СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование положительного отношения педагогического коллектива к приоритетности здоровья и здоровому образу жизни в организации учебно-воспитательного процесса. Одним из новых направлений в педагогической деятельности преподавателя физической культуры является адаптивное физическое воспитание, изучающее аспекты физического воспитания обучающихся, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания. В основу адаптивного физического воспитания положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию обучающихся с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве»

УД ОГСЭ.04 Физическая культура

Безуглый Виктор Викторович,

руководитель физического воспитания,

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Горловский медицинский колледж»



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

БЛАНК ЗАЯВКИ

Сведения о статье

Название статьи

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

Количество страниц

18

Информация об авторе (-ах)

Фамилия

Безуглый

Имя

Виктор

Отчество

Викторович

Полное название учебного заведения

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Горловский медицинский колледж»

Должность

руководитель физического воспитания

Ученая степень


Ученое звание


Контактный телефон

071 304 90 87

Контактный E-mail

[email protected]


Аннотация

Цель: формирование положительного отношения педагоги­ческого коллектива к приоритетности здоровья и здоровому об­разу жизни в организации учебно-воспитательного процесса.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от ряда фак­торов:

• наследственность;

  • экология;

  • уровень развития здравоохранения;

  • интенсификация учебного процесса (т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

  • несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся;

  • несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым;

  • образ жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья обучающихся, и поэтому их оздоровление является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью подростков уже с раннего школьного возраста.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Недостаточная физическая активность обучающихся (особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной  массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания), являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.

 Сегодня на смену увлекательным коллективным, подвижным и спортивным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие подростка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у представителей подрастающего поколения остается все меньше времени для подвижных игр и прогулок на свежем воздухе, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей обучающихся.

Зададимся естественным вопросом: а какова роль системы образования в этом неблагополучии?

Комплекс здоровьесбережения состоит из нескольких видов деятельности:

- систематизация структуры здоровья, особенностей физического развития здорового организма и перенесшего заболевания;

- перенесение средств, методов и форм адаптивного физического воспитания для обучающихся с ослабленным здоровьем;

- применение методов исследования физического развития, физической подготовленности обучающихся с ослабленным здоровьем;

- организация и формы отбора обучающихся с ослабленным здоровьем в специальные медицинские группы на занятиях физической культуры;

- организация учебных занятий в специальных медицинских группах;

- применение комплексов физических упражнений для обучающихся с различными заболеваниями.

Одним из новых направлений в педагогической деятельности преподавателя физической культуры является адаптивное физическое воспитание (АФВ), изучающее аспекты физического воспитания обучающихся, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания. В основу АФВ положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию (приспособление) обучающихся с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, т.к. существенного улучшения здоровья и физического развития обучающихся за последние годы не отмечается. Тем из них, которые перенесли какие-либо заболевания или часто длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Обучающиеся, относящиеся по медицинским показателям к специальным медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых обучающихся образовательных учреждений, а должны заниматься в специальных медицинских группах. Для обучающихся спецмедгруппы (СМГ) применяют специальные, многообразные методики, учитывающие специфику их заболеваний.

Применяя средства лечебной физкультуры (ЛФК), адаптивное физическое воспитание решает проблему интеграции обучающихся с ограниченными физическими возможностям в общество и непосредственно связано с философией гуманизма.

Преподаватели должны помочь обучающимся восполнить утраченное здоровье после болезни и адаптировать их к жизни. Для этого необходимо знать основные положения учения о здоровье, болезни, сроки восстановления здоровья после перенесённых заболеваний; уметь применять эти знания в образовательном учреждении на практических занятия физической культуры в специальных медицинских группах и дома при выполнении специальных физических упражнений.

Оздоровительное значение АФВ для обучающихся с нарушениями в состоянии здоровья, занимающихся в специальных медицинских группах, будет эффективным при правильно подобранных технологиях здоровьесбережения:

- изучение особенностей организма, перенёсшего заболевание;

- оценка состояния здоровья;

- методы исследования физического развития и функциональных особенностей обучающихся с ослабленным здоровьем;

- современные подходы к формам организации занятий в специальных медицинских группах;

- систематические занятия физическими упражнениями; рациональный гигиенически обоснованный режим (разнообразные методы реабилитации и адаптации обучающихся после разных заболеваний).

