Урок 57. Литература 5 класс.
Л.Н. Толстой. Рассказ - быль «Кавказский пленник»,
Жилин и Костылин: два характера, две судьбы
Сегодня на уроке вы будете делать сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», т.е.составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом вы будете наблюдать,
какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации;
чем руководствуются, совершая поступки;
каковы их мысли и чувства;
как герои относятся к окружающим и природе;
обратите внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом вашей работы станет решение следующего проблемного вопроса:
Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор?
Напоминаю, что «сравнить героев» - это значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения.
Сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник» (название в тетради обязательно!)
Критерии сравнения | Жилин | Костылин |
1. Портрет. | | |
2. Речь. Монолог. | | |
3. Поведение героев. | | |
4. Отношение к окружающим. | | |
5. Взаимоотношения героев. | | |
6. Отношение к природе | | |
7. Отношение автора к герою. | | |
8.Авторская позиция | | |
Подсказки для работы.
1. В чём заключается сходство героев?
2. Какое отношение к героям возникло у читателя после прочтения их портретов? Почему?
Делаем вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.
3. Есть ли в тексте монологи героев? Зачитайте.
О каких чертах характера героя говорит сравнение в монологе Жилина? Как характеризует Костылина отсутствие монолога ?
Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.
4. Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?
Жилин и Костылин в пути
Пленение Жилина и Костылина;
Выкуп;
Жизнь Жилина и Костылина в плену;
Первый и второй побег из плена;
Анализ эпизода «Жилин и Костылин в пути». Сравните поведение героев.
1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?
Делаем вывод (поставьте на месте пропусков нужные слова, выражения, характеризующие героев; внесите их в таблицу) : Сравнивая героев, автор подчёркивает, с одной стороны,__________________в поведении Костылина, который руководствуется _________________, _______________, и, с другой стороны, __________, ________________, ________________ Жилина который ведёт себя как ______________ русский офицер.
Анализ эпизода «Пленение Жилина и Костылина». Вспомните, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте в воображении словесную картину или перечитайте.
Делаем вывод (поставьте на месте пропусков нужные слова, выражения, характеризующие героев; внесите их в таблицу):
Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает ____________и _________ Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём ___________________ офицера, умеющего постоять за свою _____________. Костылин совершает _______________ поступок – оставляет Жилина без ружья, не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.
Перечитайте эпизод требования выкупа. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?
Делаем общий вывод: Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.
Самостоятельная работа
В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?
Самостоятельно проанализируйте поведение героев в этих эпизодах рассказа:
Отметьте, какие черты характера героев проявились, сравните их. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающим и отношение окружающих к ним.
Карточки-подсказки
Вопросы для сравнения | Жилин | Костылин |
Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? |
1.Чем герой занимался в плену? | Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык | Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. |
Подготовка и первый побег из плена |
2.Как герой готовился к побегу? | Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает. | Ни в чём участия не принимает |
Первый побег, поведение героя | Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать». Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли. | Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: — Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать. |
Второй побег. Почему Костылин отказался бежать? |
Жилин и говорит: — Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу. Костылин и слышать не хочет. — Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет? — Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным. Прошел с версту, выбился из сил — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят — казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: — Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли. |
Прочитай выводы по сопоставлению материал в карточках-подсказках? Согласен (-а) ли ты с ними? Выпиши в тетрадь предложение, наиболее точно характеризующее героев, на твой взгляд. Занеси его в таблицу.
Итак, поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.
Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.
Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».
Домашнее задание.
Мини-сочинение по одной из тем на выбор ученика:
1. Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?
2. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?
3. О чем говорят «говорящие» фамилии героев?