СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знай свои права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет позакомить учащихся младших классов с  правами и обязанностями граждан России.

Просмотр содержимого документа
«Знай свои права»



Конспект воспитательного занятия «Знай свои права»

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с основными правами человека.

  2. Применить полученные знания в игровой деятельности.

  3. Способствовать воспитанию законопослушного гражданина



Ход занятия.

Действующие лица: Педагог, Там-Там, Мне-Мне.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с правилами, которые определяют, как можно поступить человеку и как нельзя. Эти правила называются правами человека.

Правило №1. Каждый должен соблюдать правила.

На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах.

Правило №2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Там-Там. Недавно жена моего соседа не разрешила сыну делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться не обязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее правило об образовании.

Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.

Мне-Мне. А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от нее больше пользы, чем от какого-либо другого труда. А сосед настаивал на рыбалке – рыба полезнее и вкуснее, а охота – это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвертое правило про труд.

Правило №4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.

Там-Там. Три дня тому назад меня хотели побить за то, что забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моем месте?! Все согласились и приняли пятое правило – против бесчеловечного обращения.

Правило №5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению.

Мне-Мне. А как-то вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал руки бедняге, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое – о произвольном аресте.

Правило №6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту. Задержанию или изгнанию.

Там-Там. А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешения войти. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А все из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел никто попасть из жителей острова, и мы приняли седьмое правило – о неприкосновенности жилища.

Правило №7. Каждый человек имеет правона неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь, посягательств на честь и репутацию.

Мне-Мне. И еще одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер – о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь тоже самое.

Правило №8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать имущества.

Педагог: Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что их жизнь станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила – законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми.

Закрепление в виде игровых заданий

Ребятам предлагается в отрывке из сказки (литературного произведения) найти случай нарушения прав человека, вспомнить правило и придумать выход из затруднительной ситуации.

В каких сказках нарушены правила? («Теремок». Русская народная сказка – правило №7; А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» - правило №3).

Ребятам предлагается собрать разрезанную картинку и определить из какой она сказки. Соотнести с одним из правил.

Педагог: 10 декабря 1948 года был принят документ, который назывался «Всеобщая декларация прав человека». Она насчитывала более 30 статей-правил. Среди них и те восемь правил, которых было достаточно древним людям. Декларация ООН для всех стран мира. А в России был принят закон – Конституция, который определяет права и обязанности граждан России. Принят он 12 декабря 1993 года.

Мы с вами теперь знаем, по каким правилам должны жить люди, чтобы всем было хорошо. Но и сейчас иногда, к сожалению, эти правила (права) нарушаются.