СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры ИЗО открытый урок

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жанры ИЗО открытый урок»










Открытый урок

по изобразительному искусству

«Жанры ИЗО»


4 класс






Учитель: Жолмухамбетова О.С.







Тема урока: «Жанры изобразительного искусства»

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

- образовательная: усвоить жанры ИЗО, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, одухотворенности и красоты, закреплять у четвероклассников навыки составления и исполнения композиции, пропорций;

-воспитательная: воспитывать эстетический вкус, внимание, наблюдательность;

- развивающая: развивать образное мышление, творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер.


Форма урока: индивидуально-коллективная.

Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя.



Зрительный ряд: Репродукции отечественных художников И. Хруцкого,

И. И.Шишкина, М.И. Самсонова, О.А. Кипренского, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, В.А Серова, Л.Даценко.


Музыкальный ряд: Музыка Карунеш «Чайная церемония»


Ход урока:


1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку


2. Беседа по жанрам ИЗО.

-Сегодня на этом уроке вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного экскурсоводами, немного волшебниками.

-Я же буду выступать в роли советчика и эксперта.


1.Если видишь на картине

Чудо ваза на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.


- А что такое натюрморт с точки зрения художника?

( Натюрморт - это мертвая натура).

- Да! Натюрморт - это мертвая натура.

К натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.

На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.


-А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.


Ученик: На картине И. Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом кувшин с рельефным рисунком похож на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.


- Натюрморт простой или сложный? (Сложный)




2.Если видишь на картине:

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим,

Не задумываясь, скажем:

Называется… пейзажем


Картина Айвазовского, Шишкина «Корабельная роща»

-Какие деревья изображены?

- А вы знаете, что хвойные деревья выделяют фитонцидов (убивают микробы, бактерии, вирусы) в 2-2,5 раза больше, чем лиственные. Воздух в хвойном лесу практически стерилен. Именно поэтому прогулки в сосновом бору полезны тем, кто страдает легочными заболеваниями. А еще хвоя успокоит нервы, снимет стресс и усталость.


«Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»

- Какие средства, приёмы вы уже знаете для того, чтобы правильно организовать пространство пейзажа?

Ученики.

1) выбор формата (горизонтально или вертикально, это зависит от замысла композиции);

2) положение линии горизонта (высоко, низко – зависит от положения зрителя, наблюдателя, художника);

3) использование схемы построения пейзажа – выбор композиции;

4) знание законов линейной перспективы;

Ученики.

- все параллельные прямые имеют на линии горизонта точки схода;

- чем ближе предмет к наблюдателю, художнику, тем ниже он изображается к нижнему краю листа и крупнее;

- чем дальше предмет от наблюдателя, художника, тем выше он изображается от нижнего края листа и мельче, меньше;

(Закон «ближе - дальше»; закон «параллельных прямых и точки схода»)





3.Если видишь на картине

Чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный

И веселый чей то глаз,

Может, грустный или смелый

Может, добрый или злой.

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я

Нарисованы в картине,

Может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется… портрет·


-Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.



Возникновение проблемной ситуации.


Учитель показывает репродукции с картин и спрашивает:

- А каким жанрам вы отнесли бы эти картины?




4.Если на картине танки

В бой лавиною пошли

Или быстрые тачанки,

Или в море – корабли,

Иль, штыков мерцая сталью,

В бой пехота поднята,-

Называется… батальным

Жанр картин таких всегда…

- Какому жанру отнесем эту картину?


5.Если на картине лоси

Нарисованы,

Или собрались, встречая осень,

К перелету журавли,

Или как живут пингвины

В стуже антарктической.

Знай, что жанр такой картины-

Анималистический…

- Значит, на картинах будут изображены кто? (Животные)


6.Если видишь на картине

Ты мифических зверей,

Или сказочных град-Китеж,

Или трех богатырей-

Славных витязей былинных,

Иль кувшин магический,

Помни,- у такой картины

Жанр …мифологический…



3.Физкультминутка.

- Найти на стенах кабинета репродукции с картин.

- Назвать картину, автора, жанр.


4. Практическая часть.

-А теперь перейдем к практической работе.

- Каждый ребенок выбирает любой жанр и рисует его.

- Вы должны проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства.


Звучит мелодия Карунеша «Чайная церемония».


Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.



Рекомендации учителя:


1.Каждый обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы.

2.Необходимо в центре плоскости разместить модуль.

3.Определить, что будет главным в рисунке.


5. Итог урока.

-На этом уроке мы совместно сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение.

- Мы поставим эти работы в ряд, и у нас получилась небольшая портретная галерея.

-То, чем вы сегодня занимались, называется творческим проектированием.


Заключительное слово учителя.

-Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших работах. В лучших картинах вы сумели решить широкий круг вопросов - от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.