Выступление и подбор материалов: Чесалина И.В.
(Слайд 1 ) « Методы и приёмы технологии смыслового чтения»
Слайд 2 « Методы и приёмы технологии смыслового чтения»
План выступления:
Теоретический аспект особенностей данной технологии.
Практическое представление опыта работы по данной теме.
Расчёт качества чтения, полученными данными.
Слайд 3.
«Эти добрые люди и не подозревают, каких
трудов и времени стоит научиться читать. Я
сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,
чтобы вполне достиг цели»
И. Гете
Слайд4.
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Роль чтения, книги безусловно велика в жизни каждого человека. О значимости чтения для детей говорили многие педагоги и методисты. «Главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность» «Это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя” - сказал В.А. Сухомлинский.
Каждый учитель начальных классов знает, насколько важно сформировать умение читать правильно. Хорошо читающий ребёнок чаще всего преуспевает везде: он участник олимпиад и конкурсов, он образец – поведения.
Слайд 5.
Решить эти задачи мы решили через технологию осмысленного чтения, разработанную и успешно апробираванную на учащихся начальной школы, кандидатом педагогических наук, преподавателем русского языка и литературы С – Петербургского института экономики Плюсниной Е.М , которую мы с учителями нашей кафедры ( кафедры УНК) положили в основу программы внеурочной деятельности « Читаю и понимаю».
Е.М. Плюснина ежегодно ведёт курсы для учителей начальных классов по теме «Технология обучения осмысленному чтению», на которых я побывала 5 лет назад. Приёмы и методы данной технологии пытаемся внедрять и использовать в своей практике.
В чём суть данной технологии?
Во-первых- в первый класс приходят дети не только разные по уровню подготовки, но и даже разные по способностям к обучению. И эту проблему должен решить учитель. И решить её невозможно без учёта индивидуальности каждого ученика. Новая технология должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок.
Во-вторых. При формировании навыка чтения не количество читаемых слов переходит в качественное чтение, а качество переходит в количество.
Слайд 6
Технология осмысленного чтения включает в себя 4 этапа:
1-й этап - первоначальное чтение,
2-й этап - словесное чтение,
3-й этап - фразовое чтение,
4-й этап - текстовое чтение
Слайд 7.
1-й этап - первоначальное чтение, представлен таблицами Звуко-буквограда и карточками-подсказками.
Звукобуквоград
(произношу, слушаю, пишу, читаю)
Таблица 1
| А | О | У | И | Ю | Е | Ё | Ы | Э | Я | | |
А - О | О - У | И - Ю | Е - Ё | | | | Ь | Й | Ъ |
М | МА | МО | МУ | МИ | МЮ | МЕ | МЁ | МЫ | МЭ | МЯ | МЬ | |
Г | ГА | ГО | ГУ | ГИ | ГЮ | ГЕ | ГЁ | ГЫ | ГЭ | ГЯ | ГЬ | |
Д | ДА | ДО | ДУ | ДИ | ДЮ | ДЕ | ДЁ | ДЫ | ДЭ | ДЯ | ДЬ | |
Л | ЛА | ЛО | ЛУ | ЛИ | ЛЮ | ЛЕ | ЛЁ | ЛЫ | ЛЭ | ЛЯ | ЛЬ | |
Р | РА | РО | РУ | РИ | РЮ | РЕ | РЁ | РЫ | РЭ | РЯ | РЬ | |
З | ЗА | ЗО | ЗУ | ЗИ | ЗЮ | ЗЕ | ЗЁ | ЗЫ | ЗЭ | ЗЯ | ЗЬ | |
Ж | ЖА | ЖО | ЖУ | | | | | | | | | |
Б | БА | БО | БУ | БИ | БЮ | БЕ | БЁ | БЫ | БЭ | БЯ | БЬ | |
В | ВА | ВО | ВУ | ВИ | ВЮ | ВЕ | ВЁ | ВЫ | ВЭ | ВЯ | ВЬ | |
Ч | ЧА | ЧО | ЧУ | ЧИ | | ЧЕ | ЧЁ | | | ЧЯ | Ч Ь | |
Линия сгиба
Таблица 2
| А | О | У | И | Ю | Е | Ё | Ы | Э | Я | |
А – О | О – У | И - Ю | Е – Ё | | | | Ь |
Н | НА | НО | НУ | НИ | НЮ | НЕ | НЁ | НЫ | | НЯ | Н Ь |
