Тема: Высоко сижу, далеко гляжу.
Цели: воспитание бережного отношения к самому себе;
Задачи:
расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека; познакомить со строением глаза;
познакомить детей с причинами появления глазных заболеваний и правилами, которые позволяют сохранить зрение;
разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний и утомляемости глаз;
расширять кругозор.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Оборудование: плакат «Гимнастика для глаз», презентация, предметы: отрез ткани для закрывания глаз, плакат «Береги зрение, чтобы видеть мир!», рисунки «Строение глаза», презентация «Глаза – зеркало души», карточки к физминутке, карточки для работы в группах (по количеству групп).
Организационный этап.
II. Актуализация знаний (Создание психологического настроя)
- Ребята, не хотите ли поучаствовать в небольших экспериментах? Есть ли желающие?
- Как вы думаете, кто из ребят, участвующих в эксперименте, чувствовал себя более уверенным?
- Как вы думаете, почему один из ребят дал не полное или неточное описание?
- Откройте глаза, проверьте результат.
- О чём можете сказать? (Дети: ручку доставать было легче, потому что она не похожа на карандаш на ощупь, а зеленый карандаш можно было достать только, если знаешь точно, где он лежит, потому что все карандаши на ощупь одинаковые.)
- Какой можно сделать вывод? (Дети: если человек видит, хорошо видит, то он чувствует себя комфортно, уверенно. Без хорошего зрения невозможно увидеть мелкие детали предметов, что-то рассмотреть и т.д.).
III. Постановка цели и задач
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (Дети: о глазах, зрении.)
Ученые считают, что больше половины всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств. Этот орган чувств - … ? (Дети: глаза!)
- А какую же необходимую для нас информацию мы получаем с помощью зрения? (Дети: мы видим, читаем, пишем, можем брать предметы, не падаем и т.д.)
- Какой вывод можно сделать из сказанного? Какова польза зрения? (Дети: без зрения человеку прожить сложно, он не видит ни красоты окружающего мира, не может отличить предметы, разные по цвету и др.)
- Итак, тема нашего занятия «Высоко сижу, далеко гляжу». Известно ли вам, кто из сказочных персонажей пользовался этим выражением? (Машенька из сказки «Маша и Медведь». Девизом нашего занятия станет выражение «Береги зрение, чтобы видеть мир!» (Слайд 2).
IV. Первичное усвоение новых знаний
- Глаза – удивительный дар природы. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза. С помощью них мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Не зря в народе говорят: лучше один раз увидеть, чем… (Дети: 100 раз услышать). (Слайд 3).
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Ответы детей).
- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. (Слайд 4). Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. (Слайд 5).Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Дети называют слова: милые, выразительные, ясные, огромные, веселые…)
- Каким бывает цвет глаз? ( Cиние, голубые, карие, зеленые, светлые…) Послушайте, это интересно:
Обладатели черных глаз энергетически сильные люди, очень темпераментные и общительные. (Слайд 6). | Голубоглазые - целеустремленные натуры, склонны помнить обиды. (Слайд 12). |
Кареглазые люди от природы наделены привлекательностью, бывают вспыльчивы, но легко забывают обиды. (Слайд 7). | Зеленоглазые люди – нежные, надежные и добрые люди. Только 2 человека из 100 являются обладателями зеленых глаз. (Слайд 13). |
Люди со светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединению, стремятся к самостоятельности. (Слайд 8). | У обладателей серо-зеленых глаз сильная воля, настойчивость и упорство. (Слайд 14). |
Желтый - редкий цвет глаз распространен чаще всего среди животных, таких как волки, домашние кошки, совы, орлы, голуби и рыбы. (Слайд 9). | Владельцы темно-серых глаз упрямы и смелы, обладают сильным характером. (Слайд 15). |
Синеглазые люди – романтики, очень эмоциональные и чувственные, предпочитают всегда говорить правду. (Слайд 10). | Обладатели серых глаз очень решительны и умны, им всё интересно и часто везёт. (Слайд 16). |
Людям с темно-голубыми глазами свойственна настойчивость и упорство. (Слайд 11). | Красный цвет глаз действительно есть , но встречается он только у альбиносов. Так как у них почти нет меланина, их радужка прозрачная, но выглядит красной из-за кровеносных сосудов. (Слайд 17). |
| У 10 человек из 1000 встречаются разноцветные глаза. Такое явление называется гетерохромией. Разные глаза могут передаваться по наследству, а так же после болезней и травм. (Слайд 18). |
V. Физминутка. Игра «Я - зоркий».
На карточках изображены фигурки человечков (высотой 2см), показывающих различные упражнения. Дети повторяют их.

