СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательные задачи в курсе математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разнообразные виды занимательных задач на уроках математики  для 1-4 классов. Будет интересно.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательные задачи в курсе математики"»

Занимательные задачи в курсе математики учитель начальных классов Мордовская Ирина Анатольевна МБОУ «СОШ №24»

Занимательные задачи в курсе математики

учитель начальных классов

Мордовская Ирина Анатольевна

МБОУ «СОШ №24»

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Занимательные задачи сегодня являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Занимательные задачи сегодня являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.

 Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным  (Б. Паскаль)   В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, не традиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой аудитории, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б. Паскаль)

В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе.

Это происходит прежде всего благодаря необычности, не традиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой аудитории, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Однако, чтобы исследовать это понятие его надо как-то выделить. Наиболее удобно это понятие выделил учитель математики, заслуженный учитель России М.Ю.Шуба, который предлагает под занимательностью понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют развитию мышления, созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике».

Однако, чтобы исследовать это понятие его надо как-то выделить. Наиболее удобно это понятие выделил учитель математики, заслуженный учитель России М.Ю.Шуба, который предлагает под занимательностью понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют развитию мышления, созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

По мнению Михаила Юрьевича Шубы «использование занимательных заданий целесообразно: когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию»

По мнению Михаила Юрьевича Шубы

«использование занимательных заданий целесообразно:

  • когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;
  • при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока;
  • при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;
  • при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию»

При решении занимательных задач преследуются следующие цели:   формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.; развитие и тренинг мышления; поддержание интереса к предмету, (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности); развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность; подготовка учащихся к творческой деятельности (умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации).

При решении занимательных задач преследуются следующие цели:

  • формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза;
  • сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
  • развитие и тренинг мышления;
  • поддержание интереса к предмету, (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
  • развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности (умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации).
Существуют различные классификации и типологизации задач, применяемых в учебном процессе: по способу подачи информации - текстовые, графические, задачи-рисунки, по способу решения - арифметические, алгебраические, геометрические, графические, по содержанию - количественные и качественные, по функциональным возможностям в обучении - задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями.

Существуют различные классификации и типологизации задач, применяемых в учебном процессе:

  • по способу подачи информации -

текстовые, графические, задачи-рисунки,

  • по способу решения -

арифметические, алгебраические, геометрические, графические,

  • по содержанию - количественные и качественные,
  • по функциональным возможностям в обучении -

задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями.

Виды занимательных задач Устные – задачи, полное условие которых может быть сообщено устной форме: загадки, шарады и т.д. Задачи с предметами – логические задачи с обычными бытовыми предметами: головоломки со спичками, головоломки с монетами. Механические – предметы, специально изготовленные как головоломки: кубик Рубик, «Пятнашки», «Танграм». Печатные – напечатанные или нарисованные головоломки, в них требуется дорисовать какие-то символы по определённым правилам: кроссворд, ребус.

Виды занимательных задач

  • Устные – задачи, полное условие которых может быть сообщено устной форме: загадки, шарады и т.д.
  • Задачи с предметами – логические задачи с обычными бытовыми предметами: головоломки со спичками, головоломки с монетами.
  • Механические – предметы, специально изготовленные как головоломки: кубик Рубик, «Пятнашки», «Танграм».
  • Печатные – напечатанные или нарисованные головоломки, в них требуется дорисовать какие-то символы по определённым правилам: кроссворд, ребус.
Методы (приемы) работы над задачей:   Изучение условия задачи; Выдвижение идеи (плана) решения; Поиск аналогии, сравнительные чертежи. Разбиение задачи на подзадачи. Решение одной задачи несколькими способами; Прием разбора готового решения;

Методы (приемы) работы над задачей:

  • Изучение условия задачи;
  • Выдвижение идеи (плана) решения;
  • Поиск аналогии, сравнительные чертежи.
  • Разбиение задачи на подзадачи.
  • Решение одной задачи несколькими способами;
  • Прием разбора готового решения;

Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее: способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения; необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения; занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:

  • способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения;
  • необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения;
  • занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Занимательные задания к урокам математики 1 класс 1) Работа с частями «Танграма»  2) Посчитай и проверь     3) Логические задачи

Занимательные задания к урокам математики 1 класс

1) Работа с частями «Танграма»

  • 2) Посчитай и проверь

3) Логические задачи

Занимательные задачи к урокам математики 2 класс  1)Старинная задача 2) Задача со спичками       3) Какие цифры оказались под звёздочкой? Восстанови их и сделай запись. 6* + *9=97 *0-1*=34 4) Задача с перебором Фамилии Саши и Юры Иванов и Петров. Какая фамилия у каждого из них, если Саша по росту на 5 см выше Юры, а Иванов ниже Петрова?