К | КА | КО | КУ | КИ | КЮ | КЕ | КЁ | КЫ | | КЯ | К Ь |
Т | ТА | ТО | ТУ | ТИ | ТЮ | ТЕ | ТЁ | ТЫ | ТЭ | ТЯ | Т Ь |
Ц | ЦА | ЦО | ЦУ | ЦИ | | | | ЦЫ | | | |
Щ | ЩА | ЩО | ЩУ | ЩИ | | ЩЕ | ЩЁ | | | | |
В | ВА | ВО | ВУ | ВИ | ВЮ | ВЕ | ВЁ | ВЫ | ВЭ | ВЯ | В Ь |
С | СА | СО | СУ | СИ | СЮ | СЕ | СЁ | СЫ | | СЯ | С Ь |
Ш | ША | ШО | ШУ | | | | ШЁ | | | | |
П | ПА | ПО | ПУ | ПИ | ПЮ | ПЕ | ПЁ | ПЫ | ПЭ | ПЯ | П Ь |
Ф | ФА | ФО | ФУ | ФИ | ФЮ | ФЕ | ФЁ | ФЫ | | ФЯ | Ф Ь |
Х | ХА | ХО | ХУ | ХИ | ХЮ | ХЕ | ХЁ | ХЫ | | ХЯ | |
Слайд 8
2-й этап - словесное чтение, представлен карточками-столбиками, карточками-горками, карточками- ёлочками
Слайд 9
Карточки столбики
N1(10) электровоз ограбление одолжение учреждение несуразица магнитофон наклонение распродажа галантерея управленец | N2(10) макулатура фотография расстояние непременно севооборот гололедица арифметика живописный доблестный территория | N3(10) Гололедица врассыпную литература прихожанин спозаранку дисциплина экипировка морфология втридорога двоюродный | N4(10) лучезарный аппендицит спозаранку катастрофа равновесие реформация карбованец излечиться заиндеветь всполошить |
Слайд 10
Карточки- горки
ко рок трюмо серьга манжет арлекин депутаты корректор гардемарин издательство однополчанин сентиментально циркулирование фальшивомонетчик | фу дань скифы привязь ювелир барометр ежегодный навигация мадемуазель парламентарий распределительный транскрибировать машиностроение дифференцированно | же звук нехотя облака предлоги виртуоз гармония слагаемое парфюмерия местоимение уполномоченный нормализоваться жаропонижающий великодушничать |
Слайд11
Карточки- ёлочки
по | не | ли |
бал | рок | шаг |
люди | июнь | меня |
пьеса | возле | образ |
ведать | двести | семена |
яблочко | будущий | героиня |
пернатые | мудрость | пастбище |
лиственный | исподлобья | остроумный |
по-прежнему | серо-голубой | заблудишься |
тренироваться | неоднократно | подрастающий |
восхитительно | автоинспекция | горизонтальный |
снегозадержание | систематизация | территориальная |
отремонтировать | сногсшибательно | образовательное |
информационный | проанализировать | законодательство |
Основной целью упражнений с карточками четырёх видов является выработка привычки и умения читать слова с первого раза грамотно, соблюдая все правила звуковой речи, развитие оперативной памяти и расширение поля зрения.
Слайд 12.
При формировании словесного чтения необходимо научиться:
Правильно сидеть во время чтения
Следить за углом зрения
Следить глазами по строке
«Не терять» строку
Видеть слово целиком (читать не по слогам)
Помнить прочитанное
ПРАКТИКА
«Карточки - столбики» собраны в 7 серий. Серии пронумерованы римскими цифрами. В каждой серии от 4 до 11 столбиков слов одинаковой длины. Первые серии содержат большее число столбиков, чем последующие, что соответствует нарастанию скорости отработки слов возрастающей длины. Столбики слов разрезаются на отдельные карточки для того, чтобы каждый ученик мог работать с одним столбиком.
Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научиться читать слова, состоящие из 10 букв.
Каждая карточка способствует обогащению словарного запаса детей. Слова есть очень сложные, которые нет необходимости объяснять, да и значение слова ребёнок не поймёт, но много слов, значение которых можно объяснить, прибегая либо к помощи детей, либо к помощи учителя, словаря, родителей.
Как работать с карточками ???
