Тема занятий: «Волшебная страна «Оригами».
Цель занятия:
Познакомить обучающихся с японским искусством «Оригами». Учить детей применять знания, полученные на занятиях оригами, в повседневной жизни. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их обучения в школе.
Задачи занятия:
Образовательные:
- познакомить учеников с краткой историей оригами;
- познакомить с различными видами изготовления изделий из бумаги;
- закрепить навыки умения работать с бумагой, ножницами и клеем;
- научить детей работать в группах.
Развивающие:
- развивать образное логическое мышление, пространственное представление;
- развивать творческие способности;
- развивать коммуникативную и личностно-ориентированную компетентности по средствам работы в группах.
Воспитательные:
- формировать интерес детей к искусству оригами;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус;
- воспитывать усидчивость, бережное отношение к материалам и инструментам;
- воспитывать чувство дружбы и коллективизма
Оборудование:
- компьютер;
- образцы изделия, выполненные в технике «Оригами»;
- цветные листы (односторонние и двухсторонние);
- карандаш; - клей; - ножницы.
Занятие № 1.
Знакомство с искусством «Оригами».
Приветствие.
Педагог:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся, а если кто – то уже знаком, то просто повторим материал о таком искусстве, как «Оригами».
- Кто-нибудь знает, что это за искусство и откуда оно к нам пришло?
- Может кто – то уже занимался данным видом творчества и сможет нам рассказать?
(Обучающиеся рассказывают)
Педагог:
- Ну а теперь отложили свои листочки и продолжим дальше.
Педагог начинает занятие с приветствия ребят
2. Вводная беседа
Педагог:
- Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад.
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
- А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
Физкультминутка
« Кузнечики»
Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали. (приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко. (прыжки на месте)
Сегодня я расскажу вам оригами-сказку, и вы вместе со мной сделаете главного героя этой сказки.
3.Практическое занятие.
Вот перед вами белый чистый лист. Представьте, что неожиданно он превратился в огромную поляну. В одном конце этой поляны вырос Нарцисс, а в другом Роза.
1. Пометьте противоположные углы каким-либо значком. Однажды, поднялся сильный ветер. Он вырвал с корнем Розу и перенес ее к Нарциссу.
2. Соедините вместе два противоположных угла квадратного листа. Цветы встретились и, конечно же, влюбились друг в друга. Они одновременно качали головами, одновременно сворачивали лепестки, готовясь ко сну. Но как-то раз по поляне гуляла девушка. Она увидела Розу, сорвала ее и унесла к себе домой, на высокую-высокую гору.
3. Разверните получившийся треугольник так, чтобы он своим очертанием стал напоминать гору.
Там она посадила Розу в саду. Потеряв любимого, Роза долго скучала, а потом решила послать Нарциссу послание. Но так как не знала, в какой стороне находится ее родная поляна, она сбросила с себя два лепестка.
4. Нижние уголки оригами сравните с лепестками и соедините их на вершине треугольника.
Лепестки эти Роза бросила в разные стороны, попросив один лететь на Cевер, а другой на Юг.
5. Разведите в стороны углы треугольника.
Но, увы, лепестки не долетели до Нарцисса, упав в густом еловом лесу.
6. Заострите внимание детей на трех верхних угла сложенной фигуры.
Роза была неутешна. Она ждала вестей от Нарцисса, но их не было. Как-то мимо пробегал зверек. Увидев, как она печальна, он предложил ей свою помощь. Роза описала ему дорогу к Нарциссу.
7. Сложите на треугольнике полосу.
Добрый зверек помчался с вестями по дорожке. Она то сужалась, то расширялась.
8. Раскройте полосу, изменив ее первоначальную ширину.
К вечеру Зверек нашел Нарцис. Только вот его так же сорвали, собираясь пересадить в огород. Зверек запищал, пытаясь объяснить другой девочке, что нужно отнести Нарцисса к его любимой.
