СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дружба Жилина и Дины (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является 3 в цикле уроков, отведенных на изучение произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок проводился в соответствии с требованиями программы по учебному курсу «Литература. 5 класс» в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов согласно тематическому планированию по предмету в данном классе. Программой по литературе В.Я. Коровиной предусмотрено рассмотрение следующих вопросов: Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов».

Архив содержит технологическую карту урока, конспект урока, презентацию, раздаточный материал для детей, самоаннализ урока и др. файлы сопровождения.

Просмотр содержимого документа
«Автор хочет сказать»

Автор хочет сказать, что ________



бессмысленна, что дружба людей – это ___________________________

__________________. И подтверждает это примером _____

_____________________________.



Несмотря на то, что у Дины и Жилина разные __________________________________

__________________________________________

____________________,это не помешало им стать ___________________________________, проявить друг к другу____________________
_________________________________________
_________________________________________.



На примере дружбы Дины и Жилина Л.Толстой показал, что нельзя враждовать, разделяя людей по _______________________

_________________________________________.

Нужно ценить в людях __________________



__________________________________________________________________________________.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы на уроке»

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

  • Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Источник: Приемы технологии РКМ [38]

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;

  • умение анализировать информацию;

  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример.

При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер.

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[17]Российский общественный портал".


Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока литературы в 5 классе по теме»

Самоанализ урока литературы в 5 классе по теме «Дружба Жилина и Дины (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)»



Данный урок является 3 в цикле уроков, отведенных на изучение произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок проводился в соответствии с требованиями программы по учебному курсу «Литература. 5 класс.» в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов согласно тематическому планированию по предмету в данном классе. Программой по литературе В.Я. Коровиной предусмотрено рассмотрение следующих вопросов: Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов».

В связи с этим определена данная тема и тип урока - урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

При планировании данного урока были учтены следующие принципы: научность, систематичность, последовательность, доступность, связь обучения с жизнью.

Урок запланирован и проведен с использованием технологии развития критического мышления

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбораны следующие формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

В ходе урока мне довелось полностью реализовать поставленную цель: определяя роль дружбы Жилина и Дины в рассказе Л. Толстого, помочь учащимся понять авторскую мысль в художественном произведении: дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни.

Также были решены следующие задачи.

Предметные задачи:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, определять душевные качества героя.

Личностные
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

В ходе урока обучающиеся имели возможность усовершенствовать метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД



Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.



Ресурсное обеспечение было оптимальным и соответствовало принципам построения урока. Так, использование технических средств обучения, дидактического, раздаточного и наглядного материала способствовало повышению мотивации обучающихся к решению поставленных задач, повышению познавательной активности.



На уроке проводилась работа с литературоведческими терминами, такие как идея, сюжет, эпизод, которые расширили понятийный аппарат обучающихся по предмету, а также их общий кругозор.


Все этапы учебного занятия соответствовали требованиям к современному уроку по ФГОС, были ороиентированы на новые образовательные результаты, на формирование УУД.

Организационный момент, включивший в себя предварительную организацию класса, создал эмоциональный и одновременно деловой настрой на познание нового.

Мотивационно-ориентированный .

Задание «Согласен – не согласен» стало одним из познавательных методов для мотивационного настроя обучающихся.

На этапе постановки главной учебной задачи дети были мотивированы на пробное учебное действие, они смогли достаточно чётко сформулировать тему и главный вопрос урока, обратившись к своему жизненному опыту, знанию содержания рассказа «Кавказский пленник», пословицам.

Создание проблемной ситуации

На этапе открытия нового знания была продумана организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Создание проблемной ситуации позволило детям не только определить проблему, но и наметить варианты ее решения. При этом дети осознали, что имеющихся знаний им недостаточно, и это послужило мотивированием к постановке и решению учебных задач.

В основу этого этапа была положена поисковая деятельность. Обучающимися определили эпизоды, которые необходимы для решения главной учебной задачи урока.


Реализация построенного проекта и структурирование полученных знаний осуществлялись через разнообразные приёмы активизации деятельности обучающихся, в том числе анализ эпизодов произведения, работу с учебником, с демонстрационным материалом (презентацией к уроку), приём "Ромашка Блума»



На этапе первичного закрепления нового способа действия обучающиеся продемонстрировали хорошее владение навыками смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста и умение работать с ней: систематизировать, обобщать, классифицировать. Проводя исследовательскую деятельность (заполнение таблицы «Жилин и Дина.)Общее и отличия», мы смогли реализовать промежуточную цель урока - зафиксировать во внешней речи новое учебное действие.