Практические упражнения. ( Работа с карточками)
Первое упражнение называется «покатаемся по строчкам». Ребёнок обязательно должен сесть прямо, карточка лежит на столе. Учитель отстукивает ритм.
Первый удар – первое слово (губами не шевелим, слово не проговариваем, фотографируем его глазами), прокатились по строчке, второй удар – последнее слово строки. И так работа повторяется до конца строк. Далее дети переворачивают карточку и называют слова, которые запомнили. Главное, чтобы голова не двигалась, бегали только глаза. Это дает возможность развивать подвижность глаз, необходимую при чтении текстов.
Далее предлагается детям следующее упражнение по этой же карточке. Оно называется «чтение цепочкой». - по три слова. Слова, которые непонятны, подчёркиваются.
«Карточки-горки» – это карточки помогают установить порог восприятия слова. Детям предлагается «столбик – горка» - карточка для определения порога восприятия чтения. Их в пособии 5 столбиков.
Кроме того «карточки – ёлочки» - это контрольные карточки.
Контрольная карточка состоит из 90 слов
В карточках достаточно много слов очень сложных, значение которых не нужно объяснять. На них особенно хорошо тренируется техника чтения. Научившись внимательно читать длинные и сложные слова, состоящие из 10 и более знаков, школьники с лёгкостью читают слова из 7-8 знаков. Давая им возможность попрактиковаться на трудном материале, мы тем самым обеспечиваем беглое чтение более простого материала. Как же можно тренироваться на сложном материале? Мы привыкли идти от простого к сложному. Этот приём отвечает принципу высокого уровня сложности, который заложен в систему Л.В. Занкова.
Когда ученик при словесном чтении (вслух) добился скорости 50-60 слов в минуту и допускает всего лишь 1-2 ошибки за минуту чтения переходим ко второму этапу осмысленного чтения - фразовому чтению.
Такая работа, работа со словами может использоваться на любом предмете и для обучающихся любого класса. Примером может служить работа с понятийным аппаратом по предмету.
Например, учителя математики наверно ни раз сталкивались с тем, что задание долго выполняется не по причине незнания чего-то, а по причине, что ученик не может долго произнести то или иное понятие- параллелепипед, параллерограмм; или по биологии- аминокислоты, фотосинтез, географии- стратосфера, субтропики и т.п. Можно составлять подобные карточки, по которым мы сегодня работали, даже в системе опережающего обучения, и давать в начале урока в виде разминки, чтобы эти понятия при дальнейшем прочтении не вызывало сложностей.
Слайд 13.
3-й этап - фразовое чтение, представлен карточками-предложениями.
Фразовое чтение. Этот вид чтения служит переходным звеном от словесного чтения к текстовому. В период фразового чтения учитель решает такие задачи:
1Читать смысловыми блоками;
Видеть и чувствовать связи слов в предложении;
Связывать по смыслу несколько предложений;
Выбирать (придумывать) соответствующий отрывку заголовок;
"Включать" воображение во время чтения;
Развивать вопросительное отношение к значению слова
Хорошо подготовленное фразовое чтение поможет ученикам легче освоить чтение текстов.
Весь материал представлен в виде отдельных заданий, охватывающих пять разделов:
1. Подготовка к чтению сложных структур предложений.
1-1 Закончи предложение.
1-2 Составь предложение правильно.
1-3 Определи, сколько здесь предложений и поставь точку в конце каждого предложения.
1 - 4 Дай полный ответ на каждый вопрос.
2. Развитие внимания к значению слова.
2 - 1 Найди непонятные для тебя слова и проверь их значение. 2 - 2 Придумай словосочетания с этими словами, запиши одно
3. Развитие воображения во время чтения.
3-1 Представь картинку по 1 - 2 предложениям.
3-2 Представь картинку по небольшому отрывку.
3-3 Прочитай текст и представь то, что можно увидеть,
4. Работа нал осмысленным чтением.
4 - 1 Расставь предложения по порядку.
4 - 2 Выбери подходящий заголовок
4-3 Ответь на вопросы текста и проверь себя.
5. Работа с небольшими текстами.
Отработка навыка чтения. Придумывание заголовков.
Задания даются в виде упражнений на карточках. Карточки предназначены для самостоятельной индивидуальной работы
Демонстрация пособия «Читаю сам». - Привести примеры.
