Автор: Жабина Нина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Жердевская СОШ» г.Жердевки, Тамбовской области
Сценарий занятия кружка «Умники и умницы» в 1 «Д» классе
по теме «Загадки о родном городе»
К.Д.Ушинский говорил, что загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение».
Цель: развитие познавательной активности обучающихся посредством составления загадок о родном крае, тем самым воспитывать любовь к малой родине.
Задачи:
расширять знания о различных видах загадок, их воздействии на умственные способности;
познакомить учащихся с «малой» и «большой» родиной, воспитывать в них бережное отношение
развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности (составить свои загадки).
Применяемые методики и технологии:
метод проектов, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, личностно-ориентированная педагогика.
Форма: занятие-игра
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер с колонками.
Подготовительная работа.
Экскурсия в краеведческий музей г. Жердевки;
Виртуальная экскурсия «Любимый город» (презентация);
Изучение темы «Устное народное творчество. Загадки»
Беседа с родителями на родительском собрании на тему «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся начальных классов. Сетевые проекты» (стартовая презентация, буклет);
В процессе подготовки создаются инициативные группы, работающие по следующим направлениям:
Малая родина, история создания города, символы города (фоторепортажи, беседы со взрослыми, знакомство с материалом на данную тему в детской библиотеке и сети Интернет);
Знакомство с литературой (стихи земляков и жителями города);
Знакомство с красотой природы;
Результатом проделанной работы будет являться участие в сетевом проекте на сайте Методисты.ру (группа Русский язык и литература) и защита проекта.
Ожидаемые результаты
В ходе самостоятельной исследовательской деятельности учащиеся смогут расширить и углубить знания по теме «Загадка»: познакомятся с такими видами как шарада, анаграмма, метограмма, ребус, кроссворд, сканворд, викторина; на основании выявленных основных признаков того или иного вида загадки сформулируют свое «универсальное» определение.
При составлении различных видов загадок о родном городе учащиеся смогут проявить свои творческие способности, углубить знания об истории родного города, его достопримечательностях.
Ход занятия
1.«Мозговая гимнастика» (1-2 мин.)
«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко. Расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Пока при помощи дыхания уходит напряжение.(30 сек).
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку». То есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-5 сек. Затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами, проделать тоже .но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
2.Разминка (2-3 мин.)
- Из него видно, что делается на улице. (Окно)
- Как называется город, в котором мы живём? (Жердевка)
- Какой день недели был вчера?
- Что находится в середине капусты ? (Кочерыжка или буква «у».)
- Прошло 3 дня после воскресенья. Какой наступил день? (Четверг.)
- Какие камни в море? (Мокрые.)
- Как называется место, где зимой выращивают овощи? (Теплица.)
- Как зовут съедобного героя русской сказки? (Колобок.)
- Назови страну, в которой ты живёшь ? (Россия)
- Что относится к символам государства, города ? (Флаг, гимн, герб)
3.Тренировка внимания (5 мин.) – фото ( работа в парах)
-Угадай где это находится ?
Ответы: 1.Колледж сахарной промышленности, 2. Железнодорожный вокзал,
3. Вид города Жердевки с высоты птичьего полёта, 4. Здание нашей школы.
5. Памятник в парке сахарного завода, 6.Фонтаны на ул. Первомайской,
7. Ул. Чкалова (военный городок), 8. Здание Сбербанка на ул. Первомайской.
4.Кроссворд «Я люблю тебя, Жердевка!» ( 8 мин) - использование ПК
Кроссворд о достопримечательностях и известных людях нашего города(вы по наводящим вопросам уже искали материал в Интернете или беседовали с родителями).Сейчас мы попробуем его отгадать все вместе.
(Позже покажу генератор кроссвордов)
http://uchportfolio.ru/NinaZhabina/?page=19747
5.Весёлая переменка (3 мин)
Возьмите 10 палочек. Зажмите их в кулаке. затем отпустите палочки так, чтобы они упали на стол. Соберите палочки по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если сдвигается хотя бы одна, задание следует начать заново.
6.Ребусы (8-10 мин) – на доске, карточки (по рядам-3 группы по 5 чел)
Разгадывать ребусы – занятие увлекательное, но и довольно сложное. Словом «ребус» часто обозначают что-то непонятное, загадочное. Слово это латинское и в точном переводе означает «вещами» («предметами»).отсюда ясно, что ребусом называют любое слово или фразу(пословицу, загадку, изречение). Изображённые с помощью различных рисунков. На уроке обучения грамоте нам приходилось отгадывать много ребусов. Чтобы решать и составлять ребусы, надо вспомнить некоторые правила (которые мы повторяли на прошлом уроке).
1)находка, напильник, наседка, наряд, наука;
2)На дворе трава, на траве дрова;
3)дым, мак, лак.
А сейчас я предлагаю вам назвать слова, которые относятся к нашей теме урока и, мы попробуем составить ребусы (Позже покажу генератор ребусов)
Чибис | Река Савала |
Сахарный завод |
школа - госпиталь |
Попробуйте составить ребусы на военную тематику:
(http://uchportfolio.ru/NinaZhabina/?page=21202)
7.Игра «Пазлы» (3 мин) - использование ПК
http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3759dab13bfe
8.Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз .Повторяйте 5-6 раз не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
9.Графический диктант
Загадка: Кто весь век В воде живёт, А самой воды не пьёт: Ни озёрной. Ни речной, Ни какой-нибудь иной? (Рыба) | Рубрика «Интересно» - Мальчики, а чьи папы любят ловить рыбу? - Кому приходилось с папой быть на рыбалке? - Какая рыба может попасться в реке Савале? (щука, окунь, плотва, красноперка, карась, лещ, сазан.) |
10.Рефлексия (1 мин)
Подходит к концу наше занятие.
- Кому понравилось наше занятие?
- Кто доволен результатами своей работы?
- Сейчас вы оцените свою работу. Возьмите и раскрасьте сердечко, которое лежит у вас на краю парты:
Жёлтый цвет – радость, было очень интересно!
Зелёный цвет – хорошо, я с удовольствием выполнял все задания.
Синий цвет – у меня не всё получалось сразу.
Красный цвет – прошу помощи в определённых заданиях.
- Я предлагаю вам написать на нём слова, которые мы сегодня называли на уроке, в самом различном порядке:
Жердевка, любимый город, чибис, река Савала, люблю, свой край.
У вас получилось облако слов. Возьмите себе на память о нашем занятии.
Приглашаю всех желающих принять участие в сетевом проекте «Загадки о родном городе».
Дополнительный материал (10 мин ) Задание (для следующего занятия):
Вспомним эпиграф прошедшего занятия:
К.Д.Ушинский говорил, что загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». А что такое загадка?
Загадка - это не только игра. Загадки обогащают наши знания, развивают нас, воспитывают в нас любовь к родному языку; расширяют представление об окружающем мире. Однако полезно не только разгадывать загадки, но и придумывать их.
В ходе самостоятельной исследовательской деятельности мы сможем расширить и углубить знания по теме «Загадка»: познакомятся с такими видами как шарада, анаграмма, метограмма, ребус, кроссворд, сканворд, викторина; на основании выявленных основных признаков того или иного вида загадки сформулируем свое «универсальное» определение. При составлении различных видов загадок о родном городе наша команда учащихся смогут проявить свои творческие способности, углубить знания об истории родного города, его достопримечательностях. Познакомьтесь с маршрутом проекта:
Название команды, девиз, подбор материала (детская библиотека )
1. М. Рома – об истории города Жердевки;
2. П.Настя - о природе родного края;
3. Алсу – об известных жителях нашего города.
Фотоальбом – М. Рома и П. Настя.
Визитка – И. Алсу и Жабина Нина Анатольевна.
Фильм о городе – родители с детьми, (фото из личного архива)