Но девочка его не понимала. Тогда посланец Розы мордочкой указал на дорогу, и, призывая за собой, помахал хвостиком.
9. Выполните мордочку лисенка оригами. Отогните его хвост.
Девочка пошла за зверьком и вскоре оказалась в гостях у своей подруги. Там она увидела Розу и все поняла. Она посадила Нарцисс рядом и погладила спасителя цветов. Внимательно посмотрите на получившуюся игрушку и угадайте, кто им стал.
Можно раскрасить поделку.
- На следующем занятии мы продолжим заниматься оригами.
- Спасибо за работу. Молодцы! До новых встреч.
Занятие № 2.
Лягушка в технике «Оригами»
Приветствие
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. И я снова рада вас всех видеть. Давайте же вспомним, о чём шла речь на прошлом занятии.
(Обучающиеся отвечают)
Педагог:
- Всё верно, мы узнали, что за искусство «Оригами». Узнали, откуда оно к нам пришло, и что используется для этого. Сегодня мы с вами сделаем еще одно животное,
которое очень уважают и ценят на востоке. Какое? Вы сейчас узнаете.
2. Вводная беседа
Педагог:
- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок.
- Я предлагаю вам сейчас отправиться в небольшое путешествие.
Тогда закройте глазки и послушайте, куда мы с вами попали?
Звучит запись «Звуки пруда»
(Примерные ответы детей: на речку, озеро, пруд.)
- А как вы догадались?
- А про какого жителя пруда эта загадка:
«Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка».
(Лягушка.)
Демонстрация учителем игрушки – лягушки.
- Сегодня на уроке мы будем с вами делать лягушку способом оригами.
(Демонстрация образца лягушки, увеличенного вдвое по сравнению с той, какую будут делать обучающиеся).
Педагог:
Кто видел живую лягушку? Где её можно встретить? Какой она издаёт звук? А знаете, к какому виду животных относят жаб, лягушек?
Это земноводные животные, которые способны жить в воде и на суше. Давайте хором повторим, как называется вид животных, к которому относятся лягушки.
(Все вместе отвечают)
Педагог:
Давайте рассмотрим наших лягушек. (рассматривают иллюстрации с лягушками)
Из каких частей тела она состоит? А теперь рассмотрим нашу бумажную лягушку. Все ли названные части тела у нее есть? (Голова и туловище одно целое и только задние две лапки)
Такое допускается в технике оригами. Главное общее сходство с настоящим предметом. По форме бумажная лягушка похожа на настоящую? Какого цвета бывают лягушки? Какую цветом мы выберем бумагу для изготовления нашей лягушки? Какого размера бывают лягушки?
Педагог:
- Замечательно. А сейчас мы приступим к выполнению лягушки, путем складывания бумаги. Как называется эта техника? У нее голова и тело будет единым целым, а сколько будет лапок?
Педагог:
- Но прежде чем перейти к творческому процессу, давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Педагог:
Для изготовления лягушки нужен квадрат, а наш лист какой формы? (прямоугольный) Давайте вспомним, как из бумаги прямоугольной формы сделать квадрат.
Вместе выстраиваем последовательность работы.
1. Возьмите лист цветной бумаги.
2. Выровняйте и совместите боковую и верхнюю стороны.
3. Прогладьте лист.
4. Отогните оставшуюся часть и прогладьте.
5. Ножницами отрежьте по сгибу полоску бумаги.
(Самостоятельная работа)
(Индивидуальная помощь учителя)
Педагог:
- Приступаем к изготовлению лягушки. Какая геометрическая фигура у нас получилась? (квадрат)
1. Сначала сложим квадрат по имеющейся уже линии сгиба. Какая получилась фигура? (треугольник)
Идёт совместное выполнение работы учителя и детей. Учитель контролирует выполнение каждого шага.