Технологии здоровьесбережения предполагают строгий контроль и оценку каждого тактического шага, соответствие его с выбранной стратегией и индивидуальными возможностями обучающегося. Важное значение приобретает индивидуализация дозировок с учетом специфики заболевания, а также динамика резервных возможностей организма. Специальные физические упражнения, определённые приёмы и методы воздействий средств АФК при многих заболеваниях представляют различные способы: в одних случаях необходимо снизить величину нагрузки, а в других – оказать преимущественное воздействие на нуждающуюся в стимуляции систему или звено регуляции.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в СМГ представляют собой комплекс различных средств, методов, форм. Чем разнообразнее формы занятий в СМГ, тем больше выбор возможностей проведения этих занятий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Задача образовательного учреждения не «дотянуть» обучающихся до окончания образовательного учреждения (ОУ), радуясь, что за эти годы с ними не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить их к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения, без ущерба для здоровья обучающихся, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.

В системной последовательности приобщение образовательного учреждения и каждого преподавателя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия ОУ на здоровье обучающихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2) признание педагогами ОУ своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья обучающихся;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими обучающимися и (возможно) их родителями.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, с учетом важнейших характеристик образовательной среды и условий жизни обучающихся, воздействующих на их здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог-медицинский работник-обучающийся); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

 Современное общество предъявляет высокие требования к работе образовательных учреждений, и всестороннего развития личности обучающегося.

Здоровье подрастающего поколения – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением.  Как говорил великий философ Аристотель: «Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Любая двигательная активность способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед преподавателями. Один из них использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Условно, все здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышесказанных достаточно изучены и повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую и мелкую моторику, артикуляционную мускулатуру; физкультурные паузы (физкультминутки); занятия физической культуры и ритмики; утренняя гигиеническая гимнастика; различные подвижные игры.

Нетрадиционные методы воздействия, применяемые в нашей педагогической деятельности, становятся перспективным средством развивающей работы с обучающимися.

Рассмотрим некоторые нетрадиционные здоровьесберегающие компоненты:

  1. Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить обучающихся дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

  2. Самомассаж. Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия на тело человека с помощью различных приёмов и манипуляций, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов с лечебной или профилактической целью. Массаж становится неотъемлемой частью комплексной профилактики и лечения разных недугов. Из состояния сна в положение бодрствующих надо выходить постепенно, плавно. Сначала следует обеспечить головной мозг кислородом. Этому способствует дыхательная гимнастика. Затем необходимо сделать гимнастику для пальцев, постепенно нагружать более крупные суставы опорно-двигательного аппарата (ОДА). Упражнения выполняем в течение одной–двух минут.

Перед завтраком полезно выпить немного жидкости (чай, кофе, молоко, вода) – это подготовит органы желудочно-кишечного тракта к приёму пищи.

3. Биоэнергопластика. Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

4. Кинезотерапия. В работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры        головного мозга. Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда обучающимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества.

5. Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

6. Тренинг –элемент психической дисциплины, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное.

При выполнении тренингов важным является умение обучающихся вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.

Аутотренинг –это способность воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, посредством дыхательных упражнений. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов  расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей, дышать глубоко и спокойно.

7. Релаксация. В процессе развития, воспитания и обучения занимающиеся получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению.

Для формирования эмоциональной стабильности обучающегося важно научить его управлять своим телом.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наиболее эффективно использовать комплекс релаксационных упражнений, который предполагает расслабление мышц лица, плечевого пояса, мышц шеи, туловища.

8. Музыкотерапия – это «лекарство», которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции.

В конце прошлого века русский физиолог И.Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Самый большой эффект от музыки наблюдается в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вызывать приток энергии и в то же время будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Музыка влияет на людей острее, чем слово.

9. Светотерапия. Помогает перенастроить биологические часы, лечит нарушение сна, связанное с депрессией, а также седативного аффективного расстройства – депрессии, вызываемой недостатком естественного освещения в зимний период.

