Открытое занятие в классе предшкольной подготовки
Тема: «Звуки (Х), (Хь). Хлеб - всему голова»
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.
Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Материал к занятию: поговорки, стихи, игрушки мышки, петушок, пшеничные зерна, колоски, цветные картинки (для игры «Выбери нужное»), фасоль, горох (для игры «Золушка»), мяч, выставка хлебобулочных изделий, картинки-иллюстрации.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
Загадки.
Дидактические игры
Ход занятия
Утренний круг:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (игрушки).
-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это мышата и петушок. Вы помните, из какой они сказки? (Ответы детей)
Правильно, из сказки «Колосок». Петушок просит у нас помощи. Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно. Поможем, ребята, Петушку?
А в этом нам с вами поможет пшеничное зернышко.
Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: хлеборобы
Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.
- Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?
Дети: копает землю, рвёт траву... (поле большое... наверно, какие-то машины это делают?)
Воспитатель: Трактор вспахивает землю. К нему прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Приложение 1.
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
А кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: Разбить комки, рыхлить...
Воспитатель: Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно с помощью сеялок. Приложение 2, 3.
Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.
Игра « Выбери нужное». Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка. Приложение 4 – правильный набор картинок.
Воспитатель: молодцы ребята!
Чтобы семя проросло,
Нужны влага и тепло,
Вышел к свету стебелек,
Глубже в почву корешок,
Всем на удивление,
Новое растение!
А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) Приложение 5.
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
Приложение 6.
А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?
Игра «Назови какое поле?»
Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.
Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом? Приложение 7.
Дети: комбайны.
Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.
Он идёт - волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
(Дети встают перед стульчиками)
Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.
(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).
Ну что, поехали! Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.
Воспитатель: Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.
Игра «Золушка»
Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?
Почему? А из чего можно?
Дети: нет, из муки.
Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? Приложение 8.
Дети: Мельник.
Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?
Дети: в пекарню и в магазин.
Воспитатель: Правильно. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?
Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий, что там еще есть. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
А сейчас поиграем! (Игра с мячом)
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест"
«Плох обед, когда хлеба нет» ;
«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска» ;
«Не в пору обед, когда хлеба нет».
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).
Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.
Рефлексия.
Ребята вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет - потопайте.
Приложение 1.


Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.


Приложение 8.