Считаю необходимым отметить, что рефлексивно-оценочная деятельность осуществлялась на всех этапах урока: обучающиеся осознанно оценивали свою учебную деятельность, проводили самооценку знаниевых достижений и психо-эмоционального состояния. А рефлексия в конце урока, основанная на приёме актуализации субъективного опыта, ждала толчок к осмыслению главной задачи урока.


Домашнее задание

Домашнее задание было основано на уровневой дифференциации как одном из важных принципов развивающего обучения и предложено с правом самостоятельного выбора.

Объем домашнего задания не превысил допустимый уровень сложности и прогнозируемых временных затрат на его выполнение.

Задания сопровождал инструктаж учителя.

Считаю, что в ходе урока удалось реализовать и сохранить на всех этапах высокий темп урока, при этом избежать перегрузки и переутомления обучающихся. Этому способствовала в том числе тематическая физкультминутка, основанная на сочетании принципов межпредметного подхода.

На всех этапах урока удалось сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошего настроения и самочувствия пятиклассников.



































Самоанализ урока литературы в 5 классе по теме «Всё живое на Земле питает труд» (По рассказу А.П. Платонова «Цветок на земле»)



Данный урок является 2 в цикле уроков, отведенных на изучение темы «А.П. Платонов». Учебное занятие проводилось в соответствии с требованиями программы по учебному курсу «Литература. 5 класс» в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов согласно тематическому планированию по предмету в данном классе( программа по литературе под редакцией Г.С. Меркина).

В связи с этим определена данная тема и тип урока - урок открытия нового знания.

При планировании данного урока были учтены следующие принципы: научность, систематичность, последовательность, доступность, связь обучения с жизнью.

Урок запланирован и проведен с использованием технологий проблемно-диалогического обучения, смыслового чтения, ТРКМ. Актуальность данных технологий обусловлено тем, что они позволяют заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны следующие формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая.

В ходе урока мне довелось реализовать поставленную цель: на основе анализа рассказа А.Платонова «Цветок на земле» показать, как писатель раскрывает тему труда и его роль в жизни человека.Также были решены следующие задачи.

Предметные задачи:

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, определять душевные качества героя.

Личностные
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

В ходе урока обучающиеся имели возможность усовершенствовать метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать монологическую и диалогическую речь школьников, умение выстраивать диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД



Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.



Ресурсное обеспечение было оптимальным и соответствовало принципам построения урока. Так, использование технических средств обучения, дидактического, раздаточного и наглядного материала способствовало повышению мотивации обучающихся к решению поставленных задач, повышению познавательной активности.



На уроке проводилась работа с литературоведческими терминами, так как необходимо было убедится, что обучающиеся понимают значение терминов, которые употребляет учитель на уроке и которые необходимы для расширения словарного запаса обучаемых.


Все этапы учебного занятия соответствовали требованиям к современному уроку по ФГОС, были ориентированы на новые образовательные результаты, на формирование УУД.

Организационный момент, включивший в себя предварительную организацию класса, создал эмоциональный и одновременно деловой настрой на познание нового.

Мотивационно-ориентированный .

Задание «Соберите слово по первым буквам
в названиях цветов», составление предложения из данных на слайде слов, работа с ключевыми словами темы стали одним из познавательных методов для мотивационного настроя обучающихся.

На этапе постановки главной учебной задачи дети были мотивированы на пробное учебное действие, они смогли достаточно чётко сформулировать тему и цель урока, обратившись к своему жизненному опыту.

На этапе открытия нового знания была продумана организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

В основу этого этапа были положены элементы технологии смыслового чтения: приём прогнозирования (работа с заглавием до чтения текста, предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) и приём антиципации (определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности произведения по отрывку из пока незнакомого текста с опорой на читательский опыт). В то же время мы с детьми выстраивали ассоциативную цепочку слова «цветок». А это один из вариантов применения приёма концепта при обучении литературе.

Данные приёмы вполне универсальны и могут быть применены при работе с текстами на любом учебном предмете, особенно гуманитарного цикла.

Особое место на этапе освоения нового знания заняло диалогическое обучение, позволившее создать условие для выражения детьми собственных мыслей, решать проблемные вопросы на основе анализа, принимать продуманные решения.