Первые три этапа являются подготовительными для текстового чтения. Чем лучше будут решены задачи на первых трех этапах, тем легче ребенок будет читать и усваивать текст. В то же время никогда не поздно начать работать по данной проблеме, обнаружив её. Каждый этап может быть самостоятельной подтехнологией.
Слайд14 4-й этап - текстовое чтение, представлен образцами работы с текстами по принципу самообучения.
Работа с текстами в любых технологиях представлена многообразием методики приёмов. Более подробно с этими приёмами вас познакомит Ольга Павловна. А мне хочется Вам представить несколько приёмов, которые используем мы.
Приемы, улучшающие технику чтения
«Вычеркивание» знакомой буквы за одну минуту.
Слайд 15. «Магнит» («примагничиваем» слова)
1 способ. Таня I все I просила I маму I научить I ее I читать.
2 способ. Таня все I просила маму I научить ее I читать.
3 способ. Таня все просила маму I научить ее читать.
Слайд 16. «Прятки» , «Поля слов»
Слайд 17. Чтение с пометками
v-знакомая информация
!- новая информация
- Я думал иначе
?- это меня заинтересовало
Слайд 18. таблицы Шульте
Развитие концентрации внимания
А) перекрестный счет
 5╕ 7 2 9 1 0 1 1 2 3 7╛ 2 9 1 0 1 1 2 3 5 8 3 2 4 7 9 |  4╕ 7 1 8 9 7 6 3 9 2 3╛ 4 7 1 8 9 7 6 3 9 6 2 5 9 3 4 |
Б) Таблицы Шульте

Диагностика помогает исследовать: устойчивость внимания; эффективность самостоятельной работы; психическую устойчивость; скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда; объём внимания. Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.
Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.
Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Красно-чёрная таблица Шульте. Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, в результате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину — в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом: Назови и покажи все красные цифры. Назови и покажи все чёрные цифры. Показывая красные, используй прямой счёт. Показывая чёрные, используй обратный счёт.
Для формирования навыков скоростного чтения мы используем небольшие тренажёры, в которых собраны небольшие рассказы с блиц вопросами по их содержанию
Слайд 19.( показ книг» Блиц»)а для работы непосредственно с разными видами текстов разные методические пособия.
Слайд 20.Например: Формирование УУД для 2,3,4 классов, а также электронные пособия по смысловому чтению.
Демонстрация пособия: Краснощёкова Е.В.
Чтобы говорить о продуктивности смыслового чтения в целом нужны следующие показатели:
скорость чтения, качество чтения, поправочный коэффициент нормированной продуктивности
Слайд 21.
Как рассчитать продуктивность чтения?
Расчет продуктивности чтения проводится следующим образом:
Пч = Сч х Кч х q,
где Сч – скорость чтения, Кч – качество чтения, q – поправочный коэффициент нормированной продуктивности.
Методика расчёта продуктивности чтения.
Перед чтением текста записать время начала чтения.
Прочитать текст.
Записать время окончания чтения (никаких расчетов производить не нужно, чтобы не отвлекаться).
Ответить на вопросы текста письменно.
Поставить себе баллы за полный ответ, предполагая, насколько верно ответил.
6.Сверить свои ответы, читая текст еще раз, пытаясь выяснить, почему не удалось ответить (вспомнить). Внести поправки в выставленные баллы за полный ответ. Записать результаты в итоговую таблицу
7.Рассчитать скорость чтения. Записать результат в итоговую таблицу (или записать только время чтения).
Как оценивать качество чтения?
Для того чтобы верно оценить ответы по прочитанному тексту, их нужно сравнить с эталонными ответами. Правильным считается такой ответ, который верно передает смысл текста. Он может быть выражен другими словами, не такими как в эталонном ответе, но при этом количество баллов ставится такое же высокое. Уменьшение баллов производится в зависимости от полноты данного ответа. Это - экспертная оценка. Она может снижаться на 10%,20%,30%,40%,50% и более.
Если в эталонных ответах приводится несколько вариантов, а читателем дан один вариант, то этот ответ оценивается высоким баллом.
Лучше отвечать не словами текста, а наоборот, высказывать мысли своими словами.
Сравнение с эталонными ответами необходимо проводить после того, когда текст прочитан второй раз и внесены поправки в ответы, когда понятно, на что в тексте не обратили внимания.
Общая сумма баллов за все ответы определяет качество осмысленного чтения.
Как подсчитывать количественные показатели чтения?