2. Давайте сложим наш треугольник пополам, чтобы получился снова треугольник, но уже меньшего размера.
- Загните правый угол треугольника по прямой и отогните вверх – это лапка.
- Загните левый угол треугольника по прямой и отогните вверх.
- Переверните поделку.
- Сравните образец с вашей лягушкой. Чего не хватает? (глаз, рта)
- Возьмите фломастеры и нарисуйте.
Педагог:
- Вот ваши лягушки готовы. Постарались все на славу.
3. Итог занятия
Педагог:
- Итак, друзья мои, наше занятие подходит к концу. Давайте же поговорим о том, где мы с вами сегодня побывали и что же мы с вами выполнили. (Обучающиеся отвечают)
Педагог:
- Давайте повторим последовательность работы при изготовлении лягушки?
- Какой формы лист бумаги у нас был?
- Что сделали из квадрата?
- Что сделали из большого треугольника?
- Как мы сделали туловище лягушке?
- Что мы делали после того, как сделали туловище?
- Как мы оживили наших лягушек?
Педагог:
- Давайте рассмотрим наших лягушек.
- Какая лягушка получилась самая красивая? - Почему?
- Что было трудным в изготовлении лягушки?
- Дома можете сделать лягушек-подружек нашим лягушкам.
- На следующем занятии мы продолжим заниматься оригами.
- Спасибо за работу. Молодцы! До новых встреч.
Занятие № 3.
«Модульное оригами»
Выполнение букета весенних цветов»
Приветствие.
Педагог:
- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Педагог:
- Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие в Страну Восходящего солнца. (Япония). Именно в этой стране раньше всех на планете наступает новый день, первыми встречают Новый год. Это страна – родина искусства бумагоскладывания. А что такое бумагоскладывание?
(обучающиеся отвечают)
- Всё верно. Это уже знакомое нам искусство «оригами».
Если девчонке, а может мальчишке
Нравится вдруг необычная книжка,
Можно уверенно сразу сказать:
Этот ребенок умеет мечтать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное, вовремя сделать подсказку…
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверное, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы – бумажный кораблик…
В небо стремящихся жёлтеньких птичек,
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Знакомую технику «оригами».
Педагог:
- Немного вспомним с вами - «Оригами» – древнее искусство складывания различных фигурок из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В 7 веке оно было завезено в Японию.
Педагог:
- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте.
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (тюльпан)
Педагог:
- Всё верно, это тюльпан. И эти замечательные цветы мы смастерим сами.
2. Вводная беседа
Педагог:
- И так, приступим к работе.
- Посмотрите на образец цветка и скажите, из каких частей он состоит.
Ответы детей (цветок, стебель, листья).
Педагог:
- Нам понадобятся модули розового цвета, соломинка для коктейля, зелёная бумага: квадрат со стороной 15 см и полоска шириной 1 см.
Педагог:
- Но прежде чем приступить, давайте отдохнём немного.
Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Тихо засыпают.
Головой качают.
Педагог:
- Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Поэтапное выполнение изделия:
- А сейчас приступим к изготовлению цветов. Ваша задача научиться складывать лепесток для тюльпана и научиться изготовлять модули, пользуясь картой – опорой (на доске).
1. Начнем с создания листьев.
- Для этого берем заготовленный квадрат зеленого цвета со стороной 15 см. Сгибаем его по диагонали и разгибаем.
- Сложите края к середине. Сложите к середине края с другой стороны.
- Ещё раз сложите все слои и прогладьте сгибы. Лист готов.
2. А теперь приготовим стебелёк для нашего цветка.
- Возьмём полоску бумаги шириной 1 см, смажем её клеем и обмотаем ею соломинку.
- На конце соломинки сделаем небольшое утолщение, намотав несколько слоёв. Наш стебель готов.
3.И теперь мы приступаем к созданию бутона.
- Соединим 3 модуля, как показано на доске.