На этапе первичного закрепления нового способа действия обучающиеся продемонстрировали хорошее владение навыками смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста и умение работать с ней: использовать её для аргументированного ответа на вопрос, определение смысловой, тематической направленности незнакомого текста.


Рефлексия


Домашнее задание

Домашнее задание было основано на уровневой дифференциации как одном из важных принципов развивающего обучения и предложено с правом самостоятельного выбора.

Объем домашнего задания не превысил допустимый уровень сложности и прогнозируемых временных затрат на его выполнение.

Задания сопровождал инструктаж учителя.

Считаю, что в ходе урока удалось реализовать и сохранить на всех этапах высокий темп урока, при этом избежать перегрузки и переутомления обучающихся. Этому способствовала в том числе тематическая физкультминутка, основанная на сочетании принципов межпредметного подхода.

На всех этапах урока удалось сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошего настроения и самочувствия пятиклассников.





Просмотр содержимого документа
«Согласен(5)»

Согласен (+) – не согласен(-)



вопроса

Согласен +

не согласен -

Проверка

по ключу

1.



2.



3.



4.



5.



Итог









Согласен (+) – не согласен(-)



вопроса

Согласен +

не согласен -

Проверка

по ключу

1.



2.



3.



4.



5.



Итог









Согласен (+) – не согласен(-)



вопроса

Согласен +

не согласен -

Проверка

по ключу

1.



2.



3.



4.



5.



Итог





Согласен (+) – не согласен(-)



вопроса

Согласен +

не согласен -

Проверка

по ключу

1.



2.



3.



4.



5.



Итог









Согласен (+) – не согласен(-)



вопроса

Согласен +

не согласен -

Проверка

по ключу

1.



2.



3.



4.



5.



Итог









Согласен (+) – не согласен(-)



вопроса

Согласен +

не согласен -

Проверка

по ключу

1.



2.



3.



4.



5.



Итог







Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА»

Технологическая карта урока

Учитель: Черепова О.А.

Авторы УМК: В.Я.Коровина. Учебник «Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе». В двух частей / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Тема. Дружба Жилина и Дины (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цели: определяя роль дружбы Жилина и Дины в рассказе Л. Толстого, помочь учащимся понять авторскую мысль в художественном произведении: дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни

Деятельностная: самостоятельно определять цели своего обучения, структурировать учебный материал, логически мыслить, аргументировать свой ответ, оценивать свою деятельность на уроке.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат этапа.

Формирование УУД.

1.Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.-1мин

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.


Приветствуют учителя. Учащиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются.

Коммуникативные ууд

Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

6 мин.

- К сожалению, на нашей планете не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами. Как вы думаете, из-за чего могут возникать войны?

(Причины войн: желание завладеть чужой территорией, желание властвовать, желание завладеть богатством, межнациональные ссоры…)

- О какой войне говорит Лев Николаевич. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

(На Кавказе) Кто с кем воюет? (Русские и татары)

- А кого Л.Толстой называет татарами?

- Назовите народы Кавказа, которых вы знаете. А теперь посмотрите на слайд.

На ФОНЕ негромкой музыки:


- Какие народности из представленных на слайде вам известны?


К одной из них относится и главная героиня рассказа Л.Толстого.


Определите тему нашего урока по моим подсказкам. Узнайте героев рассказа. (Читаю, и на слайде высвечивается)

1. Кто это?

1. Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая.

2. «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев.»



II. Прочитайте пословицы. Одной группе по порядку.

1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

2. Друга на деньги не купишь.

3. Друг познаётся на рати да при беде.

4. Для милого дружка и серёжку из ушка.

Определите их тему. ( О дружбе).



-Какая связь между героями рассказа и темой пословиц. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной). Тема – на слайде.





Отвечают.









Слушают музыку, смотрят презентацию, отвечают на вопрос..



Отвечают.



Отвечают.










Сравнивают, отвечают на вопросы.






Читают





Отвечают.

Формулируют тему урока.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.




















III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.

4 мин.

- Опираясь на тему урока и ключевые слова (играть роль в рассказе), сформулируйте главный вопрос, на который мы должны ответить.


-Какую роль играет дружба Дины и Жилина в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»? (ОТКРЫВАЮ)

На столе у каждого есть Лист достижений. Подпишите. Посмотрите. На каждом этапе урока вы будете себя оценивать. Обратите внимание на систему самооценки – цветные полоски, которые вы будете приклеивать на лист в последнюю графу в конце каждого вида работы.