VI. Строение глаза
- Как же устроен наш глаз? (Дети: радужная оболочка, хрусталик, зрачок)
(Слайд 19).
Глаз — волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен —
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей:
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий —
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, —
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
В центре радужки — зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло — зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой —
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку посмотри —
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз..
Ну а как же видит глаз?
Наталия Орлова


- Для чего они нужны глазам? (Дети: с глаз мы видим).
- От чего зависит цвет глаз? (Дети: от радужной оболочки).
- Глаза очень нежные. Природа сама позаботилась об охране наших глаз и оберегает их. Знаете ли вы как? (Слайд20)
(Дети: веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли, если в глаз попадает соринка, ее смывает слеза, а брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза).
-Природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Как можно это сделать? Обсудим ответ на данный вопрос в группах.
VII. Первичная проверка понимания (Работа в группах)
Прочитать правила
Распределить на 2 группы: «это полезно» знаком «+», «это вредно» знаком «-».
Правила (карточка у каждой группы учащихся):
умываться по утрам и вечерам прохладной водой
сидеть ближе 3 м от телевизора
читать лежа
при чтении и письме свет должен освещать страницу слева (для левшей справа)
читать в транспорте
оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов
расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см
употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец
делать гимнастику для глаз
вытирать глаза грязными руками
читать при плохом освещении
- Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас ухудшается?
- К кому тогда нужно обращаться? (Дети: окулист, офтальмолог)
- А сейчас послушайте стихи, подготовленные вашими товарищами.
VIII. Читают дети
1.Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
2. Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза.
3. Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
4. Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
5. Все чтецы хором:
Мы хотим предостеречь:
- НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!
(Автор:Н.Орлова «Береги свои глаза»)
- А беречь глаза нам поможет гимнастика для глаз.
IX.Физминутка"Весёлая неделька”
Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, (Поднять глаза вверх; опустить
Глазки солнцу улыбнутся, их книзу, голова неподвижна.)
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону,
а затем в левую, голова неподвижна.)
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.
( Плотно закрыть глаза, досчитать
да пяти и широко открыть глазки.)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
( Смотреть прямо перед собой,
поставить палец на расстояние
25-30 см. от глаз, перевести взор
на кончик пальца и смотреть на
него, опустить руку.)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
( Поднять глаза вверх, вправо, вниз,
влево и вверх; и обратно: влево,
вниз, вправо и снова вверх.)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
( Посмотреть взглядом в верхний
правый угол, затем нижний левый;
перевести взгляд в верхний левый
угол и нижний правый.)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
X. Дополнительно (если позволяет время):
- Объясните, как вы понимаете выражение «Глаза - зеркало души», «глаза разгорелись», «глаза разбегаются», «глаза на лоб лезут», «глаза прячет»?
Витаминная диета.
Для здоровья глаз очень полезны: витамины группы А(морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир);
витамины группы В(орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов);
витамины группы С(плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки).
Особо востребованные нашими глазами калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
XI. Памятки
(Учитель раздаёт памятки всем детям).
Следуйте правилам:
- Больше двигаться!
- Телевизор - чем меньше, тем лучше.
- Максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.
- При чтении книг не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко книгу к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
- Школьник должен как следует высыпаться. Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
- Глазам нужно давать короткую "передышку". Во время выполнения домашних заданий десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут.
- Рабочее место должно правильно освещаться. Днём естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. У правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма не загораживать свет.
XII. Рефлексия
- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?
- Доскажите предложение, написанное на доске:
Теперь я могу ...
Теперь я знаю ...
Список используемой литературы:
Стихи о глазах и зрении для детей-дошкольников и младших школьников http://gllaza.ru/stihi-dlya-detej-o-glazah-i-zrenii/
Органы чувств. Глаза и зрение. http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
САЙТ учителя МИФ Кузьмичевой А.Н. Плакат «Береги зрение!» http://mif-info.ucoz.ru/load/plakat_quot_beregi_zrenie_quot/1-1-0-24
Рисунок «Пляшущие человечки» http://fb2.booksgid.com/content/72/elena-boyko-luchshie-podvizhnye-i-logicheskie-igry-dlya-malyshey-ot-3-do-6-let/55.html
Read more: http://ya-zorkaya.ru/for-and-about-kids/stroenie-glaza-dlya-detey#ixzz4nO3FmiTg
Строение глаза: http://club-dle.ru/myhealth/stroenie-glaza-cheloveka-dlja-detej.html