Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .
Происхождение названия жанра
Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?
Слово « загадка » - древнего происхождения.
Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?
В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Происхождение загадок
Предположите, когда появились загадки и для чего?
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .
Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?
В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .
Происхождение загадок
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .
Происхождение загадок
Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.
Какими бывают загадки
Перечисления различных признаков предмета или явления.
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.
(Апельсин)
Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек .
(Кактус)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(Арбуз)
Краткая характеристика предмета или явления.
Голубая простыня весь свет одевает.
(Небо)
В поле сережки на одной ножке.
(Овес)
Один костер весь мир согревает.
(Солнце)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
В загадку включено отрицательное сравнение .
Не зверь, не птица, а нос, как синица .
(Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
(Ветер)
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.
(Орех)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
(Река)
Описании предмета использована метафоры .
На пяти проводах отдыхает стая птах.
(Ноты)
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.
(Варежка)
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.
(Колеса)
Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.
- Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Корень мой находится в цене;
В очерке найди приставку мне;
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Рас-пис-ание)
- Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
С «Ч» - над морем я летаю,
С «Г» - в машинах я бываю.
(Чайка - Гайка)
С «Г» - он будет частью слова,
С «И» - немного схож с пластом,
С «Н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом.
(слоГ – слоЙ - слоН)
- Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)
Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».
А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.
(Краб – барк )
- Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(Уха – муха)
Кто части мотоцикла знает,
тот слово это разгадает.
А если букву «Д» прибавит,
На сцене можно будет ставить.
(Рама – драма)
«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит…
(Дождик)
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…Кто же это?..
(Лягушата)
Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,
Обожает морковку... Кто это?..
(Зайчишка)
Домашнее задание.
ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!
«4 деревеньки»
Дома подготовить командам:
- Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
- « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
- Принести карандаши или фломастеры.
На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.
Создадим свою книгу загадок!