РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
по выбору модуля комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются сегодня основой нравственного становления ребёнка . Поэтому столь важно согласовать совместные усилия всех взрослых по духовному и нравственному развитию и воспитанию детей. Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными,добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми . Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким ровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.
И курс ОРКСЭ призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культуры народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьников, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.
ВАШ РЕБЁНОК – МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК
Младший подростковый возраст
(обучающиеся 4-6 классов) – один из самых сложных периодов развития школьников.
В это время ребёнок переживает два кризиса:
Кризисы 10 – 12 лет
Возрастной
Образовательный
Переход от детского возраста к подростковому:
Переход с начальной
- Начало полового созревания
- Вхождение в самостоятельную и ответственную взрослую жизнь
на основную ступень общего образования
Происходит переоценка ценностей
- Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства
- Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире.
- Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Задачи курса ОРКСЭ:
- 1. Знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики.
- 2. Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества.
- 3. Обобщение знаний школьников о духовной культуре, морали, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
- 4. Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.
Воспитание детей в рамках курса ОРКСЭ
Модули курса ОРКСЭ:
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы иудейской культуры.
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы светской этики.
4 раздела :
1) « Россия – наша Родина»,
2) и 3) модульные,
4) «Любовь и уважение к Отечеству»
Основы православной культуры
- Библия (Священное Писание).
- Во что верят православные христиане?
- Спаситель. Жертвенная любовь.
- Победа над смертью.
- Крещение , миропомазание, причастие, покаяние.
- Иконы, фрески, церковное пение.
«Основы исламской культуры»
- Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности.
- Священные книги ислама – Коран, Сунна как источники нравственности.
- Обязанности мусульман.
- Как устроена мечеть.
- Кааба. Минарет.
«Основы буддийской культуры»
- Будда и его учение.
- Буддийский священный канон.
- Буддийская картина мира.
- Добро и зло.
- Ненасилие и доброта.
- Буддийские святые.
- Трипитака (Типитака) . Джаммапада.
«Основы иудейской культуры»
- Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы.
- Письменная и Устная Тора.
- Патриархи еврейского народа.
- Пророки и праведники в иудейской культуре.
- Назначение синагоги.
- Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
- Молитвы.
«Основы мировых религиозных культур»
- Культура и религия.
- Древнейшие верования.
- Религии мира и их основатели.
- Священные книги: Веды, Авеста, Трипитака, Библия, Тора, Коран.
- Хранители предания в религиях мира.
- Понятие греха, раскаяние.
«Основы светской этики»
- Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
- Семейные ценности.
- Порядочность. Интеллигентность.
- Добро и зло.
- Долг и совесть.
- Смысл жизни и счастье.
- Этикет.
Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ
- обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации (интервью, эссе, публичное выступление);
- оказание родительской помощи в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов;
- выступление членов семей с рассказами о семейных традициях;
- проведение семейных конкурсов и викторин;
- формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения;
- участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых творческо-исследовательских работ;
- привлечение родителей к внеурочным мероприятиям.
Выбор модуля ОРКСЭ -
право родителей
(законных представителей) обучающихся»
- Выбор подтверждается заявлением родителя (законного представителя).
Обязателен ли данный учебный предмет для изучения в четвёртом классе?
- Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года, 1 час в неделю.
Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса «ОРКСЭ»?
- Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок
Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?
С 1 сентября 2015 г. в соответствии с ФГОС ООО вводится предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).
Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.
Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?
- Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется.
- Учащиеся в конце освоения курса будут представлять свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п
Каково взаимодействие с родителями (законными представителями) по курсу ОРКСЭ?
Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
Опыт творческой деятельности
виды творческих работ учащихся
сочинение
сообщение
реферат
проект
доклад
Практические советы родителям.
Как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса
«Основы религиозных культур и светской этики»…
- Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель .
- Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
- Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.
- Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
- Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии).
- Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
- Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
- Постарайтесь, чтобы ваши дети чаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений.
- Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.
- Выбор за Вами, дорогие родители!