Просмотр содержимого документа
«Занятие "Кто где живёт"»
Кто где живет
Занятие для детей 5-6 лет
Цель. Сравнение и практическое соотнесение пяти предметов по размерам. Выражение в речи относительности размеров по длине, ширине, высоте, объему и обоснование выбора.
Материал. Контуры пяти домиков разного размера (самый большой, поменьше, еще поменьше, еще поменьше и самый маленький). Деревья разной высоты, полоски разной ширины. Карточки с изображением пяти животных; цветов разного размера. Модель для сравнения по размеру (изготавливается совместно с детьми).
Развитие сюжета
Королева Леса обращается к детям с просьбой оказать помощь сказочным животным. Показывает их (это могут быть: лиса, заяц, еж, крот и мышка). Животных надо расселить по домикам. Домов много (предъявляются дома).
Педагог. Достаточно ли домов для того, чтобы поселить каждое животное в отдельный дом?
Дети отвечают. Выясняется, что домов достаточно (пять домов, животных тоже пять).
Педагог. Что еще надо учитывать при размещении животных? Как вы будете учитывать размеры животного и дома?
После ответов детей Королева Леса наводит детей на мысль о схематическом обозначении домов, исходя из того что дома бывают разных размеров.
Дети сравнивают дома.
Договариваются изобразить размеры домов в виде столбиков, соблюдая при этом равенство различий между рядом расположенными. Дети участвуют в изготовлении модели.
Оказывается, у животных есть карточки. На карточках написано, в какие по размеру дома хочет поселиться каждый из животных. Лиса — в самый большой.
Дети выбирают дом для лисы из расставленных в ряд согласно модели.
Педагог. Заяц поселится в тот, который является вторым по порядку, если считать слева направо.
Еж — в тот, который немного ниже второго.
Крот — в тот, который является вторым справа.
Мышка — в самый маленький из всех домов.
В ходе рассматривания животных дети называют размеры домов; объясняют, почему поселяют животное именно в этот домик (учитывают размер дома и животного, его требования).
Затем дети вместе со взрослым раскладывают дорожки, сажают цветы, деревья — оформляют участки вокруг домов. Размер дома при этом является определяющим. Размеры деревьев, цветов дети определяют зрительно, практически или соотнося с моделью. Каждый ребенок объясняет выбор и доказывает его точность.
Итог занятия. Королева показывает свое положительное отношение к действиям детей. Предлагает им, объединившись в небольшие группы, выбрав один из домов, развернуть игру.