Занимательные задачи к урокам математики 2 класс

1)Старинная задача 2) Задача со спичками

3) Какие цифры оказались под звёздочкой? Восстанови их и сделай запись.

6* + *9=97 *0-1*=34

4) Задача с перебором

Фамилии Саши и Юры Иванов и Петров. Какая фамилия у каждого из них, если Саша по росту на 5 см выше Юры, а Иванов ниже Петрова?

Занимательные задания к урокам математики 3 класс 1) Установи порядок. Рассмотри все возможные варианты В кинотеатре показывают три мультфильма: «Ёжик в тумане», «Кто сказал «мяу?» и «Двенадцать месяцев». В каком порядке могут показывать эти фильмы? Рассмотри все варианты.  2) Числовой лабиринт Задумай число, которое меньше 10, но больше 0. Увеличь его в 9 раз. Из полученного числа вычти задуманное число. Результат раздели на задуманное число. Если вычисления выполнены верно, то получится 8. 3) Игра «Кто быстрее поднимется на гору? Поиграйте с соседом по парте. Проверьте вычисления друг друга.

Занимательные задания к урокам математики 3 класс

1) Установи порядок. Рассмотри все возможные варианты

В кинотеатре показывают три мультфильма: «Ёжик в тумане», «Кто сказал «мяу?» и «Двенадцать месяцев». В каком порядке могут показывать эти фильмы? Рассмотри все варианты.

2) Числовой лабиринт

Задумай число, которое меньше 10, но больше 0. Увеличь его в 9 раз. Из полученного числа вычти задуманное число. Результат раздели на задуманное число. Если вычисления выполнены верно, то получится 8.

3) Игра «Кто быстрее поднимется на гору?

Поиграйте с соседом по парте.

Проверьте вычисления друг друга.

Занимательные задания к урокам математики 4 класс 1) Расставьте скобки так, 2) Путешествие в прошлое  чтоб стало верным равенство:  240:6*5-20=24  480-200:4*5=350 3) Работа с диаграммой  4) Математический фокус:  Запишите номер своего дома  или квартиры и выполните  действия: умножьте это число на 2,  затем прибавьте 3, полученное число умножьте на 50, к произведению прибавьте свой возраст и число 65, вычтите из результата 215. Получится число, две последние цифры которого обозначают возраст, а оставшиеся - номер дома или квартиры .

Занимательные задания к урокам математики 4 класс

1) Расставьте скобки так, 2) Путешествие в прошлое

чтоб стало верным равенство:

240:6*5-20=24

480-200:4*5=350

3) Работа с диаграммой

4) Математический фокус:

Запишите номер своего дома

или квартиры и выполните

действия: умножьте это число на 2,

затем прибавьте 3, полученное число умножьте на 50, к

произведению прибавьте свой возраст и число 65, вычтите из

результата 215. Получится число, две последние цифры которого обозначают возраст, а оставшиеся - номер дома или квартиры .

На уроке математики:

На уроке математики:

Занимательные задачи к урокам математики   Задача 1. Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: - Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо. - Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш.- Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки. - Ну нет, это я самый главный,- сказал зелёный карандаш. Моим цветом ребята раскрашивают траву и листья на деревьях.

Занимательные задачи к урокам математики

Задача 1.

Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:

- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.

- Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш.- Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

- Ну нет, это я самый главный,- сказал зелёный карандаш. Моим цветом ребята раскрашивают траву и листья на деревьях.

"Спорьте, спорьте,- думал про себя жёлтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце. Вопрос: сколько всего было карандашей?

Занимательные задачи к урокам математики   Задача 2. На день рождения Муха-Цокотуха позвала друзей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали Кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали- приполз жук и занял ещё одно место. Вопросы: сколько было гостей? Сколько стульев было занято?

Занимательные задачи к урокам математики

Задача 2.

На день рождения Муха-Цокотуха позвала друзей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали

Кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали- приполз жук и занял ещё одно место.

Вопросы: сколько было гостей? Сколько стульев было занято?

Занимательные задачи к урокам математики    Задача 3. Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала Белочка с кружкой. Третьим заяц примчался с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей. Вопросы: каким по счёту примчался к улью заяц? У кого была самая маленькая посуда? У кого была самая большая посуда?

Занимательные задачи к урокам математики

Задача 3.

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала Белочка с кружкой. Третьим заяц примчался с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.

Вопросы: каким по счёту примчался к улью заяц?

У кого была самая маленькая посуда?

У кого была самая большая посуда?

Занимательные задачи к урокам математики   Задача 4. Пришла к фотографу семья. - Сфотографируйте нас, пожалуйста. -Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить. Папу и маму посадили на стулья. Бабушку- в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме. Вопросы: сколько всего человек в семье? Сколько взрослых? Сколько детей?