Время чтения узнается путем вычитания. От времени окончания чтения нужно отнять время начала. Если в полученном результате чтения имеются не только минуты, но и секунды, то их нужно перевести в доли минут по таблице.
Например. Текст прочитан за 1 мин. 16 сек. Округляем секунды до 15 и ищем эту цифру по таблице. 15 сек. составляют 0,25 доли минут. Значит текст прочитан за 1,25 мин.
Таблица перевода секунд в доли минут
сек. | Мин. | Сек. | Мин. | Сек. | Мин. |
1 сек. 2 сек. 3 сек. 4 сек. 5 сек. | 0,02 0,03 0,05 0,07 0,08 | 10 сек. 15 сек. 20 сек. 25 сек. 30 сек. | 0,17 0,25 0,33 0,42 0,50 | 35 сек. 40 сек. 45 сек. 50 сек. 55 сек. 60 сек. | 0,58 0,67 0,75 0,83 0,92 1,00 |
Затем можно произвести расчет скорости чтения (Сч). Для этого количество слов в тексте разделить на время чтения текста. Например, 145 сл/мин : 1,25 =116 сл/мин
Результаты Сч и Качества чтения (Кч) записать в итоговую таблицу
Как проводить самоанализ процесса чтения?
1. После прочтения текста и ответов на вопросы, важно понять, почему на некоторые вопросы оказалось трудно припомнить ответы. Для этого нужно ответить на вопросы по самоанализу, положительные ответы, обозначив «+», отрицательные «-». При чтении следующего текста постараться учесть сделанные выводы.
Как рассчитать продуктивность чтения?
Расчет продуктивности чтения проводится следующим образом:
Пч = Сч х Кч х q,
где Сч – скорость чтения, Кч – качество чтения, q – поправочный коэффициент нормированной продуктивности.
Поправочный коэффициент находится по таблице
Таблица коэффициента нормирования для определения нормированной продуктивности чтения (ПчN)
к | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 | 0,14 0,29 0,43 0,57 0,71 0,86 1,0 1,14 1,29 1,43 | 0,15 0,30 0,44 0,59 0,73 0,87 1,01 1,16 1,30 | 0,17 0,31 0.46 0,60 0,74 0,89 1,03 1.17 1,31 | 0,19 0,33 0,47 0,61 0,76 0,90 1,04 1,19 1,33 | 0,20 0,34 0,49 0,63 0,77 0.91 1,06 1,20 1,34 | 0,21 0,36 0,50 0,64 0,79 0,93 1,07 1,21 1,36 | 0,23 0,37 0,51 0,66 0,80 0,91 1,10 1,24 1,39 | 0,24 0,39 0,53 0,67 0,81 0,96 1,10 1,24 1,39 | 0,25 0,40 0,54 0,69 0,83 0,97 1,11 1,26 1,40 | 0,27 0,41 0,56 0,70 0,84 0,99 1,13 1,27 1,41 |
Пример расчета:
Сч=150сл\мин
Кч= 42% или 0,42
СчхКч= (150х0,42)=63 делим этот результат на 100 = 0,63
Ищем по таблице поправочный коэффициент нормированной продуктивности:
В первом столбике (К) находим значение 0,4,
Затем в верхней строке таблице (по горизонтали) ищем столбик под цифрой 6.
На пересечении найденных цифр (0,4 и 6) получаем значение поправочного коэффициента нормированной продуктивности = 0,66
Пч = Сч х Кч х q, 0,63х0,66=0,4158
Хотелось бы вам предложить рассчитать качество вашего чтения. Для этого Вам предлагаю прочитать текст.
Слайд 22 (табличка)
Р.Берроу
Методы обучения быстрому чтению в США
Американские исследователи добились больших успехов в теории и практике обучения быстрому чтению.
Обучение быстрому чтению начало интенсивно развиваться в США после второй мировой войны. В 1945 г. будущая школьная учительница Эвелин Вуд принесла профессору К.Лису статью объемом 80 страниц на рецензию. Студентка была очень удивлена, увидев, как он быстро перечитал все страницы и сделал нужные замечания. Природная скорость чтения профессора была очень высока. Эвелин Вуд решила понаблюдать за другими людьми, которые обладали такими же природными способностями. За два года она изучила метод чтения 50 человек. Исследования позволили ей сделать общее заключение: каждый из 50 одаренных людей обладал сходными характеристиками приемов чтения: 1) читал, водя глазами по странице сверху вниз, а не слева направо; 2) одновременно воспринимал группу слов, а не одно – два слова, как обычно; 3) редко регрессировал, то есть возвращался, к уже прочитанному, чтобы повторно прочитать слово или группу непонятных слов. Все эти особенности и послужили основой того, что 12 лет спустя получило название «динамическое чтение» по системе Эвелин Вуд. В 1961 г. Э. Вуд обучила методам быстрого чтения 12 сенаторов США.