1) Вспомним содержание рассказа. Упражнение «Согласен – не согласен». Значок (+), если утверждение вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.

2. Во время первой встречи Дина улыбнулась Жилину.

3. Дина в благодарность за куклу принесла Жилину молоко.

4. Во второй раз Жилин бежал вместе с Костылиным.

5. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.


Проверьте по ключу. Оцените свои знания.


2) Вспомним термины.

Найдите соответствия между термином и его значением. Время выполнения – 1 мин. Проверьте себя по эталону. Оцените себя.



Формулируют главный вопрос урока.

Знакомятся с листами достижений и системой самооценки деятельности на уроке.
















Выполняют задание «Согласен – не согласен»., проверяют по ключу, оценивают знания.










Находят соответствия между термином и его значением. Проверяют по эталону, оценивают себя.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Предметные УУД: знание содержание рассказа, знание терминов.

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Динамическая пауза.

2 мин.


А теперь отдохнём и поиграем. Внимание - задание

Из предложенных букв составьте слово – один из этих терминов и станьте у доски так, чтобы слово читалось слева направо. Кто быстрее. Начинаем.

ВКЛЮЧАЮ ДИНАМИЧЕСКУЮ ПАУЗУ,

Когда построились:

Всем сопутствовал успех

Поднимите руки вверх.

Посмотрите друг на друга.

Покажите слово другу.

Руки книзу, улыбайтесь.

За работу принимайтесь.

Составляют слова, строятся у доски. Выполняют движения под стихотворение, слушают музыку.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

IV.Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.

3 мин.

- Ребята, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока ? (Обратиться к тексту рассказа.) Всего? Нет, эпизодов.


- Найдите эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.

Для этого возьмите карточку «Найдите эпизоды». Внимательно прочитайте задание и начинайте работу в парах. Пара – это сосед справа по плечу. Время выполнения – 3 минуты. Начинайте.


Проверьте себя по эталону. (На слайде)и оцените.





Отвечают.



Находят эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.

Работают в паре.

Проверяют по эталону.

ПредметныеУУД:

знание содержание рассказа, умение ориентироваться в тексте

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), делать выводы.

V.Открытие нового знания.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.



4 мин.






























1)А теперь, опираясь на эти эпизоды, ответьте на вопросы.

  1. С чего началась дружба Жилина и Дины?

  2. Как ведут себя Жилин и Дина во время первой встречи?

  3. Почему Дина стала доверять Жилину - пленнику, которого в ауле считали врагом? (Пожалел её, хотел развеселить, сделал куклу ещё лучше той, что разбила старуха)

  4. Что изменилось бы, если бы Дина испугалась наказания отца и не принесла бы шест Жилину? (Жилин не убежал бы, его убили бы, девочка страдала бы)

  5. Как вы относитесь к поступку Дины?

  6. Как бы вы поступили на места Дины?

-





Отвечают.




Оценивают свою работу.











ПредметныеУУД:

знание содержание рассказа, умение ориентироваться в тексте

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; обращаться за помощью к текст.

VI. Первичное закрепление материала

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

6 мин.



- Читаю отрывок из рассказа «Прощание Жилина и Дины»


Так прощаются настоящие друзья. Что же объединяет Жилина и Дину?

Предлагаю разобраться в этом.

Заполните таблицу «Жилин и Дина. Общее и отличия» и сделайте вывод. Сначала внимательно прочитайте инструкцию. Работать будете в группе. Поэтому распределите роли и приступайте к заданию.

Время выполненияВремя выполнения – 3 минуты, пока звучит музыка современного композитора Сергея Кузнецова «Сказка о дружбе»


По окончании работы дети прикрепляют ответы на доску к главному вопросу.


Итак, мы ответили на главный вопрос урока? Что мы определили этим ответом? ( Идею рассказа)


Работают в группе

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



2 мин.

Дети, представьте, что вы встретили героев рассказа. Что бы вы им сказали? Напишите краткое послание в форме телеграммы герою произведения – Жилину или Дине.


Время выполнения – 1 мин.


Продолжают работу в группе.

Пишут телеграмму


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.


VIII. Домашнее задание.

1 мин.