Занимательные задачи к урокам математики

Задача 4.

Пришла к фотографу семья.

- Сфотографируйте нас, пожалуйста.

-Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.

Папу и маму посадили на стулья. Бабушку- в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме.

Вопросы: сколько всего человек в семье? Сколько взрослых? Сколько детей?

Занимательные задачи к урокам математики    Задача 5. На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришёл Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон , который привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка. Вопросы: сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям? Из скольких сказок пришли гости на ёлку?  

Занимательные задачи к урокам математики

Задача 5.

На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришёл Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон , который привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка.

Вопросы: сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям?

Из скольких сказок пришли гости на ёлку?

 

Дидактические игры Игра «Звездный час  позволяет использовать выступления ребят, при этом учащиеся должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации. Игра «Счастливый случай»  повышает уровень математического мышления, стимулирует углубление теоретических знаний, расширение кругозора, возникновение интереса к математике

Дидактические игры

Игра «Звездный час

позволяет использовать выступления ребят, при этом учащиеся должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации.

Игра «Счастливый случай»

повышает уровень математического мышления, стимулирует углубление теоретических знаний, расширение кругозора, возникновение интереса к математике

Дидактические игры Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»  развивает познавательные и творческие способности у учащихся, логическое мышление, интуицию и внимание. Игра «Поле чудес»  способствует развитию интереса к математике и познавательных и творческих способностей учащихся. Игра «Слабое звено»  вызывает у учащихся азарт, стремление к победе, способствует развитию логического мышления.

Дидактические игры

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»

развивает познавательные и творческие способности у учащихся, логическое мышление, интуицию и внимание.

Игра «Поле чудес»

способствует развитию интереса к математике и познавательных и творческих способностей учащихся.

Игра «Слабое звено»

вызывает у учащихся азарт, стремление к победе, способствует развитию логического мышления.

Занимательные задания к урокам математики  Тест   1. Минута без времени 3. Пуд соли: 1час 00 минут 9 килограммов 0 часов 00 минут 13 килограммов 0 часов 1 минута 16 килограммов 2. «Несчастливое число» 4. Математический инструмент: 51 Молоток 13 Линейка 31 Динамометр

Занимательные задания к урокам математики Тест

1. Минута без времени 3. Пуд соли:

1час 00 минут 9 килограммов

0 часов 00 минут 13 килограммов

0 часов 1 минута 16 килограммов

2. «Несчастливое число» 4. Математический инструмент:

51 Молоток

13 Линейка

31 Динамометр

Занимательные задания к урокам математики  Тест    5. Самая «маленькая» геометрическая фигура:  Прямая  Луч  Точка  Отрезок  6. Батон разрезали на три части. Сколько сделали надрезов:  1  2  3  4

Занимательные задания к урокам математики Тест

5. Самая «маленькая» геометрическая фигура:

Прямая

Луч

Точка

Отрезок

6. Батон разрезали на три части. Сколько сделали надрезов:

1

2

3

4

Занимательные задания к урокам математики  Тест    7. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек:  3  4  5  6  8. «На меня делить нельзя»:  1  0  9  10

Занимательные задания к урокам математики Тест

7. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек:

3

4

5

6

8. «На меня делить нельзя»:

1

0

9

10

Занимательные задания к урокам математики  Тест    9. Чему равна шестая часть суток:  4 часа  6 часов  8 часов  10 часов  10. Какие цифры «пишут» летчики в небе:  Единицы  Тройки  Восьмерки  Девятки

Занимательные задания к урокам математики Тест

9. Чему равна шестая часть суток:

4 часа

6 часов

8 часов

10 часов

10. Какие цифры «пишут» летчики в небе:

Единицы

Тройки

Восьмерки

Девятки

Занимательные задания к урокам математики  Тест    11. Что есть у каждого растения, слова и уравнения:  Приставка  Корень  Суффикс  Окончание  12. Единица с шестью нулями:  Миллион  Миллиард  Сто тысяч

Занимательные задания к урокам математики Тест

11. Что есть у каждого растения, слова и уравнения:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

12. Единица с шестью нулями:

Миллион

Миллиард

Сто тысяч

Таким образом: Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям. При решении занимательных задач у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.  

Таким образом:

Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

При решении занимательных задач у ученика часто

возникает необходимость менять ход мысли на

обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума.

Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.

 

Конфуций   Урок – это творческая мастерская учителя и ученика. Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в каждом ребёнке. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

Конфуций

Урок – это творческая мастерская учителя и ученика.

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в каждом ребёнке.

Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность.

Поэтому:

не теряй времени,

выбирай слова,

не упускай возможность.

Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Желаю творческих успехов!