Исследования, проведенные Эвелиной Вуд, показали, что обучение с помощью аппаратов не может быть эффективным потому, что не создается естественная обстановка чтения. Ученик вынужден изучать и сам аппарат, и аппаратные тексты в свитках и таблицах.
( Из материалов к учебному пособию)
Вопросы к тексту № 9 .
Вопросы | Ответы | | | баллы |
1. Как называется текст? | 5 |
2. Кто автор? | 5 |
3. Кто главный герой рассказа? | 5 |
4. В каком году у героя рассказа впервые возник интерес к быстрому чтению? | 5 |
5. Как это произошло? | 10 |
6. Что предпринял герой рассказа для того, что бы изучить быстрое чтение? | 10 |
7. Что нужно делать, чтобы быстро читать? | 30 |
8. Как герой применила свои знания? | 10 |
9. Как лучше обучать быстрому чтению? | 10 |
10. Укажите источник статьи | 10 |
Сумма баллов (качество чтения) | 100% |
Слайд 23.
Эталонные ответы к тексту.
1. Методы обучения быстрому чтению в США
2. Р.Берроу
3. Эвелин Вуд, открывшая систему «динамического чтения»
4. В 1945
5. Увидела, как быстро прочитал 80 страниц профессор
6. Изучила чтение 50 быстро читающих человек, выявила особенности быстрого чтения.
7. 1) читать, водя глазами по странице сверху вниз 2) одновременно воспринимать группу слов, 3) редко возвращаться, к уже прочитанному.
8. Обучила методам быстрого чтения 12 сенаторов США.
9. Не используя аппараты, потому что не создается естественная обстановка чтения
10. Из материалов к учебному пособию
На основе отработки качества чтения, предлагается несколько методик по работе с текстами парагафа.
Слайд 24.
1 вариант
Методика «Чтение». Ученики читают параграф на заданную тему, стараясь самостоятельно осмыслить содержание (предварительно должно быть сосчитано количество слов в заданном тексте) Сразу после прочтения отмечается время, за которое был прочитан текст (фиксация времени отмечается на доске учителем).
Методика «Письмо». Предлагается письменно пересказать содержание текста, поставив время, за которое будет выполнено задание и сосчитывается количество написанных слов (фиксация времени отмечается на доске учителем).
Методика «Внимание или память». Составляется специально на основе пройденного материала в форме коротких вопросов-ответов (напр. даты, термины, и т.д. – на уроках англ. яз. возможно задание на аудирование)
Прим. В конце урока разрешается перечитать параграф, чтобы проверить, какая информация во время чтения была пропущена.
2 вариант
1. Методика «Чтение». Ученики читают параграф на заданную тему, стараясь самостоятельно осмыслить содержание (предварительно должно быть сосчитано количество слов в заданном тексте). Сразу прочтения отмечается время, за которое был прочитан текст (фиксация времени отмечается на доске учителем). Затем вместе с учениками коллективно составляются вопросы к тексту. Учитель их записывает, корректирует, отбрасывает несущественные (таким образом готовятся вопросы к тексту для другого класса)
2. В конце урока разрешается перечитать параграф, чтобы проверить, какая информация во время чтения была пропущена.
3 вариант
1. Методика «Чтение». Та же, как и 1 варианте, но учитель заранее разрабатывает вопросы к тексту (около 10-12) и задает их после прочтения.
2. Методика «Письмо». Тема сочинения определяется по предыдущему пройденному материалу.
Слайд 25.
Для мотивации и поддержки интереса в работу включены игры « Ерундопель»- для обагащения словарного запаса, « Ударник», « Орфограф», работу с тестовыделителями ( маркерами) и мультфильмы, с дальнейшей работой по их содержанию.
Мультфильм-« Вини -пух и все, все ,все» (10 минут)
Слайд 26.
Спасибо за работу и внимание!