СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение преподавания фольклорного танца

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение преподавания фольклорного танца»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е.В. ОБРАЗЦОВОЙ»

города Салехарда











ДОКЛАД







Тема: Значение преподавания фольклорной хореографии















Автор: преподаватель

хореографических дисциплин

Русмиленко И. В.













Салехард – 2019 г.

Значение преподавания фольклорной хореографии


Школу русского фольклора народная педагогика создавала веками. Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Начало XXI в. отмечено интенсивным реформированием экономической, политической и культурной жизни России, результатом, которого стало законодательное закрепление направленности нашего общества на сохранение и поддержку национально-культурной самобытности входящих в него народов и, как следствие, – усиление этнокультурного компонента в содержании образования разных уровней. При этом задачи развития художественного образования вошли в сферу культурной политики России и выступили предметом активного научно-теоретического осмысления и практико-методического поиска.

В настоящее время большое внимание государства уделяется модернизации системы дополнительного образования детей на основе сохранения и совершенствования традиций российского художественного образования. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования, в том числе и школ искусств, является воспитание подрастающего поколения на основе нравственных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе освоения разных видов народного художественного творчества. Это отражено в ряде документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г., федеральной целевой программе «Культура России» на 2012-2018 гг., Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг. В частности, в Концепции декларируется необходимость поддержки детского и юношеского творчества, развития сети детских школ искусств как одной из важных составляющих регионального культурно-образовательного пространства.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов – одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. В детских музыкальных школах и школах искусств неоднократно предпринимаются попытки решить эту задачу путём фрагментарного ознакомления детей с традиционным народным творчеством. ДШИ г. Салехард не является исключением. Организация хореографического творчества является сегодня одним из основных направлений деятельности данного учреждений. Однако, несмотря на многогранность содержания хореографического образования, реальная практика обучения и воспитания в детской школе искусств свидетельствует, что этнохудожественное развитие личности требует к себе особого внимания.

Будучи синтетическим видом искусства в процессе своего культурно-исторического развития хореография, прошла ряд этапов – от народной к профессиональной и самодеятельной (любительской). Становление профессионального хореографического искусства постепенно привело к его подразделению на классическую хореографию (балет) и народный сценический танец. При этом русский фольклор (танцевальный, устно-поэтический, музыкально-песенный, декоративно-прикладной) не только выступил мощным фактором генезиса русской танцевальной культуры в целом, но и на протяжении периода становления профессионального хореографического искусства в России, начиная с ХVIII века и по наши дни, остался неиссякаемым источником сюжетов, образов и героев, воссозданных средствами сценического хореографического искусства. Именно такие духовно-культурные основы хореографии обусловливают её особый педагогический потенциал, который способен, на наш взгляд, выступить действенным средством в процессе организации этнохудожественного воспитания в учреждениях дополнительного образования. На хореографическом отделении фольклорный танец включен в цикл дисциплин как составляющая программы «Народно-сценический танец».

Духовная и нравственная сила фольклора и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к нему прикасается, сохраняя и оберегая наши традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В патриархальном обществе дети, естественно, были включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль. Характерная для прежних времен передача традиции от взрослых детям давно нарушилась. Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых, появились пространственная и психологическая разобщенность работающих родителей и детей, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Нет ни вечерней сказки бабушки, ни колыбельной матери. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, Роду, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии со вселенной, частью которой являемся мы - человечество.

Как известно, сущность природы человека заключается в созидательном характере его деятельности. Именно эта особенность должна стать объектом постоянной заботы взрослых, ибо именно в детстве проявляется огромная естественная потребность человека в познании мира, в самостоятельном опыте. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является фольклор. Наполненные творчеством учебные занятия, органичная связь в них пения, игры, пластики и других видов художественного самовыражения, помогает ребенку ощутить момент истинного творчества, вкусить его радость, сделать творчество такой же потребностью души, какую испытывают подлинные носители народной культуры.

Изучение фольклорной хореографии позволяет познакомить учащихся с музыкальным фольклором, историей, устным народным творчеством, обычаями, обрядами, праздниками. Так как фольклор это симбиоз нескольких искусств. Гармоничное соединение в фольклоре пения, танца, игры на народных инструментах и  драматического действия открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества на другой. Тем самым, фольклор можно рассматривать как один из видов психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей. А также дает возможность для развития воображения и фантазии, формирования творческого мышления у детей, их эмоциональной сферы, развития эмпатии, как глубоко нравственной черты человека.

Изучая фольклор, учащиеся каждый раз могут убедиться в чистоте и мудрости нашего народа, в красоте и искренности народного танца. Тем самым можно говорить о создании условий для пробуждения  генетической памяти детей, глубинного интереса и любви  к истории и традициям своей  Родины.


Методика преподавания фольклорного танца в детской школе искусств


Методика преподавания фольклорного танца базируется на общепринятых педагогических принципах. Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

В педагогической науке сформулирована классификация педагогических принципов:

  • Принцип природосообразности. Правила осуществления принципа природосообразности: педагогический процесс следует строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений; направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

  • Принцип гуманизации - принцип социальной защиты растущего человека, принцип «очеловечивания» отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический нроцесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

  • Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. 

  • Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

  • Принцип культуросообразности - максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).

  • Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнения всех сфер жизнедеятельности.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей. Урок является основной формой организации учебного процесса. Урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль преподавателя и учащихся.

При организации и проведении занятий по предмету «Фольклорная хореография» необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Принцип сознательности и активности. В его основе лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения учебного материала.

Принципа сознательности и активности предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

  • Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе – строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Принципа наглядности предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;

  • Принцип доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Принципа доступности требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям.

От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;

  • Принцип систематичности и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков – они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Принцип систематичности предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников

  • Принцип прочности. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

  • Принцип научности. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации учителями принятого содержания.

  • Принцип связи теории с практикой. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Для реализации педагогического процесса используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);

  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

За последние годы издано достаточное количество образовательных программ и методических пособий по обучению и воспитанию детей средствами традиционного народного искусства. Такие издания предоставили нам г. Москва, Калуга, Пермь, Курск. Материал этих изданий необходимо адаптировать к региональным особенностям фольклорного материала и использовать педагогам в своей образовательной деятельности.

Выводы

На сегодняшний день приоритетным является воспитание подрастающего поколения на основе нравственных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе освоения разных видов народного художественного творчества. Это отражено в ряде документов.

При составлении программ работы отделения НХТ необходимо руководствоваться ФГТ (федеральными государственными требованиями), где прописаны все требования к содержанию, структуре, условиям реализации программы и сроку обучения по этой программе.

Изучение фольклорной хореографии позволяет познакомить учащихся с музыкальным фольклором, историей, устным народным творчеством, обычаями, обрядами, праздниками. Так как фольклор это симбиоз нескольких искусств.

Методика преподавания фольклорного танца базируется на общепринятых педагогических принципах.

Для реализации педагогического процесса используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, аналитический, эмоциональный, индивидуальный подход к каждому ученику