Написать письмо герою (от своего имени или от имени героя рассказа), например «Спасибо, умница!» (объём – 5-8 предложений, тема «Письмо» - учебник «Русский язык», §

или

ответить на вопросы учебника - №6, 7, стр. 259.

Записывают в дневник.


IX. Рефлексия учебной деятельности



1 мин.

Ребята , возьмите свои листы достижений и оцените свою работу на уроке.

Полосок какого цвета у вас больше?

Я благодарю вас за работу и желаю всего доброго.

Дети, я тоже шлю вам ТЕЛЕГРАММУ: ищите настоящего друга. В благодарность за вашу работу я хочу подарить вам календарики.

Урок окончен.




Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе учебной деятельности, коррекция качеств характера.


 

Просмотр содержимого документа
«УРОК»

Тема. Дружба Жилина и Дины ( по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель: определяя роль образа Дины в рассказе Л. Толстого, помочь учащимся понять авторскую мысль в художественном произведении: дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни.



Предметные задачи:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД



Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.



Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.

Используемая педтехнология: технология развития критического мышления

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- мультимедийная презентация в программе Power Point;

- карточки для индивидуальной работы, работы в в группе и в парах.

- лист достижений.


Тип урока - урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями



1.      Организационный момент (1-2 минуты)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Зовут меня Ольга Андреевна.

«C голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки», - поётся в одной детской песенке. Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.

- К сожалению, на нашей планете не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами. Как вы думаете, из-за чего могут возникать войны?

(Причины войн: желание завладеть чужой территорией, желание властвовать, желание завладеть богатством, межнациональные ссоры…)

- А о какой войне рассказывает Лев Николаевич.Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

(На Кавказе) Кто с кем воюет? (Русские и татары)

- А кого Л.Толстой называет татарами?

- Назовите народы Кавказа, которых вы знаете. А теперь посмотрите на слайд.

На ФОНЕ негромкой музыки:


- Какие народности из представленных на слайде вам известны?


К одной из них относится и главная героиня рассказа Л.Толстого.


Определите тему нашего урока по моим подсказкам. Узнайте героев рассказа. (Читаю, и на слайде высвечивается)

1. Кто это?

1. Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая.

2. «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев.»



II. Прочитайте пословицы. Одной группе по порядку.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Определите их тему. ( О дружбе).



-Какая связь между героями рассказа и темой пословиц. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной). Тема – на слайде.

- Опираясь на тему урока и ключевые слова (играть роль в рассказе), сформулируйте главный вопрос, на который мы должны ответить.


-Какую роль играет дружба Дины и Жилина в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»? (ОТКРЫВАЮ)

На столе у каждого есть Лист достижений. Подпишите. Посмотрите. На каждом этапе урока вы будете себя оценивать. Обратите внимание на систему самооценки – цветные полоски, которые вы будете приклеивать на лист в последнюю графу в конце каждого вида работы.


2.      Актуализация знаний(4-5 минут)

1) Вспомним содержание рассказа. Упражнение «Согласен – не согласен». Значок (+), если утверждение вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.

2. Во время первой встречи Дина улыбнулась Жилину.

3. Дина в благодарность за куклу принесла Жилину молоко.

4. Во второй раз Жилин бежал вместе с Костылиным.

5. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.


Проверьте по ключу. Оцените свои знания.

5 правильных ответов – красная полоска

4 – жёлтая полоска.

3- голубая полоска.

0-2 – зелёная полоска.


2) Повторим термины.

Найдите соответствия между термином и его значением. Время выполнения – 1 мин. Проверьте себя по эталону. Оцените себя.

3) Динамическая пауза.

А теперь отдохнём и поиграем. Внимание - задание

Из рассыпанных букв составьте слово – один из этих терминов и станьте у доски так, чтобы слово читалось слева направо. Кто быстрее. Начинаем.

ВКЛЮЧАЮ ДИНАМИЧЕСКУЮ ПАУЗУ,

Когда построились:

Всем сопутствовал успех

Поднимите руки вверх.

Посмотрите друг на друга.

Покажите слово другу.

Руки книзу, улыбайтесь.

За работу принимайтесь.


- Тишина, продолжаем работу.

- Ребята, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока? (Обратиться к тексту рассказа.) Всего? Нет, эпизодов.


- Определите эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.

Для этого возьмите карточку «Найди эпизоды». Внимательно прочитайте задание и начинайте работу в парах. Пара – это сосед справа по плечу. Время выполнения – 3 минуты. Начинайте.


