СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески» в 6 классе по теме "Творчество. Методы решения творческих задач"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Учащиеся познакомятся с историей и правилами мозгового штурма, научатся решать творческие задачи, используя правила мозгового штурма.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески» в 6 классе по теме "Творчество. Методы решения творческих задач"»

Занятие внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески» 6 класс

13

Тема. Творчество. Методы решения творческих задач

Цель занятия. Создание условий для развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение творческих задач.

Задачи занятия: 

Обучающие:

  • Актуализация знаний и расширение представлений о методах решения творческих задач, в частности, познакомить учащихся с конкретным методом: мозговым штурмом и правилами его применения.

  • Закрепление умений в определении обобщающих слов и навыков нахождения существенных признаков.

  • Учить находить закономерность в различных последовательностях.

  • Отработка умения решать логические задачи.

Развивающие:

  • Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию , анализировать ее, делать на ее основе выводы.

  • Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Воспитательные:

  • Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.

  • Создание условий для формирования познавательного интереса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Узнают, что такое творчество, секреты и методы творчества. Научатся решать творческие задачи с помощью мозгового штурма

Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания; познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование. Карточки


Ход занятия

  1. Оргмомент

  2. Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка.

— Что роднит лошадь и льва?

— Что потеряла на балу Золушка?

— Электричка едет со скоростью 80 км/ч, а ветер дует со скоростью 5 км/ч. Куда идёт дым?

— По чему мы идём, когда ложимся спать?

— Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы?

  1. Целеполагание и мотивация

Люди получают награды не за то,

что имеют мозги, а за то, что ими пользуются.

Жерар И. Ньеренберг

-как вы понимаете слова Жераа И. Ньеренберга.

Это интересно

В XIX в. одним из основных методов творчества был метод проб и ошибок — метод перебора вариантов. Так же начинал американский изобретатель Томас Эдисон. Подхватив от русского учёного А. Н. Лодыгина эстафету по созданию электрической лампы накаливания, он провёл 6000 опытов, перебрав более 1600 различных материалов для нити накала с 1873 по 1879 г., прежде чем нашёл решение проблемы. Другое изобретение Т. Эдисона — щелочной аккумулятор — потребовало 50 000 опытов! Но самое главное достижение Эдисона — научно-исследовательский институт: коллектив сотрудников, помогавший Эдисону проводить опыты.

Одним из методов решения творческих задач является метод мозгового штурма. Основоположником метода мозгового штурма является американец Алекс Осборн. А помог Алексу Осборну его величество случай.

Представьте себе: Вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И вот случилось так, что в какой-то момент суда остались без охраны. И в этот момент поступила радиограмма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс — он был капитаном одного из кораблей — живо представил себе: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительном положении прибегали ещё средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с самых младших матросов, отвечали на один вопрос: как спастись от торпедной атаки? Можно говорить всё, что придёт в голову, — а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы.

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай, и родился способ поиска новых идей — метод мозгового штурма, т. е. коллективного решения проблемы, когда принимаются любые идеи, а затем в результате обсуждения отбираются наиболее интересные.

Предложить учащимся сформулировать цели урока самостоятельно

  1. Восприятие и осмысление нового материала

Правила мозгового штурма:

  1. разбиваемся на творческие группы по 5—7 человек. В каждой группе выбираем ведущего и секретаря, который фиксирует идеи;

  2. обсуждаем задачу и уточняем её условия;

  3. выдвигаем идеи;

  4. обсуждаем выдвинутые идеи;

  5. отбираем в группе 2—5 наиболее интересных решений и предлагаем их классу.

При обсуждении соблюдаем следующие правила:

— никакой критики на начальном этапе выдвижения идей;

— каждый имеет право на идею, принимаются любые идеи, даже самые абсурдные;

— учитесь слушать и слышать друг друга;

— старайтесь найти в каждой идее рациональное зерно, возможность её усовершенствовать и найти её применение в других условиях.

  1. Первичное закрепление

  1. Работа в группах. (класс разбить на 3 группы и предложить каждой группе выполнить одно из заданий). Перед защитой заданий провести физминутку.

1) Как измерить высоту пещеры, до потолка которой не доходит свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно. (Нужен простейший способ, причём вес прибора должен быть близок к нулю.)

2) Служащие в новом многоэтажном здании фирмы стали всё чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое, томительное ожидание, нарастающее раздражение... Перед руководством фирмы встала проблема: либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Но все это дорого и неэффективно. Как разрешить данную проблему!

3) Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.

  1. Повторение

Задание 5. Решите логические задачи.

На одном заводе работали 3 друга — слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии были Борисов, Иванов и Семёнов. У слесаря не было ни братьев, ни сестёр. Он самый младший из друзей. Семёнов, женатый на сестре Борисова, старше то­каря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.

  1. Итог урока

- Решите логическую задачу:

Расставьте математические знаки , и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.

1 2 3 4 5 = 4

1 2 3 4 5 = 5

1 2 3 4 5 = 10

1 2 3 4 5 = 12

1 2 3 4 5 = 55

  1. Рефлексия