10. Цветотерапия. Цвету издавна придавалось мистическое значение и благотворное или отрицательное действие на человека. Один цвет ласкает взгляд, успокаивает, способствуют приливу внутренних сил и энергии, другие – раздражают, вызывают отрицательные эмоции. Одни бодрят, другие угнетают. Причем на одних они действуют так, а на других иначе. Словом, влияние цвета носит избирательный характер.

11. Эстетикотерапия  это целебность окружающего, домашней одежды.

В здоровом теле, еще по наблюдениям древних – здоровый дух. Доброе настроение («здоровый дух») способствует нормализации обменных процессов и регуляционных механизмов улучшающей здоровье. Красивая и удобная одежда как раз и поднимает настроение, вызывает удовлетворение, особенно проявляющееся в домашних условиях после напряжённого трудового дня.

Рисунок, комбинация фигур тоже наряду с расцветкой тканей, характеризуется биоэнергетически различными диапазонами частот собственного излучения. Треугольник – низкочастотный, четырехугольник – высокочастотен. Смешанные конфигурации могут оказываться низкочастотными (что опасно для жизни!) и высокочастотными. Вот почему исследователи рассматривают покрой одежды (форму) именно в сочетании с расцветкой ткани как уникальную цветоформу с присущим ей энергетическим воздействием сетчатку глаз.

Красивая и удобная одежда поднимает настроение, вызывает удовлетворение. Свободный покрой моделей одежды сохраняет естественное тепло. А пространство между тканью и теплом при движении производит воздушный массаж. Правильный выбор геометрических форм и цвета выполняет адаптационную (приспособительную) функцию в биоэнергетической структуре среды обитания, а разумная, отрегулированная биоэнергетика помещения,  одежды  уменьшает энергетические потери человека, способствуя сохранению психического и физического здоровья, увеличивая работоспособность, повышает устойчивость к стрессовым ситуациям.

12. Ароматерапия – лечение эфирными маслами растений. Среди разнообразия растительного мира уже в древности человек обратил внимание на огромное многообразие растений. При этом одни были с приятным или острым ароматом, другие липкие на ощупь. Человек научился широко использовать их для лечения недугов.

Пользу приносят не только запахи, ласкающие органы обоняния, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечения организма кислородом. Младенцы узнают мать практически сразу же после рождения, еще не видя лица и не отличая голоса. Женщины, обоняние которых намного тоньше, чем у мужчины, особенно чувствительны к различным ароматам.

13. Диетотерапия. Включает в себя сокотерапию, раздельное питание, сыроядение, вегетарианство, голодание.

14. Водотерапия. Воздушные ванны; сухое обтирание; обтирание мокрым полотенцем; обливание; холодный душ; моржевание; аквабилдинг (упражнения в воде); бальнеотерапия (применение минеральных вод, грязей, морских и речных купаний); баня.

15. Металлотерапия – это целительные металлы (медетерапия (медь, монеты до 1961 года), термосталехирурготерапия, серебротерапия). Свойства некоторых металлов по разному воздействуют на здоровье человека (свинец и ртуть – вредны для здоровья; вода, в которую опустить серебро, на некоторое время обретает целительные свойства).

16. Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

- упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика;

- упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра;

- упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры, танцы.

Большую помощь в работе с обучающимися могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать обучающимся необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

17. Игровой стретчинг. Стретчинг – комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц. Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку. Регулярные занятия стретчингом воспитывают у обучающихся волевые качества и уверенность в своих силах.

18. Игротерапия. Метод психотерапевтического воздействия на обучающихся с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимые последствия.

Цель игровой терапии – утверждение уникального «я» личности обучающегося, его самооценки; служить интересам занимающихся.

19. Смехотерапия. Ускоряет выздоровление, помогает справляться с трудностями, сохранять душевное равновесие оптимизм. Смех не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством. Смех позволяет полностью расслабиться (отсюда выражение – «Упаду от смеха!»), в результате чего люди от него иногда падают.

Применение в педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов, обучающихся и их родителей положительные мотивации и ценностные ориентиры, направленные на сохранение, укрепление и приумножение здоровья обучающихся.

Дальнейшие направления работы

На протяжении следующего учебного года преподавателями колледжа планируется работа по продолжению экспериментальной площадки по внедрению в образовательный процесс инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий.

