СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по развитию речи "Звуки (Х), (Хь). Хлеб всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в классе предшкольной подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи "Звуки (Х), (Хь). Хлеб всему голова"»

Открытое занятие в классе предшкольной подготовки

Тема: «Звуки (Х), (Хь). Хлеб - всему голова»

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

  2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

  3. Учить образовывать прилагательные от существительных.

  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

  1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

  2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

  3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: поговорки, стихи, игрушки мышки, петушок, пшеничные зерна, колоски, цветные картинки (для игры «Выбери нужное»), фасоль, горох (для игры «Золушка»), мяч, выставка хлебобулочных изделий, картинки-иллюстрации.

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

  2. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

  3. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

  4. Загадки.

  5. Дидактические игры


Ход занятия

Утренний круг:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (игрушки).

-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это мышата и петушок. Вы помните, из какой они сказки? (Ответы детей)

Правильно, из сказки «Колосок». Петушок просит у нас помощи. Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно. Поможем, ребята, Петушку?

А в этом нам с вами поможет пшеничное зернышко.

Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети: хлеборобы

Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

- Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?

Дети:  копает землю, рвёт траву... (поле большое... наверно, какие-то машины это делают?)

Воспитатель: Трактор вспахивает землю. К нему прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Приложение 1.

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.

А кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: Разбить комки, рыхлить...

Воспитатель: Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно с помощью сеялок. Приложение 2, 3.

Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.

Игра « Выбери нужное». Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка. Приложение 4 – правильный набор картинок.

Воспитатель: молодцы ребята!

Чтобы семя проросло,

Нужны влага и тепло,

Вышел к свету стебелек,

Глубже в почву корешок,

Всем на удивление,

Новое растение!

А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) Приложение 5.

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

Приложение 6.

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Игра «Назови какое поле?»

Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.

Воспитатель:  Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом? Приложение 7.

Дети: комбайны.

Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт - волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

                              На кочку наехали

                              С горки съехали

                              На элеватор приехали.

Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель: Ребята, на этом  элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.

Игра «Золушка»

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Дети: нет, из муки.

Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? Приложение 8.

Дети: Мельник.

Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.

Воспитатель:  Правильно. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?

Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий, что там еще есть. (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

«Плох обед, когда хлеба нет» ;

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска» ;

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

Рефлексия.

Ребята вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет - потопайте.

Приложение 1.
























Приложение 2.

















Приложение 3.


















Приложение 4.


























Приложение 5.
























Приложение 6.



















Приложение 7.























Приложение 8.