Выступлению на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме «Организация и проведение лингвистических игр».
Учитель: Троицкая Л.Е.
Обучение в современной школе должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов, повышение учебной мотивации и развитие творческих способностей учащихся. Поэтому особое значение приобретают игровые формы обучения, такие, как лингвистические игры.
Лингвистическая игра – это форма как нестандартного урока, так и внеклассного мероприятия по русскому языку, так как она объединяет в себе черты игровой и учебной деятельности. Состязательный характер интеллектуальных игр способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Цель проведения лингвистической игры – приобретение учащимися конкретных практических навыков, а успех игры достигается за счет мыслительных способностей учащихся.
Лингвистическая игра должна отвечать следующим требованиям:
игра должна содействовать сплочению коллектива;
иметь познавательное значение;
обеспечивать мыслительную активность участников игры.
создавать условия для творчества;
соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".
Участникам лингвистической игры необходимо заранее сообщить тему, указать список литературы, адреса сайтов, которыми можно воспользоваться при подготовке. Кроме того, нужно назвать словари, справочники, энциклопедии.
Все задания можно разделить на два типа: учебно-поисковые и исследовательские. Учебно-поисковые задания рассчитаны на известные ученикам лингвистические факты. Исследовательские предполагают новые наблюдения и выводы, посильные ученикам.
Учебно-поисковые задания создаются на основе языковых, лингвистических факторов Они различны по установке, определяющей характер деятельности учащихся: одни предполагают опознание языковых явлений и их признаков (лексическое значение слова, грамматические значения), другие их объяснение. Важно в работе с нестандартными заданиями организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию языка.
Исследовательские задания могут быть различны; интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученикам предлагается вести исследование (исследование по теме «Говор уральских казаков»).
Лингвистическая игра познавательна. Но не следует забывать и о занимательности, творческом и импровизационном потенциале. Подготовка и проведение игры вызывает у учащихся эмоциональную приподнятость и соперничество. Занимательные задания включают игры, инсценировки (пословиц, фразеологизмов), диалоги занимательного характера.
Составляя задания к лингвистической игре, учитель должен представлять его ценность: воспитательное значение задания, его учебную цель, необходимость, место задания в учебном процессе.
Нестандартные задачи направлены на умственное развитие учащихся. Но они решают и воспитательные задачи. Это относится к заданиям, посвящённым значению русского языка как средства межнационального общения, выразительности языка.
Хорошо подготовленная и проведённая лингвистическая игра становится настоящим праздником для её участников, хорошим средством для формирования интереса школьников к предмету. Она способна воспитать в них любовь к русскому языку, даёт большой эмоциональный заряд, возможность раскрыть себя, проявить инициативу, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации.