СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ШЭ ВОШ по литературе для учащихся 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит два творческих задания по литературе для учащихся 8 класса. В помощь педагогам имеются критерии оценивания ученической работы.

Просмотр содержимого документа
«Задания ШЭ ВОШ по литературе для учащихся 8 класса»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2014-2015 учебный год

8 класс


Время выполнения – 150 минут


Задание 1


В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести

Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?


Задание 2


Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, проанализируйте текст, излагая свои впечатления о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно, доказательно.


В. Крупин

Сбрось мешок!


В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать. А все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Пожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».



  1. Кто рассказывает историю? Попробуйте восстановить судьбу героини. Охарактеризуйте ее речевые особенности.

  2. Проанализируйте композицию рассказа: вычлените основные части, покажите, как они связаны между собой.

  3. Что такое красота в понимании героини? Какое место, по ее мнению, красота должна занимать в жизни? Как формируется чувство прекрасного в человеке?

  4. В жизни каждого человека есть мгновения, когда он особо остро переживает чувство прекрасного. Об этом – прочитанный Вами рассказ. Напишите о подобных моментах в своей жизни.
























Критерии оценивания


Задание 1



При оценке выполнения задания учитываются:


  1. Цельность, стройность работы (Максимум – 5 баллов)

  2. Понимание задания и умение работать в предложенном направлении (Максимум – 5 баллов)

  3. Адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли (Максимум – 5 баллов)

  4. Умение приводить для доказательства текст произведения (Максимум – 5 баллов)


Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»


МАКСИМУМ ЗА 1 ЗАДАНИЕ: 20 баллов


Задание 2



При оценке выполнения задания учитываются:


  1. Оригинальность работы (Максимум – 5 баллов)


Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»


  1. Глубина постижения произведения (Максимум – 5 баллов)


Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»


  1. Богатство словаря (Максимум – 5 баллов)


Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»


  1. Разнообразие использованных синтаксических конструкций (Максимум – 5 баллов)

Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»


  1. Рассказ о собственном пережитом чувстве прекрасного (Максимум – 10 баллов)


Шкала оценок: 0 баллов; 3 балла – «3»; 6 баллов – «4»; 10 баллов – «5»



МАКСИМУМ ЗА 2 ЗАДАНИЕ: 30 баллов



ИТОГО: 50 баллов