Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка Учитель английского языка: Косякова Елена Александровна ___________________________________________________________________________________ |
Эффективность модернизации образовательного процесса во многом определяет стремление обучающихся к новым знаниям, овладение ими новыми компетенциями. У современного школьника должна быть сформирована компетентность к поиску новых знаний, формированию внутреннего ресурса к постоянному освоению, обновлению своих компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта. Как научить ребенка ориентироваться в очень сложном и постоянно изменяющемся мире –это задача стандарта.
Стандарт рассчитан на деятельность образовательного учреждения и ребенка в современной открытой образовательной среде - интернете. То же, несомненно, касается и личности педагога. Педагог становится менеджером и экспертом образовательного процесса. Его задача на современном этапе состоит в том, чтобы посредством деятельностных подходов повышать образовательный уровень ученика. И в данной ситуации ресурсы Интернета как никогда играют важнейшую роль. Образовательная среда глобальной информационной среды способствует повышению интереса каждого школьника к обучению и освоению способов деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Способом организации деятельности и средством её осуществления составляет применение новой деятельностно-ценностной технологии – ТОГИС, разработанной доктором педагогических наук, профессором Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым.
Аббревиатура ТОГИС расшифровывается как технология образования в глобальной информационной среде. Главным элементом учебного процесса является решение учащимися учебной задачи, где акцент делается на способах её решения, а не на содержании.
Основные результаты применения технологии ТОГИС – осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Нужно отметить, что учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности.
Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.
Дополнительный результат – умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания – результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.
Универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС-задачи, – это обычный набор действий при работе с информацией. В него входят:
· терминологические изыскания,
· выделение ключевых слов,
· контекстный поиск информации,
· анализ информации,
· формулирование выводов,
· сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,
· при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.
Процедура работы над задачей:
1. Предъявление задачи. Обсуждение до полного понимания.
2. Подбор ключевых слов для поиска информации.
3. Поиск, обработка, анализ информации.
4. Подготовка доклада.
5. Прослушания.
6. Переработка информации
9. Подведение итогов.
Пример проведения урока английского языка
с использованием данной технологии
УМК «Английский в фокусе» авторы О.В.Афанасьева, Дули Дженни и др.
Класс 10
Модуль 8: «Technology»
Раздел: «Spotlight on Russia»,
Тема урока: «Space in Russia»
Название урока «Well, Let’ go!»
Цель урока: Создание условий для формирования лексических и грамматических знаний по теме «Космос»
Ожидаемый результат:
-
Расширение лексического запаса.
-
Отработка навыка подбора ключевых слов для поиска информации.
-
Развития умения поиска, анализа и обработки информации.
-
Отработка навыка работы в команде.
-
Улучшение качества спонтанной монологической речи по заданной теме.
-
Отработка навыка чтения с выбором информации.
-
Развитие навыка аудирования.
-
Отработка навыка сравнительного анализа.
-
Закрепление навыка написания эл.письма.
