СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Воспитательное событие как форма взаимодействия классного руководителя, учащихся и родителей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Воспитательное событие как форма взаимодействия классного руководителя, учащихся и родителей".

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Воспитательное событие как форма взаимодействия классного руководителя, учащихся и родителей".»

Воспитательное событие–форма организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей. Горовых М.В

Сегодня перед нами стоит задача развития приоритета индивидуальности ребенка, активного социального взаимодействия взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).

Следовательно, требуются новые виды взаимодействия с детьми, родителями, окружающим социумом. Таким новшеством и стало событийное воспитание как альтернатива традиционному способу воздействия.

Чем же «воспитательное событие» отличается от «мероприятия»?

В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Мероприятия включают в себя праздники, развлечения, тематические вечера и т.д. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи педагога- организатора и классного руководителя. Учащиеся и родители же были лишь зрителями. Встал вопрос, каким образом сделать родителей активными участниками воспитательного взаимодействия? И тут на помощь приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик.

Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников воспитательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Б.Д. Эльконин: «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание»

Обоснование интегративных возможностей воспитательных событий

  • в ходе реализации воспитательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения;

  • формируют эффективное образовательное пространство, направленное на всестороннее развитие личности ребёнка;

  • способствуют успешной социализации ребёнка.

  • позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира;

  • способствуют повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а ребёнка к обучению;

  • развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность вырабатывать навыки саморазвития и самообучения

Уровни организации событийности

Познавательный: консультации для родителей, экскурсии, походы, беседы

Развлекательный: спортивные мероприятия, музыкально-игровые программы

Продуктивный: выставки, конкурсы, мастер-классы

Воспитательное событие – это

  • Значимая творческая деятельность

  • Открытие смысла происходящего для каждого участника

  • возможность импровизации, для чего используются игра, диалог, метод проектов, погружения, путешествия, арт-технологии и т.д.

  • то, что развивает и то, что развивается.

  • то, что вместе создается, но индивидуально понимается.

Этапы осуществления образовательного события

1 этап Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.

5 этап Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями, составляют фотоотчет, выпускают заметку для классного уголка.

Правила успешной реализации событийного подхода в школе (по Н.Б.Крыловой)

  • — обсуждать, решать и выполнять все сообща, на основе доверительных дружеских отношений и взаимопомощи;

  • — доброжелательно, с позитивных позиций обсуждать всем вместе события жизни школы и класса, и делать это можно не сидя за партами, а неформально, например, собравшись в кружок у окна на большой перемене, или после уроков на общей прогулке (можно провести и блиц-опрос);

  • — жить интересами и потребностями учащихся, разделять их радости, помогать им в решении их проблем (если кто-то из детей об этом просит);

  • — сообща решать, кому и как помочь, как сделать увлекательным процесс учебы, провести свободное время более интересно, по-новому оформить классную комнату (рекреационную среду);

  • — вместе планировать и проводить предполагаемые экскурсии, походы, прогулки, виртуальные путешествия;

  • — рассказывать о том, что каждый узнал интересного и нового;

  • — вместе издавать (используя компьютерную технику) журнал или газету, распространять их в других сообществах;

  • — совместно участвовать в творческих проектах (в сообществе их всегда должно быть несколько, в соответствии с доминирующими творческими интересами групп учащихся);

  • — признавать право каждого на добровольное участие в делах сообщества (группы).

Таким образом, событийный подход к воспитанию предполагает наличие в образовательном процессе ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся, лично и общественно значимых дел. Такими событиями становятся: учебные и внеурочные занятия, проведения массовых праздников, сохранение и создание различных ритуалов, организация особенно значимых творческих коллективных дел.

Я поделюсь опытом проведения образовательных событий, которые состоялись в нашем классном коллективе. Яркое событие «Голубь мира» является традиционным в нашей школе. Учащиеся с удовольствием приняли в нем участие. На подготовительном этапе проводились беседы с классным руководителем, учащимися и родителями, просматривались видеоролики, шел поиск информации в Интернете. Затем обсудили распределение обязанностей в рамках акции, родители купили и надули воздушные шары, которые учащиеся символично выпускали в небо. По итогам события был составлен фотоотчет, ребята в рамках урока обществознания написали эссе на тему «Мир, как я его вижу?»

4