Занятие 3
«Профессия на букву…»
Цели занятия:
− Развить познавательный интерес учащихся.
− Создать условия для формирования волевых качеств учеников, желания продолжить и закончить начатое задание.
− Расширить представление детей о мире профессий.
− Развить умение работать в паре и сотрудничать.
1. Приветствие.
2. Ведущий: «Ребята, мы с вами уже знаем, что всё вокруг нас создано руками человека. Та трудовая деятельность, которую люди хорошо освоили и которая приносит пользу людям, называется профессией. Сегодня на нашем занятии мы применим уже наши знания о профессиях на практике. Работать мы будем в парах, со своим товарищем по парте».
3. «Сейчас вы будете решать кроссворд по профессиям. Кто из вас уже знает, что такое кроссворд и что нужно с ним делать? Правильно, кроссворд – это головоломка со словами. Эти слова нужно угадать и правильно записать в отмеченные клеточки. Некоторые буквы уже могут быть известны и по ним можно догадаться, что это за слово. Отдельные буквы принадлежат разным словам, и это помогает нам в разгадке. Кроссворды могут быть разными.
Посмотрите, как выглядит наш кроссворд… Вы видите, пересекающиеся линеечки, которые вам нужно будет заполнить словами. Эти слова – профессии, которые вы уже знаете, что-то слышали о них. В начале некоторых слов уже поставлена буква, вам нужно подумать, какие профессии на эту букву вы уже знаете, попробовать, подойдёт ли это название по буквам в наш кроссворд. Если слово не помещается или оно слишком маленькое, значит, нужно вспомнить другую профессию, начинающуюся с этой буквы. С каждым угаданным словом находить профессии будет легче, так как будут уже известны многие его буквы.
Сначала подумайте вместе, может быть, что-то вы уже впишите сами, без подсказок… (5-8 минут).
Кто никак не может сам вспомнить загаданные профессии может воспользоваться двумя подсказками.
Первая подсказка – можно подойти к столику, который стоит в конце класса. На нём разложены листочки, на которых написаны профессии. С помощью уже известных вам букв вы можете найти загаданную профессию (даётся время на поиск и отгадывание – 10 минут).
Вторая подсказка для тех, кто уже воспользовался первой подсказкой, но всё равно не может отгадать какое-то слово. На другом столике в конце класса лежат стихи-загадки о загаданных профессиях. Они под номерами. Вы можете найти карточку с номером трудного слова и прочитать её. Она поможет вам угадать эту профессию…».
Задача ведущего – помогать ребятам в организации поиска слов. Говорить о подсказках следует постепенно, стараться, чтобы они ими пользовались по необходимости, проявляли самостоятельность и активность в поиске. Если отдельные пары справились раньше – дать им небольшое дополнительное задание (раскраску или ребус), пока все не решат кроссворд. Стараться уложиться в 30 минут.
Загаданные в кроссворде слова: 1) парикмахер; 2) библиотекарь; 3) писатель; 4) стоматолог; 5) продавец; 6) фотограф; 7) пожарный; 8) ветеринар.
| | | | | | | | | | 6. | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 4. | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | С | | | | | | | | | | | 8. | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. | П | | | | | | | | | | | 7. | | | | | | | | |
| | | | | | | | 5. | | | 3. | П | | | | | | | | |
| | | | | | | | П | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 2. | Б | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Стихи-подсказки по профессиям:
Парикмахер:
Сверкнули ножницы, как взмах волшебной палки.
Кругом лежат расчески, словно карты у гадалки.
Стоят везде флаконы: с шампунем, воском, гелем.
Конечно, у волшебницы должно быть свое зелье!
Библиотекарь:
Служу Читающим и Книге,
Осуществляю связь времён.
Я помогу узнать, постигнуть
Безмерный книжный лексикон.
Писатель:
Они пишут нам книги волшебные
Про далекие страны и странствия,
Про разлуку и встречи душевные,
Про надежды совсем не напрасные…
Стоматолог:
Врач одет в костюм и маску,
На глазах-очки-пластмасски...
Руки спрятал он в резину-
В рот залезет пальцем длинным...
Продавец:
Всё подскажет: что купить,
Сколько надо заплатить,
Подобрать, найти, примерить,
Взвесить, завернуть, отмерить.
Фотограф:
Он мгновение любое
Может вдруг остановить,
Чтоб потом для нас с тобою
Все на пленке сохранить.
Пожарный:
Кто на вызов, словно птица,
Срочно на машине мчится?
Кто в борьбу с огнём вступил,
Пеной пламя затушил?
Ветеринар:
Он ласково потреплет по загривку
Лихого жеребёнка-молодца,
Щенку не больно сделает прививку
И крылышко полечит у скворца.
4) Когда ребята справятся с кроссвордом, ведущий проверяет вместе со всем классом угаданные слова. Он зачитывает стихи-подсказки вслух, и ребята называют отгаданные профессии.
5) В конце занятия ведущему следует отметить, как работали учащиеся: кто сам угадал слова, кто старался проходить задание постепенно с помощью подсказок, но всё-таки нашёл ответ.
6) Просмотр мультфильма из цикла «Навигатум» о любой загаданной в кроссворде профессии.