СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задача по технологии ТОГИС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересная педагогическая технология, которая поможет учителю и детям рассматривать изучаемый материал глубоко и всесторонне.

Просмотр содержимого документа
«Задача по технологии ТОГИС»

Царук Алла Николаевна Задача «Пчёлка-труженица»

Имя задачи: Задача «Пчёлка-труженица»

Автор: Шамрай Тамара Васильевна, учитель начальных классов,Донецкая специализированная гуманитарная школа№65, г.Донецк.

Метапредметная область или предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема: «Здоровье и безопасность». Жалящие насекомые.

Профиль: общеобразовательный

Уровень: общий

Текст задачи: Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мед Божьим даром. О том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке.

На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. В 17 – 18 веках бортник сдавал воск в церковь и из него делали свечи. Воск приравнивали к золоту.

Пчелу по праву называют самым трудолюбивым насекомым:

Трудолюбивее пчелы никого нет.

Работящий, как пчела.

Тягок труд, да сладок мёд.

- Помогите доказать, что звание «труженицы» пчела носит по праву.

Алгоритм:

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники.

Книги:

Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.

Махлин М.Д. / Насекомые .- СПб.: «БКК»,2009.

«Познакомься, это букашки». – М.: «Махаон», 1999.

«Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»

«Все обо всем» , популярная энциклопедия для детей.

Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995г.

Джей Эллиот и Колин Кинг «Детская энциклопедия».

Эксмо, 2008г. «Мир на ладони» «Пчелы, бабочки, стрекозы», Махаон, 2008г. Дж. Бобик «Как устроен мир», Аванта+, 2009г. Энциклопедия знатока, Живая планета, Махаон,2009г.


Web-сайты:

http://urokivyazaniya.ru/4z7ZiWXjxmM/samoe_interesnoe_pro_pchyol_multik_pro_pchelu_dlya_detej_poznavatelnoe_video.html#sthash.TYHpRMI6.dpuf

http://antarktis.ru/index.php?mn=def&mns=ykceqjgpbzmuwh66gq1a

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F7%B8%EB%FB Пчелы. Википедия. http://pudmeda.com/article/Sposoby_poluchenija_pchelinogo_jada Пуд меда. Все о пчелах. http://ethology.ru/library/?id=360 Р. Шовен “От пчелы до гориллы» пер. с французского

http://goldenbee-tentorium.ru/statiya/1978/Золотаяпчелка. http://chihuashki.ru/blog/skolko-let-zhivut-muravi-i-chem-udivitelny-pchely Чем удивительны муравьи и пчелы.

http://p4elok.net/ Все о пчелах. Информация, фото, видео, мультики, анимация. http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-nasekomyh/zagadki-pro-pchelu/ Загадки про пчелу.


Культурный образец:


Пчела – работница, усталости не зная,

Свой кропотливый труд с охотою несет,

На благо общее все силы отдавая,

Примером для других и служит, и живет.

Е. Залягин

1. Кто такие пчелы? Тело пчелы состоит из трех частей – головы, груди и брюшка. Все тело покрыто волосками. Яркая желто- черная окраска делает пчелу более заметной. Птицы видят ее и не трогают, ведь она может больно ужалить. Такую окраску называют предупреждающей. У пчелы два больших сложных глаза по бокам головы и три маленьких простых глазка на ее верхушке. Пчелы чувствуют запах усиками – антеннами.

2. Где живут пчелы? Пчелы встречаются на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Дикие пчелы живут в дуплах деревьев. Много тысяч лет назад люди придумали строить для пчел специальные домики – ульи. В разных странах их делали разной формы и из разных материалов – дерева, соломы, тростника, глины. Современный улей – это деревянный ящик с крышкой, у которого внутри много места для медовых сотов.

3. Что такое соты? У рабочих пчел на брюшке есть восковые железы. Из них через крошечные отверстия выделяются маленькие белые пластиночки воска. Пчелы собирают их лапками, пережевывают челюстями и делают из воска стенки ячеек. Каждая ячейка похожа на шестигранник, соседние ячейки плотно прилегают друг к другу. В некоторых ячейках пчелы выращивают свое потомство, в других они запасают мед и пыльцу. Стенки ячеек устроены так, что мед не вытекает из них.