Краткая пояснительная записка
Автор разработки | Косякова Елена Александровна |
Тема урока | «Космос в России» |
Основной учебник | УМК «Английский в фокусе» авторы О.В.Афанасьева, Дули Дженни и др.. Модуль 8 |
Класс | 10 |
Необходимые ТС и материалы для проведения урока | -
Компьютер для учителя -
Компьютеры для учащихся -
Подключение к Интернету -
Проектор -
Презентация учителя -
Раздаточный материал для учащихся -
Учебное пособие “Spotlight on English -10” -
Оформление класса в виде планетария. -
Звезды из фольги -
Фотографии о космосе |
Самоанализ представленного урока | Урок желательно провести, когда отмечают День Космонавтики или в апреле. В этот день идет много информации на ТВ и учащиеся с удовольствием выдают нужную информацию и отвечают на вопрос: Хотели бы вы стать космонавтами? Кабинет оформлен в виде планетария. Затемнение кабинета, оформление звездами, планетами, сверкающими огоньками (звездами). Доска оформлена в виде киноленты, но с пустыми кадрами. Они заполняются в процессе урока, в конце урока должен получиться фрагмент пленки (слайд 8). Урок начинается с просмотра видеосюжета, после которого идет обсуждение, почему мы посмотрели сюжет. Учащиеся сами должны определить тему урока. На данном уроке главными стали слова Юрия Гагарина «Поехали!». Основной частью урока является знание слов по теме, чтение текста о российском космосе, обсуждение текста и приготовление проектов- презентаций учащимися о выдающихся космонавтах России с использованием Интернета. На уроке применяется ИК технология с применением компьютеров, как учителем, так и учащимися. Учащиеся используют Интернет для поиска нужной информации и знаний программы POWER POINT для приготовления своих проектов. Проектор используется для просмотра видеосюжета и презентаций. Применяется программа “Hot potatoes” для составления кроссворда по теме. Задания все мотивированы и рефлексированы. На уроке применяются все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо, перевод. Этапы урока построены от простых упражнений к сложным, к проектам учащихся, анализу и систематизвции изученного материала к написанию письма - другу По-переписке. Учителем на уроке организована индивидуальная работа, работа с классом, групповая работа. Урок составлен с учетом возрастных особенностей учащихся, все мероприятия и оформление класса направлены достижение личностных, предметных и метапредметных результатов,на создание успеха и комфортных психологических условий для учащихся. |
План урока
Наименование этапа урока | Описание этапа урока |
Введение в тему | Просмотр видеоматериалов по теме, определение целей и задач урока, план работы, разделение на группы. |
Расширение лексического запаса | Знакомство со словами, необходимыми для работы по поиску и анализу информации. |
Подбор ключевых слов | Подбор ключевых слов для поиска информации в сети Интернет. |
Подготовка выступления по теме | Сбор информации, анализ, подготовка текста выступления. Выступление групп. |
Представление культурного образца | Просмотр видеосюжетов, анализ текстов |
Сравнительный анализ | Проведение сравнительного анализа выступления групп с культурными образцами. |
Домашнее задание | написания электронного письма другу по переписке (учителю по электронке) |
Подведение итогов. Обратная связь. | Подведение итогов. Пожелания учащихся по темам уроков, комментарии учителя. |
Проверка домашнего задания | Проверка письма учителем. Комментарии учителя. |
Формирование универсальных учебных действий
Использование данных технологий позволяет формировать универсальные учебные действия у учащихся.
Формирование УУД
Формируемые УУД | Способ формирования | Технология |
Умение работать в команде | Работа в команде во время выполнения работы по проекту, поиску информации, составлению речи и сравнению полученных результатов с культурным образцом | Технология ТОГИС |
Навык публичного выступления | Защита, полученных результатов поиска информации | Проектная деятельность Технология ТОГИС |
Умение искать информацию | Поиск информации для подготовки текста выступления | Технология ТОГИС |
Умение анализировать полученную информацию | Анализ информации и сравнение ее с культурным образцом | Технология ТОГИС |
Умение обобщать и делать выводы, сравнивать результаты деятельности | Сравнение полученного результата с культурным образцом и выступлениями других групп | Технология ТОГИС |
Умение ставить цели работы и пути их достижения | Работа на сайте МО по постановке цели и определения задач предстоящего урока | Технология ТОГИС |
Навык решения задач, не имеющих однозначного решения | В данном уроке нет правильного решения – учащиеся учатся искать наиболее приемлемый для них вариант решения задачи | Технология ТОГИС |
Умение анализировать результаты работы | Проведение обратной связи через Интеренет, посредством эл почты, чата | Технология ТОГИС |
Умение собирать портфолио | Сбор электронного портфолио на блоге учащегося | Технология ТОГИС 0 |
Функция учителя в ТОГИС – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управлении ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшим. Основные результаты её применения для обучающихся – формирование ключевых компетенций современного школьника (информационной, когнитивной, коммуникативной, оргдеятельностной).
Таким образом, использование данных технологий позволяет не только разнообразить урок и повысить мотивацию к обучению, но и формирует регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Список литературы
1. Гузеев В.В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента. – ж.«Учитель Приморья». – Владивосток, 2010. -№1, 2.