СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вставай страна огромная, вставай на смертный бой..."

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проведенном открытом интегрированном уроке по МХК,ИЗО, технология в рамках предметной недели, посвященном ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«"Вставай страна огромная, вставай на смертный бой..."»

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Эти известные строки из стихотворения В. И. Лебедева-Кумача стали началом открытого разговора о Великой Отечественной войне. Именно «Священная война» стала первой песней, поступившей на вооружение Советской Армии. Она звучала на радио каждое утро после боя курантов. Сегодня эта песня является для нас напоминанием о тех тяжелых военных днях, которые пришлось пережить советскому народу.

Открытый интегрированный урок (МХК, ИЗО, технология), посвященный теме войны, прошел в рамках предметной недели учебных дисциплин художественно-эстетического цикла. Мы раскрывали смысл высокой трагедии в образах войны через различные виды искусства, говорили, что песня «Священная война» - это песня-гимн, эмблема ВОВ. Музафаров Эрик представил классификацию жанров военной песни на примерах известных произведений военных лет и современных хитов.

Не только музыкальные произведения рассказывают нам о военных событиях. Азалия Петунина рассказала о скульптуре военного времени. В скульптуре преобладает портрет, в котором мастера стремились более точно и достоверно запечатлеть облик своего героя. Победоносные полководцы, бравые офицеры, партизаны и партизанки, мастеровые тыла, простые солдаты – целая галерея образов, сохранившая для потомков облик тружеников и воинов, добывавших великую победу, была создана скульпторами в военные годы. В качестве иллюстраций были представлены изображения памятника «Советскому воину-освободителю» в Берлине, скульптур «Родина-мать» в Волгограде и «Героическим сынам Урала» в Екатеринбурге.

Юлия Пономарева познакомила всех присутствующих с сатирическими плакатами Кукрыниксов, которые были особенно популярны и на фронте и в тылу. Рисунки этих мастеров с беспощадной язвительностью развенчивали миф о «гениальном» фюрере и его непобедимой армии.

От карикатур к «суровой летописи войны» перевела разговор Мария Ковальчук. Военные будни, насыщенные страданиями и смертью, подвиг тружеников тыла, жертвенность солдат и офицеров, ненависть к врагу, скорбь по погибшим и радость победы – все это стало предметом обобщения в произведениях художников-современников, непосредственных участников или свидетелей исторических событий неповторимой героической эпохи. В этой части беседы мы познакомились с картинами «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» художника А.А.Дейнека и «Мать партизана» (1943г.) С.В.Герасимова. Также в годы войны развивается портретный жанр. Художники стремятся «отразить непокорный, гордый дух нашего народа». Здесь стоит отметить произведение П.Д.Корина «Портрет маршала Г. К. Жукова».

В минуты смертельной опасности во весь голос заговорила литература. Многие авторы словно торопились уловить и запечатлеть глубину и искренность переживаний воюющего человека. Ольга Могильникова рассказала о творчестве Твардовского и прочитала наизусть фрагмент из поэмы «Василий Тёркин».

Одновременно с литературой «второе дыхание» получает военная тема в кинематографе. Марьям Зеязетдинова в своем выступление обозначила важную воспитательскую роль кинематографа на примере таких картин, как «Секретарь райкома» (1942г.), «Она защищает Родину» (1943г.), «Баллада о солдате» (1959г.). Жанр комедии также был популярен - такие фильмы поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе. Среди них «Антоша Рыбкин» (1942г.) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943г.) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944г.). Стоит упомянуть и детские фильмы, например «Жила-была девочка» - о жизни детей в блокадном Ленинграде.

Муртазина Ольга Викторовна, учитель технологии, рассказала о значении двухцветного символа праздника – георгиевской ленточке. Мы узнали, что георгиевская ленточка - это память о двухцветной ленте к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту и Георгиевской медали.

Во второй части урока были сформированы разновозрастные группы для выполнения практического задания. Группа ребят репетировала песню «День Победы», которая является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. Ребята-скульпторы, используя разнообразный материал, выполнили по своему замыслу макет мемориального комплекса. Лаконизм, условность образов, четкость силуэтов и жестов, отточенность главной мысли смогли передать ребята при создании плакатов «Победа за нами», «Война! Победа! Память!». Никого не оставило равнодушным прочтение по ролям стихотворения «Диалоги войны» и инсценировка фрагмента кинофильма «Судьба человека», созданного по знаменитому произведению М.Шолохова. Прекрасную брошь из георгиевской ленточки выполнили ребята своими руками в технике канзаши.

Урок завершился торжественным исполнением песни «День Победы». Пели все, пели стоя, пели так, будто хотели прикоснуться к истории, и ощутить, что чувствовали наши бабушки и дедушки в те утренние часы 9 мая 1945 года, когда пришло долгожданное известие об окончании войны.

Искусство живет сквозь время. И на этом открытом уроке мы еще раз убедились, что искусство военного времени учит нас патриотизму, мужеству, демонстрирует невероятную силу духа русского народа, рассказывает о том огромном вкладе в великое дело Победы, которое внесла художественная интеллигенция, разделившая вместе со всем народом судьбу страны.



08.05.2017год. Лагунова Ольга Алексеевна, учитель МХК и ИЗО.