Проверьте себя по эталону. (На слайде)и оцените.



4. Открытие нового знания.

1)А теперь, опираясь на эти эпизоды, ответьте на вопросы.

  1. С чего началась дружба Жилина и Дины? ( Жилин сделал Дине куклу)

  2. Как ведут себя Жилин и Дина во время первой встречи?

  3. Почему Дина стала доверять Жилину - пленнику, которого в ауле считали врагом? (Пожалел её, хотел развеселить, сделал куклу ещё лучше той, что разбила старуха)

  4. Что изменилось бы, если бы Дина испугалась наказания отца и не принесла бы шест Жилину? (Жилин не убежал бы, его убили бы, девочка страдала бы)

  5. Как вы относитесь к поступку Дины?

  6. Как бы вы поступили на места Дины?


- Оцените свою работу.

- Читаю отрывок из рассказа «Прощание Жилина и Дины»

Так прощаются настоящие друзья. Что же объединяет Жилина и Дину?

2)

Предлагаю исследовать это.

Заполните таблицу «Жилин и Дина. Общее и отличия» и сделайте вывод. Работать будете в группе. Поэтому распределите роли и приступайте к заданию. Сначала внимательно прочитайте инструкцию.

Время выполнения – 3 минуты, пока звучит музыка современного композитора Сергея Кузнецова «Сказка о дружбе».


По окончании работы дети прикрепляют ответы на доску к главному вопросу.


Итак, мы ответили на главный вопрос урока? Что мы определили этим ответом? ( Идею рассказа)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ГРУППЕ,


5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Скажите, тема дружба в рассказе Л.Толстого раскрывается только на основе взаимоотношений Дины и Жилина?А щё с каким героем связана??

Значит, для Л.Толстого очень важна эта тема. А для вас?

Продолжите одно из предложений:

Я узнал(а), что…

Я понял(а), что…

Дружба для меня – это…

Дома вы сможете порассуждать об этом подробнее.

6. Домашнее задание.

Напишите письмо герою (от своего имени или от имени героя рассказа), например «Спасибо, умница!»

или

ответить на вопросы учебника №6, 7, стр. 259


Ребята , возьмите свои листы достижений и оцените свою работу на уроке.

Полосок какого цвета у вас больше?

Я благодарю вас за сотрудничество. Может быть, с сегодняшнего урока начнётся и наша дружба? В благодарность за работу я дарю вам календарики. Встаньте. Урок окончен.



























Просмотр содержимого презентации
«Презентация к урокуГОТОВАЯ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева» Урок литературы в 5 классе Учитель русского языка и литературы Черепова Ольга Андреевна с. Александровское 2016 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева»

Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка и

литературы

Черепова Ольга Андреевна

с. Александровское

2016 г.

ЖИТЕЛИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА РУТУЛКА АВАРЦЫ ЛАКЦЫ  НОГАЙКА КУМЫКИ ТАТЫ лезгинка табаса-ранка КУМЫЧКА

ЖИТЕЛИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

РУТУЛКА

АВАРЦЫ

ЛАКЦЫ

НОГАЙКА

КУМЫКИ

ТАТЫ

лезгинка

табаса-ранка

КУМЫЧКА

Кто это? Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая.  Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. 2 2

Кто это?

Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая.

Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев.

2

2

Прочитайте пословицы. Определите их тему. 1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. 2. Друга на деньги не купишь. 3. Друг познаётся на рати да при беде. 4. Для милого дружка и серёжку из ушка. Какая связь между героями рассказа, которых вы сейчас узнали, и темой пословиц?  Сформулируйте тему урока. 2 2

Прочитайте пословицы. Определите их тему.

1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

2. Друга на деньги не купишь.

3. Друг познаётся на рати да при беде.

4. Для милого дружка и серёжку из ушка.

Какая связь между героями рассказа, которых вы сейчас узнали, и темой пословиц?

Сформулируйте тему урока.

2

2

Тема урока  Дружба Дины и Жилина (По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)  Ключевые слова: роль, рассказ. 2 2

Тема урока

Дружба Дины и Жилина

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Ключевые слова: роль, рассказ.

2

2

Самооценка работы на уроке Розовая полоска: У меня всё получилось отлично! Жёлтая полоска: Я работал(а) хорошо! Голубая полоска: Я старался, но не всё получилось! Зелёная полоска: Мне было трудно, но в следующий раз всё получится!

