Выступление на педсовете “Круглый стол”
Бесконфликтное общение с родителями
Работа классного руководителя - это постоянное ежедневное общение с родителями детей. Общение учителя и родителей – тема деликатная и ответственная. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в классе, творческая работа коллектива детей и родителей и позитивный настрой педагога.
Что такое конфликт? В обыденном понимании это скандал, ссора. На самом деле,конфликт – столкновение мнений, сторон, сил, что с неизбежностью возникает при контактах и не обязательно принимает характер скандала. Более того, он почти во всех случаях преодолим, а главное, всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы.
Конфликты могут быть естественными и искусственными. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Обычно конфликты снимают накопившуюся напряженность в отношениях людей, показывают, что проблема назрела и если ее разрешить, то конфликт минует. Конфликт следует решать как можно раньше, с момента зарождения, не допуская развития Поэтому конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае столкновения – улаживать, так как в конфликте не бывает победителей. Если побеждает один, то через какое-то время проигравший инициирует очередной конфликт и постарается победить в нем. И так может продолжаться до бесконечности. Подобным образом кризис в болезни приводит к выздоровлению, а кризис в развитии – к переходу на новый этап. Для того, чтобы не бояться конфликтов необходимо знать закономерности их возникновения, способы разрешения и умение анализировать свои собственные возможности.В конфликтах с родителями педагогу необходимо помнить, что источником их гнева может быть не педагог как таковой, а любая из следующих причин: неадекватная самооценка родителя, необходимость продемонстрировать силу, держать людей на расстоянии, потребность получать помощь и т.д.
Еще одной из распространенных причин конфликтов является отсутствие правил, которые будут регулировать личностные отношения между субъектами воспитательного процесса: учитель – родитель.
Поэтому, правила общения педагога с родителями выбираются на первом собрании.
Первое правило, которое мы устанавливаем - Мы школьная семья. Поэтому , “сор из избы не выносим”. Решаем все проблемы внутри семьи.
При этом,нужно помнить, что научить можно только личным примером. А,значит,
наша общая задача - это научить ребенка конструктивно общаться. Мы должны понимать, что комфортное пребывание ребёнка в школе, в коллективе во многом зависить от его отношения к коллективу. Поэтому,второе правило:“Относись к другим так , как ты бы хотел, чтобы относились к тебе”.
Третье правило:”Нет плохих и хороших людей. Есть хорошие и плохие поступки. Оцениваем только поступки”. Так же нужно помнить, что есть кто научился ,в большей степени, анализировать поступки и делать выводы, кто-то еще не умеет. Человек , как личность,меняется в течении жизни, под воздействием обстоятельств и других людей.
Для ребёнка родители, в первую очередь, являются примером. Родители показывают пример конструктивного общения, общаясь друг с другом в семье, с другими родителями, с учителем. И конечно , учитель так же является примером для ребят.Поэтому,работаем в треугольнике.Учитель- Родитель-Ребёнок .
Причиной возникновения конфликтов между родителями может быть:
1. Конфликт между детьми.
Тогда ведется примерительная программа.
1) Беседа с каждой стороной конфликта отдельно, на которой определяется причина конфликта.( по мнению каждой стороны) Использую правило бесконфликтного общения: Поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, используется еще одно правило бесконфликтного общения - Проявляйте эмпатию ( способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию)
2)Определяются способы выхода из конфликта. Идет работа с каждой стороной конфликта, предлагаю варианты выхода из конфликта, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой сторона конфликта. При этом я придерживаюсь своей цели выхода из конфликта(компромисс или сотрудничество)
3)Примирительная беседа или встреча.
Находим несколько возможных решений, устраивающий обе стороны. Оцениваем варианты и выбираем наилучший.
2. Конфликт интересов. Спор. В этом случае конечное решение принимает педагог. Берёт на себя роль медиатора.
3. Конфликт с учителем( разные взгляды на воспитание, не приняла позицию одного из родителей, смотрят на ситуацию с разной стороны, не знают причины конфликта в полной мере, а только со слов ребёнка)
- беседа с каждой стороной конфликта,
- определение причины конфликта
- выбор способа выхода из конфликта
При общении с родителями необходимо учитывать особенности темперамента, восприятия, убеждений.
