Урок: Биологии
Класс: 10
Учитель: Кашкарова Наталья Васильевна
Тема: «Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание».
Тип урока: комбинированный
Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания о дигибридном скрещивании, выяснить сущность третьего закона Г. Менделя;
раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков.
Развивающие:
продолжить учить школьников использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;
развивать умение и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, в группах;
развитие умения вести беседу и аргументировать свою точку зрения, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
воспитывать всесторонне развитую личность через использование полученных знаний основных понятий генетики для объяснения законов Менделя; аккуратность при решении задач;
содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.
Методы технологии: ИКТ, проблемное обучение, исследовательская работа, иллюстративно-словесный, частично-поисковый.
Формы организации: эвристическая беседа, решение задач, работа с терминами, работа в группах.
Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.
Межпредметные связи: история, математика
Оборудование: презентация, анимационный фильм «Третий закон Менделя. Независимое наследование признаков», рабочая карта, фото детей и карточки с заданиями.
Ресурсы:
УМК Биология: Общая биология. Базовый уровень. 10 кл.: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент (1 мин) | Приветствие учеников, настраивает детей на успешный урок | Приветствие учителя, готовность к уроку |
2.Целеполагание и мотивация (2 мин) | Мотивация через рассказ легенды. Инструктаж работы в группах Назвать тему урока, установить вместе с детьми цель занятия. | Внимательно слушают легенду, записывают тему урока и устанавливают цель занятия. |
3.Актуализация знаний (8 мин) | Проверка знаний: Значение символики (назвать генетические символы) Соотнесите понятия (генетические понятия и определения) Законы Менделя (применить к задачам Законы Менделя) | Отвечают, и заполняют карту урока |
4.Изучение нового материала (15 мин) | Постановка проблемы (Как решить задачу скрещивания двух организмов, отличающихся по двум признакам) Посмотреть видеофильм, ответить на вопросы в группах Проанализировать видеофильм, сформулировать III З. Менделя Обсуждение задачи на дигибридное скрещивание | Отвечают на вопросы в группах Анализируют видеофильм, письменно формулируют III З. Менделя Принимают участие в обсуждение и делают запись дигибридного скрещивания |
5.Творческая разминка (2 мин) | Каждой группе определить генотип детей по фенотипу | Каждая группа выполняет своё задание и отвечает устно |
6.Закрепление (5 мин) | Практическая работа «Решение задач на дигибридное скрещивание» по группам | Решают письменно задачи внутри группы |
7. Подведение итогов (2 мин) | Предлагаю сделать вывод и установить достигли ли цели, поставленной в начале | Делают вывод |
8.Рефлексия (2 мин) | Ответить на вопросы анкеты письменно Оценить самого активного участника группы, оценить заполнение карт урока | Отвечают на вопросы анкеты, высказывают своё мнение об уроке Выбирают активного участника, сдают карты уроков на проверку |
9.Домашнее задание (1 мин) | § 3.12, решить задачу № 9 (с. 143 в тетради) | Записывают Д/З |
Конспект урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас успешным, содержательным, познавательным. Итак, готовы к уроку? Начинаем!
II. Целеполагание и мотивация:
Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности намного превышает длину малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня столько сомнений".
На прошедшем занятие мы с вами изучали закономерности наследования одного признака. Но в природных условиях организмы отличаются по двум и более признакам. Чтобы устранить ваши сомнения по поводу наследования большего количества признаков, я предлагаю вам побыть сегодня исследователями, и разобраться во всех этих особенностях такого (инструктаж работы в группах и заполнения карты урока)
Тема урока: Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.
Цель нашего урока: Раскрыть сущность дигибридного скрещивания и сформулировать Третий закон Г. Менделя, применить полученные знания для решения генетических задач.
III.Актуализация знаний: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные термины, законы, решение задач по генетике.
Знание символики:
Родительские особи, гаметы, гибриды первого поколения, доминантный признак, знак скрещивания, рецессивный признак, гибриды второго поколения, гетерозигота, доминантная гомозигота; рецессивная гомозигота; женская особь; мужская особь.
Кто ввел в генетику данные символы? (Г. Мендель)
Соотнесите понятия:
1. Ген | А. Совокупность всех генов организма. |
2. Фенотип | Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. |
3. Моногибридное скрещивание | В. Участок молекулы ДНК. |
4. Генотип | В. Скрещивание по двум парам признаков |
5. Наследственность | Г. Способность приобретать признаки |
6. Изменчивость | Д. Способность передавать признаки |
Законы Менделя:
Сформулировать первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения);
Сформулировать второй закон Менделя (закон расщепления признаков);
Неполное доминирование – что это? О чем идет речь?
IV. Изучение нового материала:
Зачитываю условия задачи на дигибридное скрещивание и ставлю проблемный вопрос:
У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, с белой гладкой крольчихой?
Какое потомство будет от этой особи и какой информации нам не хватает?
Просмотреть видеофильм и ответить на вопросы в группах:
Голуби, с каким фенотипом были взяты для опыта? Ответ: Голубь чёрный с гладкой головой и голубь белый с хохолком.
Какое скрещивание называется дигибридным? Ответ: скрещивание, по которому можно проследить наследование двух и более пар альтернативных взаимоисключающих признаков.
Какими по фенотипу были голуби первого поколения? Почему не произошло расщепление гибридов первого поколения?
Ответ: Голуби чёрные с гладкой головой, прослеживается I З. Менделя.
Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивание гетерозиготных организмов? Ответ: АВ, Аb, aB, ab
Какие голуби по фенотипу образовались во втором поколении? Ответ: чёрные с гладкой головой, чёрные с хохолком, белые с гладкой головой, белый с хохолком.
Сколько фенотипов наблюдается во втором поколении при дигибридном скрещивании? Ответ: 4
Каково соотношение разных по фенотипу голубей во втором поколении? Ответ: 9:3:3:1
Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу? Ответ: Независимо друг от друга, комбинируются во всевозможных сочетаниях.
Для чего нужна решётка Пеннета? Ответ: Для более удобного скрещивания женских и мужских гамет.
Формулируют III З. Менделя и записывают в карту урока
Обсуждение проблемной задачи на дигибридное скрещивание запись этого скрещивания в карту урока.
V. Творческая разминка:
Определить генотип ребёнка по двум признакам (цвет глаз и длина ресниц) – аа, Аа или АА
Каких признаков больше, доминантных или рецессивных у ребёнка? – рецессивных, например светлый цвет кожи, голубые глаза, ражие волнистые ресницы
Назвать два рецессивных и доминантных признака ребёнка – рецессивные косой разрез глаз и прямые волосы, доминантные тёмные волосы и цвет кожи.
VI. Закрепление: Практическая работа «Решение задач на дигибридное скрещивание» по группам:
При скрещивании красной комолой (безрогой) коровы с черным рогатым быком в потомстве появился теленок красный рогатый. Определить генотипы родителей и потомства, если известно, что черный цвет и наличие рогов, доминантные признаки
Родители: аавв, АаВв, потомство: АаВв, Аавв, ааВв, аавв
У человека сложные формы близорукости (А) доминируют над нормальным зрением (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (в). Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?
АаВв
Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?
АаВв, Аавв, ааВв, аавв – 25%
VII. Подведение итогов: Предлагаю сделать вывод и установить достигли ли цели, поставленной в начале
VIII. Рефлексия. Оценить самого активного участника группы, оценить заполнение карт урока
IХ. Д/З § 3.12, решить задачу № 9 (с. 143 в тетради)