4. Что такое мед? Нектар – это сладкая сахаристая жидкость, которую выделяют разные части цветков. Он скапливается там в специальных углублениях. Пчелы сосут нектар и собирают в специальный медовый зобик, в котором приносят нектар в гнездо. Пчелы приносят в гнездо нектар и пережевывают его около 30 минут, добавляя в него некоторые вещества, меняющие его состав. Они переносят эту жидкость в открытые ячейки. В теплом гнезде нектар густеет и превращается в мед. Через несколько дней пчелы закрывают ячейки с медом восковыми крышечками. Мед - это запас пищи, который пчелы собирают для себя, а вовсе не для человека. Вкус и цвет меда зависит от цветов, на которых пчелы собирали нектар. Мне больше всего нравится липовый мед.

5.Пчелиная семья. Медоносные пчелы – общественные насекомые. Они живут большими дружными семьями. У каждой пчелы есть свои обязанности. Матка(А) – самая крупная пчела, которая занята только тем, что откладывает яйца. Все пчелы в гнезде – ее дети. В одном гнезде может быть только одна матка. Рабочие пчелы(В) – это небольшие самки, которые выполняют всю работу: охраняют дом, ухаживают за маткой и личинками, кормят их, чистят гнездо, собирают в поле еду для всей семьи. Трутни(Б) – это самцы пчел. Они не могут сами есть и собирать нектар. Единственная их задача – встреча с маткой во время брачного полета. После этого они погибают.

6. Чем занимаются пчелы? У пчел нет времени нежиться на солнышке. Рабочие пчелы летают от цветка к цветку и приносят в гнездо пыльцу и нектар. Пчелы-охранники летают в близи своего дома и защищают его от незваных гостей. Пчелы-разведчики облетают окрестности, а когда находят поляну с цветами, сообщают о ней своим танцем другим пчелам. Пока молодые пчелы еще не умеют летать, они наводят порядок в улье и помогают ухаживать за личинками.

7. Пчелы и цветы. Цветы привлекают насекомых своим ароматом и яркой окраской. Пчелы прилетают к ним, ищут нектар и при этом пачкаются пыльцой. Когда они перелетают на другие цветки, то переносят на них эту пыльцу – опыляют растения. Для растений это очень важно, потому что только после опыления могут развиваться семена. Если не будет пчел, у цветов не будет семян, и они не вырастут в следующем году. Пчелам необходимы цветы, а цветам необходимы пчелы.

8. Дети пчёл. Матка после встречи с трутнем может откладывать яйца до конца своей жизни. Матка откладывает по одному яйцу в каждую ячейку. Через три дня из яйца выходит личинка. Первые три дня всех личинок кормят маточным молочком. Потом личинок рабочих пчел кормят пергой – смесью меда и пыльцы. Через пять дней пчелы закрывают ячейки восковыми крышечками. Внутри ячеек каждая личинка превращается в куколку, покрытую шёлковым коконом. В коконе развивается пчела. Через 21 день после того, как матка отложила яйцо, из куколки выходит молодая рабочая пчела.

9. Новая семья – РОЙ. Матка откладывает яйца. Личинок, а затем и пчел становится все больше. В гнезде стало жарко и многие пчелы, работая крыльями, охлаждают воздух. Но вскоре в жизни пчел происходят перемены. Рабочие строят по краям сот специальные большие ячейки. Внутри их вырастут новые матки. А старая матка с частью пчел покидает гнездо. Новый рой ищет новое место для жизни. Это может быть старое дупло, ящик, а может ловушка пчеловода, из которой он пересадит их в новый улей.

10. Люди и пчелы. Люди собирали мед диких пчел еще тысячи лет назад. Людей, которые доставали соты с медом из дупла, называли бортниками. Потом люди стали специально вешать на деревья колоды с дуплом или соломенные корзины, пчелы залетали внутрь и строили там свои соты. Современные пчеловоды работают на пасеках. Кроме меда от пчел получают воск, пергу, прополис, маточное молочко, пчелиный яд.

11. Музей пчеловодства. В этом году мы с родителями побывали в музее пчеловодства в Рязанской области. Там я очень много узнал об истории пчел, об уходе за ними, посмотрел множество интересных экспонатов. Больше всего мне понравилась реконструкция старинной пасеки. Там были ульи на деревьях и специальные колотушки для защиты от медведей, которые тоже очень любят мед.