Анализ здоровьесберегающих программ в нашем образовательном учреждении показал, что основной акцент в содержании мероприятий направлен на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период обучения в медицинском колледже. В меньшей степени отражаются задачи формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

В здоровьесберегающие программы Горловского медицинского колледжа необходимо внести корректировки с акцентом на усиление мер по формированию ЗОЖ у субъектов образовательного процесса. Прежде всего, необходимо уделить внимание воспитанию личной ответственности обучающихся на основе развития у них здоровьесберегающих активностей ( физической, психологической, медицинской, экологической, и духовно-нравственной).

В воспитании культуры здоровья обучающихся колледжа необходимо шире использовать возможности воспитательной работы (выставки, стенгазеты, устные журналы, театрализованные представления, конкурсы, выступления агитбригад).

Особое значение необходимо придать приобщению обучающихся к целенаправленной поисковой активности – исследовательской работе: изучению условий, вредящих здоровью; рациональной организация жизнедеятельности обучающегося; важности подбора оптимальной двигательной активности в режиме рабочего дня обучающихся; роли режима и рациона питания обучающихся в обеспечении здоровья.

С целью снижения распространения курения среди обучающихся (и их родителей), преподавателей и сотрудников колледжа – повысить знания о вреде курения. Личный пример «старших товарищей» должен способствовать повышению экологической активности обучающихся, что положительно должно повлиять на снижение проб курения и употребления алкогольных напитков обучающимися.

В следствие недостаточных знаний обучающихся в вопросах, касающихся того, как стать и быть здоровым, необходимо продолжить работу по привлечению обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (отнесенными к специальной медицинской группе) в кружковую/секционную работу, проводимую в колледже по различным учебным дисциплинам. При планировании занятий с такими обучающимися, преподавателям необходимо особое внимание уделить созданию комфортных условий для их обучения.

В нашем образовательном учреждении накапливается опыт по разработке и внедрению физкультурно-оздоровительных программ, методик и здоровьесберегающих технологий. Широко используются такие формы оздоровительной работы, как работа в спортивных секциях по волейболу, баскетбол/стритболу, футзалу, общей физической подготовке (ОФП).

С целью пропаганды физической культуры и спорта совместно с администрацией города проводятся традиционные соревнования по различным видам спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, стритбол, настольный теннис, силовое многоборье, тестирование ГФСК «ГТО ДНР», городская легкоатлетическая эстафета, плавание, шахматы). Завоёвывая призовые места в городских и Республиканских соревнованиях, наши обучающиеся ежегодно с честью и достоинством представляют ОУ ГПОУ «ГМК».

Кроме того, в программе жизнедеятельности нашего учреждения планируются внеаудиторные и дополнительные занятия, такие как: спортивные часы, спортивные конкурсы, олимпиады по физической культуре (в рамках работы «Недели цикловой методической комиссии социально-экономических, гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин), Дни здоровья (туристические выходы), оздоровительная степ-аэробика, занятия на тренажерах, изучение технических элементов отдельных видов единоборств.

Мы считаем, что главным результатом педагогической деятельности коллектива медицинского колледжа является улучшение показателей здоровья обучающихся. По результатам анализа данных ежегодной плановой диспансеризации обучающихся мы рассчитываем на положительную динамику изменений количественных показателей в списках обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

Список использованных источников

1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000.– 48 с.

2. Акбашев, Т. Ф. Валеопедагогика как система [Текст] / Т. Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии. – СПб., 1997.– С. 7–10.

3. Базарный, В. Ф. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз» [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров // Начальная школа.– 1988.– № 2.

4. Базарный, В. Ф., Уфимцева, Л. П. Влияние занятий в режиме «зрительных горизонтов» на динамику функции зрения у детей [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева // Гигиена и санитария. – 1991. – №3.

5. Байбородова Л.В., Бутин И.М., Леонтьева Т.Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод. – М., 2004.

6. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-товфиз.культ. – М., 2001 .

7. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.

8. Матвеев, В. Ф., Гройсман, А. Л. Профилактика вредных привычек у школьников [Текст] / В. Ф. Матвеев, А. Л. Гройсман. – М.: Просвещение, 1987. – 120 с.

9. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.

10. Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 71–75.