Согласные буквы Н и С, звуки [н] [с] .
Ход урока.
- Ребята, сегодня утром почтальон принес в класс телеграмму. Интересно, от кого она? Слайд 2
- В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!» и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.
- Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей) - Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».
Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.
- Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)
- Давайте вспомним эту сказку.
Жили старик со старухой. У них была дочка да сынок маленький.
Вот раз собрались они на базар ехать и говорят девочке: «Дочка! Мы на базар поедем, а ты сиди дома, смотри за маленьким братцем».
Вот отец с матерью уехали, а дочка забыла, что ей приказали, посадила братца на травке, под окошко, с яблочками играть, а сама побежала на улицу играть.
Давайте ребята посмотрим, с какими яблочками играл Иванушка? Слайд 3
Что за буквы на яблочках? (а, о, у, и, ы)
Какие это буквы? (гласные)
Почему? (они живут в красном домике и поют песенки) Заигралась, загулялась девочка и забыла про братца. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Пришла девочка, глядь - нету братца!
Слайд 4. Выбежала она в чистое поле; видит - метнулись вдалеке гуси- лебеди, и пропали за темным бором. Побежала девочка за гусями. Бежала, бежала видит стоит в поле печка. А на печке сидит... Буковка, буковка как тебя зовут? - спросила девочка. А буковка ответила:
Зовут меня Н (эн). (все повторили!)
А почему ты не в красном костюме, а в синих штанишках и синей рубашке.
Я согласная буква. А отличаюсь я от гласных тем, что песни не пою, я не умею петь. Бываю твердая, как камень, а бываю мягкая, как хлеб.
Буква Н (эн) скажи: куда гуси полетели?
Съешь мои ржаные пирожки, скажу, но они волшебные! На каждом пирожке
слог-слияние. Причитай его!
Слайд 5
Давайте и мы ребята причитаем слоги и запомним их.
Все сделала девочка, как велела буква Н.
Побежала девочка дальше - стоит яблонька. Слайд 6
Яблонька, яблонька, скажи: куда гуси полетели.
А вы найдите на картинке слова с буквой н тогда скажу. Слайд 7
Сказала яблонька, куда гуси полетели. Побежала девочка дальше
Течет молочная речка, кисельные берега.
Речка, речка, скажи: куда гуси полетели?
Напечатайте буквы Н Слайд 9
Побежала девочка дальше, но день клонился к вечеру, солнце садилось, и на небе показался месяц:
Что за буква
светится
старым
ясным
месяцем?
Вы конечно узнали что это буква С (эс).
Тут девочка увидела избушку Бабы-Яги и своего родного братца. Девочка взяла Иванушку и они побежали домой.
Хватилась Баба-Яга - нет мальчика. Послал гусей в погоню. Летят гуси-лебеди, нагоняют девочку - куда деваться? Течет речка, кисельные берега. Девочка к ней:
Речка, речка, спрячь меня!
Прочитай слоги с буквой С тогда спрячу.
Са со су си сы
Нечего делать причитала девочка.
И мы е вами прочитаем.
Речка посадила ее под бережок, гуси мимо пролетели.
Вышла девочка, поблагодарила речку и опять побежала с братцем, а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Видит девочка - стоит яблоня.
Яблонька, яблонька, спрячь меня!
Напечатайте букву С тогда спрячу. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками, гуси и пролетели мимо.
Вышла девочка и опять побежала с братцем дальше, а гуси увидели ее - да за ней. Совсем налетают.
К счастью, на дороге стоит печка.
Печка, печка, спрячь меня!
Выполните задание Назовите слова с буквой с
Спрягала печка девочку. Гуси полетали - полетали, покричали - покричали, да гак и вернулись ни с чем.
А девочка с братцем домой побежали.
Скоро и отец с матерью с базара вернулись - подарки привезли.
Итог:
С какими буквами познакомились? (Н, С) Чем отличаются согласные от гласных?
В какой сказке побывали? (Гуси-лебеди)