12. Удивительные факты о пчелах. Когда пчела – разведчица находит много медоносных цветков, она летит прямо в гнездо. Ее запах говорит другим пчелам о том, какие цветущие растения нужно искать. Если источник пищи находится недалеко от гнезда, пчела-разведчица танцует на сотах, двигаясь кругами по часовой стрелке и против нее. Чем быстрее танец, тем больше цветков она нашла. Другие пчелы следят за каждым ее шагом, и, копируя все движения, узнают дорогу к медоносным растениям. Вот какой удивительный танец у пчел! Он рассказывает о том, где находится пища, какая она и сколько ее там. И ведь пчелы все хорошо понимают! Для производства 1 кг меда пчелам требуется 4 кг нектара. Чтобы собрать это количество, пчелы должны посетить около четырех миллионов цветков. В полдень, когда солнце стоит высоко в зените, пчелы сидят в улье. Когда солнце стоит высоко, пчелы не могут по нему ориентироваться. Или им просто жарко? Зачем пчелы машут крыльями перед входом в улей? Они его проветривают. Когда на улице жарко, в улье становится нечем дышать. Взмахивая крыльями, пчелы создадут поток свежего воздуха.

13. Люди о пчелах. Загадки Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мед свой в соты отдала, Как зовут ее?.... Ранним утром ей не спится: Очень хочется трудиться Вот и меду принесла Работящая … Посетить хотят все дети Самый сладкий дом на свете. Но хозяева жужжат, Строго домик сторожат. Мишка плачет и ревет, Просит пчел, чтоб дали … Пословицы и поговорки Маленькая пчела человека большому делу учит. Трудолюбив, как пчела. Вашими бы устами да мед пить. Доброго человека и пчела не жалит

14. Выводы. Мы побывали в сказочном мире пчел, узнали многое из их жизни, поняли, что эти насекомые – очень полезные и трудолюбивые. Прежде всего – они опыляют цветы. Пчелы производят мед – очень вкусный и полезный продукт. Пчелиная семья – мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.


Сказка о Трутне и Работяге


В одном маленьком-маленьком царстве жили сказочные пчёлки. Царство это называлось Улей. В этом Улье жили очень трудолюбивые существа – они никогда не сидели без дела, всё время то строили новые домики в Улье, то собирали нектар и делали мёд.


В этом сказочном королевстве жили в своём домике два братца – Трутень и Работяга. Работяга работал даже больше чем остальные пчёлки, он был собирателем нектара и пыльцы. Работяга вставал в шесть утра, умывался, брал с собой маленькие вёдра и летел к цветочной поляне. Там он, вместе с другими собирателями, наполнял вёдра, возвращался в Улей, чтобы отдать добытую пыльцу, и снова летел на полянку.


Так он летал туда-сюда, пока не наступала темнота. Вечером он ходил гулять с друзьями и девочками – пчёлками. В конце дня он засыпал очень быстро и ему снились красочные сны.



Второй же братец, Трутень, просыпался очень поздно почти в час дня. Все пчёлки уже обедали в это время, а он валялся в постели. Ему было лень идти умываться, одеваться. Он целый день только и делал что лежал, да жевал плюшки. И заснуть он не мог очень долго – лежал в темноте, ему было очень страшно.


Брат ему часто говорил: «Трутень, дружок!


Ты жалуешься, что снятся кошмары, ночью не можешь уснуть, что днём скучно невыносимо, а ведь решение простое! Если работать, общаться с друзьями, то таких проблем не будет!»


Но Трутень не слушал брата. Работяга вскоре встретил прекрасную пчёлку Незабудку, они стали дружить. А вскоре и поженились. Трутень смотрел на счастье брата, и ему тоже захотелось, чтобы его кто-то полюбил.


Он решил последовать совету брата. Сначала все работающие пчёлки сторонились Трутня, но потом начали с ним дружить. Трутень был счастлив! Он начал работать вместе со своим братцем, и подавать другим пример. В один прекрасный вечер, на прогулке он познакомился с Лапочкой, и скоро они сыграли роскошную свадьбу.


Детки Трутня и Работяги выросли такими же хорошими и добрыми пчёлками, как их папы и мамы. Все они жили долго и очень счастливо!»



Методический комментарий

Задача общего уровня.

Программа курса окружающего мира 2 класса.

Курс имеет двухуровневый характер, что позволяет соединить интересующее ребёнка широкое содержание с обязательной для изучения системой знаний. Это проявляется как в подразделении учебного материала на основной и дополнительный, так и в особой методике работы с программой.

Ребята в процессе обучения под руководством учителя самостоятельно находят ответ на сформулированную в начале урока проблему.

Обучаемые должны найти ответы на вопросы: Почему люди с уважением относятся к пчёлам? Какую пользу приносит труд пчелы? Почему именно пчёлы среди всех жалящих насекомых носят звание «тружеников»?


Ответы на эти и другие вопросы расширят представления учащихся

о возможностях насекомого.

Сложность задачи состоит в том, что необходимо переработать большой объём информации. Кроме того, в источниках нет прямого ответа на вопрос задачи.