СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зима в мире растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Зима в мире растений"»

 

Тема урока: «Зима в мире растений».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания о зимней природе в жизни растений.

Задачи урока:

- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

-развивать речь обучающихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, фотографии растений и их плодов (береза, осина, дуб, липа, клен, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).


Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., кроссворд, презентация, гербарий, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. 

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С. Есенин)

О каком же времени года идет речь?

(Слайд№4)

-А какие строки вам помогли понять, что мы будем говорить именно о зиме? (ответы)

Я вас приглашаю в гости к зиме.

- В начале давайте посмотрим небольшое представление по сказке В.Бианки.


Театрализованное представление.

Слайд № 5)

Заяц: Ишь - сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь.

Тетерев: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»

Заяц: Ой, кто это?

Тетерев: Не бойся, это я- тетерев. Кого это ты так ругаешь?

Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает

Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.

Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку, и деревья и землю застудил.

Тетерев: А ты знаешь заяц, я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, на деревья, кустарники да и задумываюсь.Осталось ли там, хоть что - нибудь живое? Не холодно ли деревьям в зимнее время? Как их можно различить, когда они все кажутся одинаковыми?

-Тише, тише! Не шумите! На все эти вопросы найдем ответы с ребятами во время урока.

А вы гости дорогие садитесь и послушайте.



Учитель. Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

                  * слайд

 Показываю гербарий и загадываю загадки.

1.Зелена, а не луг,                          

  Бела, а не снег,                                  

  Кудрява, а не голова (берёза)          

                                                         

2. Какое дерево мёдом богато? (липа)                                       

3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,

    Очень прямо я расту в высоту.

    Если я не на опушке,

     Ветви только на макушке (сосна)                                                              

4.У родственницы ёлки                                                  Б Е Р Ё З А

   Неколючие иголки.                                                Л И П А 

   Но в отличие от ёлки                                                С О С Н А

   Опадают те иголки (лиственница)                     Л И С Т В Е Н Н ИЦ А

                                                                                          ЕЛЬ

5. Зимой и летом зелена,

В лесу живёт она.

А на ней иголки

И коротки, и колки.

(Ель)                                О С И Н А

                                           М А Л И Н А

                                       З Е М Л Я Н И К А

6. Что за дерево стоит,                              

    Ветра нет, а лист дрожит? (осина)        

7.Бусы красные висят,                                                        

   Из кустов на нас глядят.                                                    

   Очень любят бусы эти      

   Дети, птицы и медведи. (малина)

 8. Я капелька лета на тоненькой ножке.

    Плетут из меня кузовки и лукошки.

    Кто любит меня, тот и рад поклониться,

    А имя дала мне родная землица  (земляника)


 Учитель. Какое ключевое слово спрятано в кроссворде?

Ученики: нашли ответ

Учитель: Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.


Учитель. Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.

                Нам поможет  кроссворд

Ученики.  деревья                     кустарники                  травянистые

                   берёза                                                  земляника

                   липа                               малина

                  лиственница                

                  сосна

           осина , ель                                                                                                                            


Учитель: какие названия деревьев вы нашли? На какие виды они делятся?

Какие кустарники нашли? Какие названия кустарников еще знаете?

А травянистым какие растения относятся? (лопух,крапива, мать-и-мачеха)

Молодцы , справились с заданием!!!!!

Учитель : а растут ли эти растения в нашем крае?


Учитель.  А теперь ребята работаем с учебником. Открываем стр 20 и читаем вопросы и отвечаем на них.    

Вопросы.  Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

Ответ.


Вопрос: Как выглядят зимой хвойные растения?

Ответ

             Вопрос: видели ли вы растения которые зимуют под снегом зелеными?

Ответ


Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.

Учитель. А какие ответы найдем по учебнику? Открываем стр 20 и читаем текст.

Учитель. Что узнали? О каких растениях идёт речь?

Ученики. Речь идёт о травянистых растениях, кустарниках и деревьях.

Учитель. Как зимуют травянистые растения?

Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.

Учитель. Что происходит с кустарниками?

Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.  

                                                      * слайд « Кустарники под снегом»

Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом  вкусные ягоды.

Учитель. А какое зачение имеет снеговой покров для растений?

Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.

Учитель. Ребята летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой сможете различать?

Ученики  

                                                                *слайд «Берёза». Гербарий.

Учитель. Ребята посмотрит на слайд, скажите это за дерево?

Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.


 Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола  под острым углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

Учитель: а это какое дерево?                                                           *слайд «Дуб» . Гербарий.

Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

Учитель: а здесь ?                                                          *слайд «Ива». Гербарий.

У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

       Учитель: а на следующей картинке?                                                    *слайд «Рябина». Гербарий.

 Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу.  Если нет плодов,  их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

                                 Учитель: а что скажете об этом дереве?                           *слайд «Липа». Гербарий.

 Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с  листочками- летучками.  

            Учитель: расскажите о следующем дереве?                                                           *слайд «Тополь». Гербарий.

  Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.

Учитель: у вас на столе лежат листочки с заданием выполняем самостоятельно задание.

Справились? Сейчас поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга.

Оцените работы друг друга.

Учитель: вас ждет еще одно испытание. Рассмотрите спилы деревьев! Что вы можете сказать о них?

Ответы детей

Учитель : увидели ли вы там кольца? Как вы думаете что значат эти кольца?

Ученики отвечают

Учитель: да ребята , по спилам мы может определить какое это дерево , возраст дерева, каких условиях они росли.

.

Ученики. Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ  и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже  северной стороны, а с южной - шире.


Учитель: ребята смогли ли мы ответить на вопросы тетереву и зайчику? Давай те спросим у них !

                                                                                     

. Рефлексия деятельности.

А вы как оценили свою работу?

Оцениваем работы смайликами!

Обратите внимание на слайд,

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Этот урок дал мне для жизни…

Больше всего понравились задания…



Домашнее задание:

1. вариант прочитайте текст в учбнике( с 20-23) ответить на вопросы в рубрике «проверим себя» (с 23)

2. вариант подготовить сообщение о вечнозеленых кустарниках

Благодарю за урок слайд