Самооценка работы на уроке

Розовая полоска: У меня всё получилось отлично!

Жёлтая полоска: Я работал(а) хорошо!

Голубая полоска: Я старался, но не всё получилось!

Зелёная полоска: Мне было трудно, но в следующий раз всё получится!

Согласен – не согласен Значо к (+), если  вы согласны с утверждением , значок  (-),  если считаете его неправильным. 1. Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил. 2. Во время первой встречи Дина улыбнулась Жилину. 3. Дина в благодарность за куклу принесла Жилину молоко. 4. Во второй раз Жилин бежал вместе с Костылиным. 5. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.  2 2

Согласен – не согласен

Значо к (+), если вы согласны с утверждением , значок (-), если считаете его неправильным.

1. Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил.

2. Во время первой встречи Дина улыбнулась Жилину.

3. Дина в благодарность за куклу принесла Жилину молоко.

4. Во второй раз Жилин бежал вместе с Костылиным.

5. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.

2

2

2 2

2

2

НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ Сюжет Главная мысль произведения (рассказа, повести, стихотворения). Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов. Идея Эпизод Изображение одного события, имеющего начало и конец. Рассказ Цепь событий, происходящих в произведении. 2 2

НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ

Сюжет

Главная мысль произведения (рассказа, повести, стихотворения).

Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Идея

Эпизод

Изображение одного события, имеющего начало и конец.

Рассказ

Цепь событий, происходящих в произведении.

2

2

Динамическая пауза 2

Динамическая

пауза

2

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой

Проверьте по эталону Название эпизода «Адрес» эпизода 1. Первая встреча Жилина и Дины.  Гл. 2, стр. 237. 2. Жилин делает Дине куклы.  Гл. 3, стр. 241-242. 3. Дина помогает Жилину бежать.  Гл. 6, стр. 253-256.

Проверьте по эталону

Название эпизода

«Адрес» эпизода

1. Первая встреча Жилина и Дины.

Гл. 2, стр. 237.

2. Жилин делает Дине куклы.

Гл. 3, стр. 241-242.

3. Дина помогает Жилину бежать.

Гл. 6, стр. 253-256.

Беседа по вопросам  1. С чего началась дружба Жилина и Дины?

Беседа по вопросам

1. С чего началась дружба Жилина и Дины?

2. Как ведут себя Жилин и Дина во время первой встречи?

2. Как ведут себя Жилин и Дина во время первой встречи?

3. Почему Дина стала доверять Жилину – пленнику, которого в ауле считали врагом?

3. Почему Дина стала доверять Жилину – пленнику, которого в ауле считали врагом?

4. Что изменилось бы, если бы Дина испугалась и не принесла шест?

4. Что изменилось бы, если бы Дина испугалась и не принесла шест?

5. Как вы относитесь к поступкам Дины?  А как оцениваете слова Жилина: «Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют»? 6. Как бы вы поступили на месте Дины?

5. Как вы относитесь к поступкам Дины?

А как оцениваете слова Жилина: «Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют»?

6. Как бы вы поступили на месте Дины?

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой

Рефлексия Я узнал(а), что… Я понял(а), что… Дружба для меня – это…

Рефлексия

Я узнал(а), что…

Я понял(а), что…

Дружба для меня – это…

Домашнее задание Написать письмо герою рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» (от своего имени или от имени героя рассказа), например «Спасибо, умница!» (объём – 5-8 предложений, повторить тему «Письмо» - учебник «Русский язык», § 43) или ответить на вопросы учебника - № 6, 7, стр. 259.

Домашнее задание

Написать письмо герою рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» (от своего имени или от имени героя рассказа), например «Спасибо, умница!» (объём – 5-8 предложений, повторить тему «Письмо» - учебник «Русский язык», § 43)

или

ответить на вопросы учебника - № 6, 7, стр. 259.

Самооценка работы на уроке Розовая полоска: У меня всё получилось отлично! Жёлтая полоска: Я работал(а) хорошо! Голубая полоска: Я старался, но не всё получилось! Зелёная полоска: Мне было трудно, но в следующий раз всё получится!

Самооценка работы на уроке

Розовая полоска: У меня всё получилось отлично!

Жёлтая полоска: Я работал(а) хорошо!

Голубая полоска: Я старался, но не всё получилось!

Зелёная полоска: Мне было трудно, но в следующий раз всё получится!