов, процес- | | живой | и | | неживой | 1.22 / | | | | |
| сов и явлений действительности; | | природы; | | | | | | Б | 2 | 3 | |
| умение анализировать изображе- | | использовать | | | | 1.2; 1.8; | |
| ния | | | | | | | | | знаково-символические | 2.5 | | | | |
| | | | | | | | | | средства, в том числе | | | | | |
| | | | | | | | | | модели, | для | | решения | | | | | |
| | | | | | | | | | задач | | | | | | | | | | | |
6 | Освоение | | доступных | способов | | вычленять | | | содержа- | | | | | |
| изучения природы (наблюдение, | | щиеся | | | в | | тексте | | | | | |
| измерение, опыт); | | | | | | основные события; | | | | | | |
| овладение | логическими | дейст- | | сравнивать между собой | | | | | |
| виями | сравнения, | | | анализа, | | объекты, | | описанные в | | | | | |
| синтеза, | установления | аналогий | | тексте, выделяя 2-3 | | | | | |
| и причинно-следственных свя- | | существенных | | | | | | | |
| зей, построения рассуждений; | | | признака; | | | | | | | | | |
| осознанно | строить | | речевое | | проводить | несложные | 1 / 1.2; | П | 4 | 5–7 | |
| высказывание в | соответствии | с | | наблюдения в окружаю- | 1.4; 1.9; | |
| задачами коммуникации | | | | | щей | среде | и | ставить | 2.5 | | | | |
| | | | | | | | | | опыты, | | | используя | | | | | |
| | | | | | | | | | простейшее | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | лабораторное | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | оборудование; | | | | | | | |
| | | | | | | | | | / | создавать | и | | | | | |
| | | | | | | | | | преобразовывать | | | | | | |
| | | | | | | | | | модели | и | схемы | для | | | | | |
| | | | | | | | | | решения задач | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | Часть 2 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
7 | Освоение | | элементарных | правил | | использовать | | | | | | | | |
| нравственного поведения в мире | | знаково-символические | | | | | |
| природы и людей; | | | | | | средства, в том числе | | | | | |
| использование знаково-символи- | | модели, | для | | решения | | | | | |
| ческих | средств | представления | | задач | | | | | | | 3 / 1.2; | П | 3 | 5 | |
| информации для создания моделей | | / выполнять | правила | 2.4 | |
| | | | | |
| изучаемых объектов и процессов; | | | безопасного поведения в | | | | | |
| осознанно строить речевое вы- | | доме, | | | на | | улице, | | | | | |
| сказывание в соответствии с за- | | природной среде | | | | | | |
| дачами коммуникации | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Овладение | начальными | сведе- | | оценивать | | | характер | | | | | |
| ниями о сущности и особенно- | | взаимоотношений | лю- | | | | | |
| стях объектов, | процессов | и | | дей в | различных | соци- | 2.1-2.11 | | | | |
| явлений | | действительности | | альных группах | | | | | |
| | | | / 1.5; | Б | 3 | 5 | |
| (социальных); | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 1.7; 2.2 | | | | |
| осознанно | строить | | речевое | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| высказывание в | соответствии | с | | | | | | | | | | | | | |
| задачами коммуникации | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Сформированность | уважитель- | | [будут | | сформированы] | | | | | |
| ного отношения к России, своей | | основы | | гражданской | 2.1-2.11 | | | | |
| семье, культуре нашей страны, её | | идентичности, | | | своей | Б | 3 | 5 | |
| современной жизни; | | | | | | этнической | принадлеж- | / 1.5; | |
| готовность излагать свое мнение | | ности в форме осознания | 1.7; 2.2 | | | | |
| и аргументировать | свою точку | | «Я» как члена семьи, | | | | | |
| зрения; | | | | | | | | | представителя | | народа, | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
| ВПР. Окружающий мир. 4 класс | | | | | | | | | | 14 | |
| | | | | | | | | | | | |
| осознанно | строить | речевое | | гражданина России | | | | | | | |
| высказывание | в соответствии с | | / | осознавать | свою | | | | | |
| задачами коммуникации | | неразрывную | связь | с | | | | | |
| | | | | разнообразными | | | | | | | |
| | | | | окружающими | | | | | | | |
| | | | | социальными группами | | | | | | |
10 | Сформированность | уважитель- | | [будут | сформированы] | | | | | |
| ного отношения к родному краю; | | основы | гражданской | | | | | |
| осознанно | строить | речевое | | идентичности, | | своей | | | | | |
| высказывание | в соответствии с | | этнической принадлежно- | 2.16 / | | | | |
| задачами коммуникации | | сти | в | форме | осознания | | | | | |
| | | | | «Я» как члена семьи, | 1.5; 1.7; | Б | 6 | 6 | |
| | | | | представителя | народа, | 2.2 | | | | |
| | | | | гражданина России; | | | | | | | |
| | | | | описывать | достоприм- | | | | | |
| | | | | ечательности | столицы | и | | | | | |
| | | | | родного края | | | | | | | | |
Всего 10 заданий. | | | | | | | | | | | | | | |
Максимальный балл – 32. | | | | | | | | | | | | | |
Время выполнения проверочной работы – 45 минут. | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации