-по освоению алгоритма вынесения общего множителя за скобки и понимания логики его построения;
- создать условия для развития самостоятельности учащихся в организации и осуществлении своей учебной деятельности.
-освоить алгоритм вынесения общего множителя за скобки и понимания логики его построения;
Этапы урока | | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Образовательный ресурс | Время |
Организационный момент | | Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Девиз нашего урока: Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций. Придадим нашему уроку необычную окраску( эмблема зеленого дерева и красного сердца), эмблема на доске. В конце урока мы раскроем секрет этой эмблемы | Проверяют рабочее место, приветствуют учителя , включаются в рабочий ритм урока | | 1 мин. |
Актуализация знаний и мотивация | | Сегодня на уроке вы изучите новый материал. Но прежде поработаем устно. 1.Выполнить умножение одночленов: 2а2*3ав; 2ав*(-а4); 6х2*(-2х); -3с*5х; -3х*(-ху2);-4а2в*(-0,2ав2) При правильном ответе открывают первую букву 2) Какие одночлены следует поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство: х3* = х6; - а6 = а4*; *у7 = у8; -2а3* = 8а5; 5ху4* = 25х2у6 .При правильном ответе открывают вторую букву 3) Представить одночлен 12х3у4 в виде произведения двух множителей, один из которых равен 2х3 ; 3у3; -4х; 6ху; -2х3у; 6х2у2. При правильном ответе открывают третью букву 4) Представить различными способами одночлен 6х2у в виде произведения двух множителей. Открываем 4 букву 5) Ученик умножил одночлен на многочлен, после чего одночлен оказался стертым. Восстановите его …*(х – у) = 3ах – 3ау …*(-х + у2 – 1) = ху2 – у4 +у …*(а +в – 1) = 2ах +2вх – 2х …*(а – в) = а2в – а3 …*(2у2 – 3) = 10у4 – 15у2.Открываем 5 букву 6.Вычислить 57*58 + 43*58 = 768*95 – 668*95 = 76,8*9,5 + 23,2*9,5 = Открываем 6 букву. Из букв получилась фамилия немецкого математика. | Устно выполняют задание Комментируют решение, используя правила Открывают буквы на доске Ученик( получил заранее задание) Историческая справка: Михель Штифель (1487-1567), немецкий математик и странствующий проповедник; автор книги “Полная арифметика», он ввёл термин «показатель степени», а также рассматривал свойства многочленов и внес существенный вклад в развитие алгебры.(фото) | слайд слайды слайд | 6 мин. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | На доске: Найти значение выражения а2 – 3ав при а = 106,45; в = 2,15. Как это сделать? а) Можно подставить числовые значения а и в и найти значение выражения , но это сложно. в) А можно поступить иначе? Как? На доске записываем тему урока: «Вынесение общего множителя за скобки.» Ребята, пишем аккуратно! Помним, что для производства тонны бумаги требуется спилить примерно 17 взрослых деревьев. Попробуем поставить цели урока по схеме: С какими понятиями познакомится? Какие навыки и умения освоим? | Предлагают свои варианты решения | | 3 мин |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения ( первичное знакомство с материалом) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | Открываем учебник стр 120-121, читаем и отвечаем на вопросы стр 121. Выделяют пункты алгоритма Алгоритм вынесения общего множителя за скобки Найти общий множитель коэффициентов многочленов Вынести его за скобку 3. Учитель: Я приведу пример вынесения множителя за скобки в русском языке. В выражении “Взять книгу, взять ручку, взять тетрадь” функцию общего множителя выполняет глагол “взять”, а книга, тетрадь и ручка – это дополнения. Это же выражение можно сказать по другому “взять книгу, тетрадь и ручку”. 4 Я написала правило умножения одночлена на многочлен в виде схемы. На доске появляется запись:  Попрубуйте нарисовать схематично правило вынесения общего множителя | Читают материал Отвечают на вопросы Находят лист с алгоритмом А, теперь попробуйте вы: На доске рисуют обратную схему . | | 7 мин |
5. Релаксация | | Включает мультфильм « задание на лето» Из зимней погоды попадаем в теплое лето . Но фрагмент поучительный, попробуйте уловить главную мысль | Смотрят фрагмент мультфильма и делают вывод о красоте родного края | Фрагмент мультфильма « Задание на лето» | 3 мин. |
6.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Фронтально у доске: № 318, 319, 320,321,324,325,328 По очереди , по желанию | Решают у доски с комментариями | | 10 мин |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельно решают по тексту на листочках и проверяют по ответам на доске: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (дифференцированно) 1 вариант Закончите разложение многочлена на множители: 5ах – 30ау = 5а(…………..) х4 – 5х3 – х2 = х2(…………..) Разложите на множители многочлен - 5ав + 15а2в, вынося за скобки множитель: а) 5а; б) -5а. Разложите на множители: 5х + 5у = 7ав + 14ас= 20а – 4в= 5mn – 5= ах – ау= 3x2 – 6x= 2а – 10ау= 15a2 + 5a3= 2 вариант Закончите запись: 18ав +16в= 2в(…………) 4а2с – 8ас= 4ас(………..) Разложите на множители многочлен -15а2в + 5ав4 двумя способами: а) вынося за скобки множитель 5ав; б) вынося за скобки множитель -5ав. 3. Вынесите за скобки общий множитель: 5х+6ху= 2ав – 3а3в= 12ав – 9в= х3-4х2+6х= 6а4 – 4а2= 4а4-8а3+12а2= 24х2у -12ху= 9в2-6в4+3в= 4. Найдите значение выражения, разложив его на множители: ху2 +у3 при х=97, у=3. 3 вариант Вынесите за скобки общий множитель и выполните проверку, умножив одночлен на многочлен: а) 12ху+ 18х= б) 36ав2 – 12а2в= 2. Закончите запись: -18а3в2+36ав = 18ав(…………) -18а3в2+36ав = -18ав(…………) 3. Вынесите за скобки общий множитель: 12а2+16а= -11х2у2 +22ху= 2а4-6а2= -12а3в3+6ав= 30а4в- 6ав4= х8-8х4+х2= 4. Замените М многочленом или одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством: 12а2в-8ав2+6ав=М*(6а-4в+3) 15х2у-10х3у2+25х4у3=5х2у*М 5. Найдите значение выражения: а) 2,76а-ав при а=1,25 и в=0,76; б) 2ху+2у2 при х=0,27 и в=0,73. | Выполняют свою работу , после выполнения получают ключи и проверяют , ставят + или минус, оценивают свою работу по критериям на доске :( ответы на доске) 10-12 баллов- «5» 8-9 баллов - «4» 6-7 баллов -«3» Меньше 6 - нужно поработать еще. | Листы с дифференцированным заданием | 10 мин |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Отметить активно работающих учащихся и подвести итоги самостоятельной работы: Поднимите руки, у кого 5,4,3. | Анализируют свою работу | | 2 мин |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Параграф № 19 № 322,326, 329 Делаем по образцам заданий в классной работе | Записывают задания в дневник | | 1 мин |
9. Рефлексия | | Учитель: Это был урок – поиск. Мы с вами искали точки соприкосновения друг с другом, учились общаться, а также раскрыли один из методов объяснения и закрепления темы. Вернемся к целям урока и проанализируем как мы их достигли А, о чем мы еще поговорили, кроме вынесения общего множителя за скобки? Возвращаемся к эмблеме урока. | Зачитывают цели и анализируют их выполнение О связи математики и русского языка, О красоте родного края, об экологии | | 2 мин |