- Модули слева войдут в первый ряд, модули справа – во второй. По тому же принципу добавим ещё несколько модулей справа и слева и начинаем вставлять третий ряд.
- Соберем три ряда по 15 модулей в каждом и замкнем цепочку в кольцо.
- Вывернем кольцо так, чтобы модули смотрели короткими сторонами наружу.
- Выполним ещё 2 ряда по 15 модулей, а потом начинаем собирать лепестки.
- Наденьте 4 модуля, на них – 3, потом 2, и, наконец, 1.
- Поверните заготовку, пропустите 2 уголка и снова соберите лепесток.
- Пропустите ещё 2 уголка и соберите последний лепесток.
4.В отверстие в цветке вставь соломинку утолщённым концом назад.
5. Приклейте лист к стеблю. Тюльпан готов!
- Ребята, мы все очень хорошо потрудились. Но наше занятие подходит к концу.
Обучающиеся выполняют цветок тюльпан в технике «Оригами»
3. Итог занятия
Педагог:
- Ребята, давайте приведём наши рабочие места в порядок и побеседуем с вами.
(приводят рабочие места в порядок)
- Скажите мне, чем же на занятии мы сегодня занимались?
(Обучающиеся отвечают)
Педагог:
- А теперь скажите мне, что такое модульное оригами? Где родина оригами? Как называется модуль, который вы сегодня научились делать?
- Понравился ли вам творческий процесс, и чем он вам был интересен?
- Какие трудности возникали у вас? Сложен ли был сам творческий процесс?
(Обучающиеся отвечают)
- Вы все такие молодцы! Посмотрите, какие замечательные цветы у вас получились. Спасибо за то, что вы так хорошо работали и доставили огромную радость и себе, и мне. Теперь вы самостоятельно сможете сделать целый букет тюльпанов и подарить на любой праздник своим любимым мамам, бабушкам, сёстрам или подругам, ведь вещь, изготовленная своими руками - это самый дорогой подарок.
Дополнительный материал к теме «Оригами-сказка».
Текст « Сказки» и изготовление фигурок оригами:
Жил-был царь Иван и была у него дочка Настёна Ивановна. Посватался к царевне царевич Елисей. А та заупрямилась и велела ему добыть для неё цветочек аленький. И пошел царевич дорогой дальней в путь неблизкий (рис.1), шёл-шёл и увидел широкий луг (рис.2). Куда дальше идти не знает, вдруг видит указатель "Тебе направо" (рис.3). Вот и хорошо! - подумал он. - А пока отдохну, путь не близкий. Разложил палатку (рис.4) и заснул крепким сном
Проснулся, солнце так сильно припекает. Одел на голову панаму (рис.5), вытер лоб платком (рис.6), посмотрел на свои солнечные часы (рис.7) - солнце уже в зените (тень чуть видна). Решил весточку-письмецо для Настёны, пока солнце не закатилось, написать (рис.8).
Написал и пошёл.
Долго шёл или коротко ли. Только сбился с пути. Присел на пригорок отдохнуть (рис.9), да только больно укололся колючкой (рис.10) и тут же подскочил. А когда обернулся, увидел берег реки и лодку (рис.11), сел в неё и поплыл. Куда-нибудь да приплыву, - подумал он. В лодку к нему запрыгнула зелёная лягушка (рис.12).
На берегу реки видел рыжую лису (рис.13) и серого волка (рис.14). И у всех их Елисей спрашивал про волшебный цветок. Звери и рады были бы помочь, но ничего про такой не слыхивали. Но лисица сказала, что об этом что-нибудь может знать старая сова. Пришёл к ней царевич, и сова-мудрая голова (рис.15) подсказала, что цветок растёт в самом тёмном месте глухого леса. Там Елисей и нашёл его. Сорвал аленький цветочек (рис.16) для Настёны и в обратный путь-дорогу отправился.
Тут и сказочке - конец, а кто слушал - молодец!