ГУ средняя школа № 8
«Конфликты в семье и их влияние на учащихся»
Воробьёва Е.Г.
Семья- это место приземление для старших,
стартовая площадка
для младших и маячок
взаимопонимания для каждого.
Наши дети взрослеют, становятся умнее и нам с вами хотелось бы чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не всегда происходит, Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.
Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в числе трудных уч-ся. Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только нуждается в помощи, признании, уважении и любви окружающих.
И «трудными» они становятся, в первую очередь, в результате семейной ситуации.
Враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирования детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую –всё это и многое другое приводит к тому, что ребёнок становится «трудным».
При диагностике изучения классного количества. Я проводила диагностику
«Солнце, тучка, дождик».
Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик.
Учащимся предлагают определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью природных явлений. Вот какие были результаты.
солнце | тучка | дождик |
Школа-88% | Школа-5% | Школа-5% |
Дом-44% | Дом-16% | Дом-38% |
Друзья-44% | Друзья-38% | Друзья-16% |
27% «солнечно» ив школе и дома и с друзьями.
Следующая диагностика была:
«Что у меня на сердце»
Цель :узнать причины переживание ребенка, пути их преодоления.
Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят, «У меня легко стало на сердце или» «У меня тяжело на сердце». Давайте, определим с вами, когда на м может быть на сердце тяжело или легко и с чем это связано. Среди ответов были след: «Мне тяжело на сердце, когда я волнуюсь за маму и папу» когда папа обижает маму, когда папа наказывает меня ремнем» когда на меня не обращают внимания.
Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше в разговоре о трудных детях подчеркивалось, что это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные дет и- это дети младшего школьного возраста.
Такие учащиеся, выросшие в трудной семейной ситуации приходят с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестокие и агрессивны.
Можно выделить четыре основные причины нарушения в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным, а порой неуправляемым.
Борьба за внимание.
Непослушание- это тоже возможность привлечь к себе внимание.
Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну, бесконечным указаниям, замечаниям.
Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение- это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Желание мщения. Ребенок может мстить за:
Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами.
Унижение друг друга членами семьи.
Разводы и появления в доме нового члена семьи
Невыполнение обещание
чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Неверие в собственный успех низкая самооценка.
Занимаясь проблемой воспитания таких уч-ся, необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок стиль общение с ребенком. При анкетировании детей и их родителей были получены следующие результаты
| внимательны | равнодушны | агрессивны |
Родители | 19 | 2 | 4 |
дети | 15 | 4 | 6 |
Причем некоторые родители считают себя внимательными к проблемам ребенка, а ребенок считает их равнодушными и агрессивными. Диагностика анкетирование, беседе с родителями и детьми позволяет достаточно точно нарисовать картину, приведшую ребенка и трудностям и наметить методы перевоспитания.
Одним из основных является метод пере убеждения его основным назначением является изменение мотивов оправдание неправильного поведение. В этом помогут следующие приемы.
Создание положительного общественного мнения.
Пере убеждение словом и конкретной деятельностью.
Создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.
Одним из методов, который дает хорошие результаты в начальной школе, это метод переучивания.
Преодоление отрицательных привычек уч-ся, нездоровых потребностей, неправильных действий ученика. Здесь помогут следующие приёмы.
Включение в активную социально ценную деятельность
Оценка и поддержка положительных проявлений
Контроль выполнения предъявляемых ему требований
Предъявление четких запретов на негативное проявления
Метод взрыва.
Целью является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении уч-ся, отрицательных стереотипов. Конкретным приемом яв-ся создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.
Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва. Целью, яв-ся внесение определенных корректив в духовный мир ребёнка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребёнка, используя следующие приёмы.
Создание положительных перспектив
Использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности
ведение дневников саморазвития
Все выше перечисленные методы не имеют под собой реальной почвы если педагог не будет использовать в своей педагогической деятельности метод поощрения и наказания. Целью яв-ся стимулирование положительного поведения уч-ся. Приёмами положительного воспитательного действия могут быть
Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для младших школьников очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребёнка и оценил усилия ребенка. Целью этого метода яв-ся развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности.
Самоуправление
Самоприучение
Самооценка
Каждый метод при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания, а главным условием действенности данных методов яв-ся системное, четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспипания.
Но как бы мы не старались ,все же все начинается с семьи.
Порою воспитание детей нужно начинать с воспитания их родителей .А это дело очень сложное и порою неблагодарное. Как сказала одна из моих коллег «У меня в классе нет трудных детей, есть трудные родители.
Проводим
Совместные воспитательные мероприятия
Индивидуальные беседы
Посещаем квартиры
Тематические родительские собрания.
Родительские собрания с детьми.
Создаем законы и памятки для родителей и детей. Вот одни из них.
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.
Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё, приводят к боязни и ненависти.
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником, непоседой, бунтарем, шалуном.
Когда в классном коллективе возникла проблема: грубость и агрессивность поведенья детей; склочность родителей.
Помогли тренинги на совместном родительском собрании
Задание 1. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Зачем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, в детстве можно… (драться, играть, весело жить, плакать.) Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Зачем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «в детстве нельзя». Время выполнения задания 5-6 минут.
Задание 2. Участники тренинга усаживают по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слова сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе Приветик». Время выполнения задания 3 минуты.
Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет «взрослые», а команда родителей поет «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания 7 минут.
Задание 4. Ритуал прощения. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», зачем пожимают друг другу руки.
Заканчивая, хочу рассказать притчу о перевернутом камне.
« Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?». Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем»