уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
положительно относиться к учению, понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовность к взаимодействию и взаимопониманию.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной работы.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 2 мин | (слайд) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна. Сейчас у нас урок русского языка. Этот урок проведу у вас я. Надеюсь, урок наш пройдет слаженно, интересно и с пользой для всех. "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". - Как вы понимаете это выражение? (Если мы будем учиться чему-то новому, то узнаем много интересного и сможем применять наши знания в жизни) -Откройте тетради и запишите число. | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа. Практический: работа в тетради Словесный: беседа. Словесный: слово учителя. | 5 мин | Введение в тему. (слайд) - Прочитайте слова (на доске): Морковь. Алёна. Картина. Завод. Дудкин. Сапог. Иванович. Сергей. - Подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить эти слова. - По какому признаку разделили? - Запишите слова в два столбика. Записывая, не забудьте о написании этих слов. - Прочитайте эти слова. - С какой буквы записали слова в первый столбик, а во второй? Проверьте. ( по эталону на доске) - Почему эти слова написаны с большой буквы? ( Читаю стихотворение ) Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой – уважения знак. | Слушать учителя. Выполнять задание учителя. Отвечать на вопросы учителя. Работать самостоятельно Отвечать на вопросы учителя Фронтальная работа Слушать учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа. | 1мин | - На какое правило правописания эти слова? Сформулируйте его. Имена, фамилия, отчества людей пишутся с большой буквы. - Верно. Вот вы и определили тему нашего урока. (слайд) Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Научиться писать такие слова с большой буквы). | Определять тему и цели урока. | Регулятивные - постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: примеры из жизни Словесный: беседа. Практический: работа по таблице Словесный: беседа. Практический: работа в тетради | 8 мин | - Ребята, я смотрю у вас у всех на груди приколоты бейджики. А что на них написано? - Как вы понимаете, что такое имя? Имя – личное название человека, даваемого ему при рождении. -- У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Давайте назовём каждый своё имя НО с различным настроением. (Дети называют себя с различными интонациями: с радостью, с удивлением, с грустью, с ) - Как вы будете писать своё имя и другие имена? (С заглавной буквы) - А вы знаете, раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление. Например, мальчику могли дать имя Волк, слайд чтобы он был сильным и смелым. Имя могло отражать и черту характера ребенка: крикливого, часто плачущего ребенка, называли: Плакса, Бессон или Неупокой, а всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. Первого ребенка в семье могли назвать Первуша. И даже от времени года и дня недели зависело имя ребенка. Того, кто родился в субботу, называли Субботка. Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз. Девочку, родившуюся весной, называли Веснянка. В настоящее время каждое имя тоже имеет своё значение. Оно пришло к нам с тех давних времён. Например, имя Дарья (перс.) имеет значение – «повелительница», Никита (греч.) –– «победитель». А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. -Возьмите карточку жёлтого цвета, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени. - Где ещё можно узнать значение имени? (В словаре, в интернете) - А теперь послушайте рассказ девочки и посчитайте, сколько у нее братьев. (слайд) Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава. - Сколько же братьев у девочки? (Один) - Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня) -Давайте запишем разные формы имени брата девочки. - Какая орфограмма в этих славах? (Заглавная буква) - Мы написали разные формы одного и того же имени. | Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Работать по таблице имён Отвечать на вопросы Выполнять задание учителя. Отвечать на вопросы | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Владеть различной интонацией голоса Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: примеры из жизни. Словесный: самоанализ. | 2 мин | - Есть ли в вашем классе ребята с одинаковыми именами? (Да.) - Назовите их. (Роман, Александр) - Встаньте, пожалуйста, ребята. - Как называют людей с одинаковыми именами? (Тёзки) - Человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя, называют тёзка. - Значит эти мальчики тёзки. - Что же мы узнали об имени? (записать на доске слово ИМЯ) Имя – личное название человека. Имя пишется с большой буквы. Люди, носящие одинаковые имена- тёзки | Отвечать на вопросы Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя; Практический: работа в тетради. | 5 мин | - Чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение, на карточках зелёного и голубого цвета. 