Учимся слушать и слышать друг друга, правильно задавать вопросы, проявлять умение сопереживать чувствам собеседника, правильно реагировать на критику.
Правила управления конфликтом( обсуждаются на родительском собрании)
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
3. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
4.Закончите на позитивной ноте.
Компромисс– согласие на основе взаимных уступок.
Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту.
Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Правила разрешения споров
1.Не говорите сразу с возбужденным человеком;
2. Постарайтесь «встать на его место», посмотреть на его проблему его глазами;
3. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре;
4. Не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт;
5. Прежде чем сказать человеку неприятное слово, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте хорошие дела и поступки этого человека.
То , как к нам относятся окружающие напрямую зависит от того, как мы относимся к людям. Поэтому начинать всегда нужно с себя.
Шаги к улаживанию конфликта медиатора:
1. Выявляем подлинную проблему.
2.Отказываемся от установки «только победа» (или «Победа любым способом»).
3.Говорим так, что бы нас наверняка услышали. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка. Например: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке».
4.Устанавливаем границы допустимого: «Я готова вас выслушать, но слушать брань не буду» (если это необходимо)
5.Находим несколько возможных решений, устраивающий обе стороны. Оцениваем варианты и выбираем наилучший.
6.Признаем ценность отношений и бережем их.
Особенности бесконфликтного общения
- будьте демократичны в общении с родителями: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением;
- давайте точные, конкретные ответы, обоснованные советы, не предлагайте готовые рецепты;
- помните, опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу. Никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка. Отметьте сначала положительные факты;
- вселяйте в родителей веру в своего ребенка;
- щадите самолюбие родителей, если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;
- замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
- развивайте культуру общения: в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным точкам зрения. Умейте выслушать собеседника, понять его, признать его правоту, убедить в своей правоте;
- побуждайте родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивайте мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно, не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия.
Помните:
Общение - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не искажая смысл сказанного, любую ситуацию разрешать при совместных действиях.
Эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.
Любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.
Давайте не будем искажать смысл сказанного. Если непонятно - переспросите, запишите
Рекомендации для родителей
Шесть секретов, как жить без конфликта:
1. Умение слушать.
2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.
3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
4. Умение правильно критиковать и реагировать на критику.
5. Умение принимать решение.
6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.
Советы родителям
Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
1.Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
2.В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
3.Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
4.Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
5.Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
6.Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
7.Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
8.Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
9.Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Тест на определение уровня конфликтности.
Предлагается известный тест, на определение конфликтности построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга человека.
В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.
Инструкция:
Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у вас ведущий.
Переплетите на груди руки (наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.
Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.
Запишите результаты. Важно не перепутать указанную последовательность.
Проверьте формулы.
ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.
ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро менять решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Необходимо преодолевать нерешительность. Очень находчивы в погашении конфликта.
ППЛП. Не любят конфликтовать, но и не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные
пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.
ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками, с близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.
ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, но находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных, доверенных друзей или родственников.
ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо просчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов, ко только при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда сами могут спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.
ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно, и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.
ПЛЛЛ. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно. Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием — «психологическая атака». Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.
ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решения принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.
ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держат твердо, не очень склонны к компромиссам. К помощи посредников могут обращаться, но решения принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения — на втором плане. На первом плане — интересы дела.
ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придаю! несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.
ЛПЛЛ Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами. Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно, тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.
ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная сторона их — стремление конфликты предупредить или погасить в зародыше.
ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не ум? ют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношении» к более слабому проявляют неуступчивость. Но могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Не способны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, отдуют их рекомендациям. Имеют склонность скрывать наличие - конфликтной ситуации, искренне веря в ее; отсутствие. Недостаточно принципиальны.
ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию доведения я решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.
ЛЛЛЛ, Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта -и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.
Сравните результаты этого теста с проведенным ранее по стилю общения.
Напоминание. Нельзя результаты тестирования считать абсолютно достоверными. Все относительно. Но задуматься над результатами стоит.