1 вариант возьмите карточки зелёного цвета, а 2 вариант – голубого. Вариант I Спиши предложения, вставляя вместо точек слово из скобок. Выдели орфограмму. В моём саду расцвела красивая …(Роза, роза). У …(серёжки, Серёжки) новый футбольный мяч. Вариант II Спиши предложения, вставляя вместо точек слово из скобок. Выдели орфограмму. Летом у нас гостила тётя … (роза, Роза). Весной на берёзе распустились …(Серёжки, серёжки). Коллективная проверка предложений. (слайд) -Ребята, запишите красиво своё полное имя на верхней строчке карточки, которую я вам дала. О какой орфограмме надо помнить, когда пишем имя? | Слушать учителя Читать задание Выполнять упражнение. Анализировать проделанную работу. Слушать учителя | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа. Практический: работа в парах. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы Словесный: самоанализ. Словесный: беседа. Словесный: слово учителя; Словесный: слово учителя; ответы на вопросы | 5 мин | - Достаточно ли одного имени, чтобы отличить одного человека от другого? (Нет.) - Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь. Так и говорили: Иван сын Петра, Марья дочь Степана. - Что же образовалось от имени отца? (Отчество) записать на доске это слово -У вас на парте лежит карточка розового цвета. Вы будете работать по ней в парах. - Что записано в этих столбцах? - Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей. - Попробуйте составить пары: сделайте из имен отчества. Словам из 1-го столбика найдите пару из 2 столбика. (Соединяют стрелочками). Проверка. - А какую ловушку я вам приготовила? - Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь. - Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы). - Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени. - Назовите своё отчество. - С какой буквы пишется отчество? Это тоже орфограмма. -Запишите рядом со своим именем на второй строчке карточки ваше отчество. -Ребята, отгадайте загадку: (слайд) Очень люблю, когда все собираются. Белой скатертью стол накрывается Бабушка с мамою, Папа и я, Мы называемся вместе - Семья. - Семья - это группа живущих вместе близких родственников. -Что объединяет всех близких родственников?(Фамилия) записать на доске это слово - Фамилия передаётся от родителей к детям. - В древнеримском языке слово «фамилия» означало «семья». В отличие от имен, фамилии на Руси появились позже и образовывались они по-разному:(слайд) 1. от имён (Иванов) 2. От названия зверей (Зайцев) 3.От названия рыб (Карпов). 4.От названия птиц (Орлов). 5. От места жительства (Рязанов) 6. по ремеслу; т. е. по делу, которым занимается человек (Сапожников) 7. от каких-то внешних признаков человека (Бородкин). - С какой же буквы будете писать фамилии людей? (С заглавной буквы). - Почему? (Это имя собственное.) - Запишите на третьей строчке карточки рядом со своим именем и отчеством свою фамилию. - У вас получилась ваша первая визитная карточка, которую можно вставить в бейджик. Сохраните её. И на перемене вставите. | Отвечать на вопросы Работать в парах Анализировать проделанную работу. Делать выводы. Отвечать на вопросы Слушать учителя | Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. |
Динамическая пауза Практический: выполнение упражнений. Словесный: слово учителя. | 2 мин | А теперь давайте отдохнём и сделаем небольшую зарядку под музыку. | Выполнять упражнение. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
VII. Включение в систему знаний (продолжение) Словесный: слово учителя; ответы на вопросы | 3 мин | - Ребята, у вас у всех разные фамилии? - А вы знаете, что есть люди с одинаковыми фамилиями? И они не являются родственниками. (слайд) - Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портреты композиторов, которые писали и пишут музыку для детей. У них одинаковая фамилия. Это Гладков Григорий Васильевич (он родом из Хабаровска) и Гладков Геннадий Игоревич (а он из Москвы). Гладков Григорий Васильевич написал музыку к песням для мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Про Веру и Анфису» и к другим. А Гладков Геннадий Игоревич написал музыку к песням для мультфильмов «Бременские музыканты», «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «38 попугаев: зарядка для хвоста» и ещё очень много мультфильмов, где звучат его песни. - А как называют людей с одинаковыми фамилиями? (Однофамильцы) Значит Гладков Григорий Васильевич и Гладков Геннадий Игоревич – однофамильцы. -Что написано под портретами рядом с фамилиями? - Как называются эти две заглавные буквы перед фамилией? (Инициалы) -Что они обозначают? | Слушать учителя Отвечать на вопросы | Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: самоанализ. Практический: выполнение упражнений. Практический: запись д/з. | 5 мин | - Наш урок подошёл к концу. - Что нового мы узнали на уроке? - Один второклассник выполнял упражнение и написал так: (слайд) Мою маму зовут Зоя, а папу зовут витя. Наша фамилия комаровы. -Не хотите что-либо сказать вы этому товарищу? (Он плохо знает правило) -Как же быть? (Исправить ошибки и выучить правило) -Напишите в тетради эти предложения правильно, без ошибок. | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. Записывать Д/З Выполнять упражнение. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
IХ Итог урока. | 1 мин | -Кто хочет поаплодировать себе? - Я благодарю вас всех, ребята, за работу и всем вам аплодирую. Вы все молодцы! | | |