Урок-практикум «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум» в 11 классе.
(с использованием № 150 «Моя школа»)
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Цель методической разработки: достичь образовательных результатов: предметный результат: закрепить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация», ликвидировать пробелы в знаниях при выполнении заданий № 20, №19 ЕГЭ
метапредметный результат: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия; развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь), учебно-информационные умения (навыки работы с текстом и компьютером); личностный результат: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; психологическая подготовка к сдаче экзамена по русскому языку.
Задачи урока через планируемые результаты:
Познавательные: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
Коммуникативные и личностные: сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Информационная компетенция учащихся проявляется при работе с компьютером (выполнение заданий из «Открытого банка заданий ЕГЭ» на сайте fipi.ru) на этапе закрепления, а также при выполнении заданий на образовательной платформе – работа с кейсом «Моя школа» и использование учебника «Русский язык.11 класс Гольцова»..
Формы работы обучающихся:
чтение и обсуждение текста;
проверка домашнего задания (мотивация и целеполагание);
закрепление теоретического материала;
работа в группе парах индивидуальная работа;
контроль и самокоррекция;
домашнее задание;
рефлексия (подведение итогов урока)
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, слайдовая презентация к уроку, тестовые задания № 20, 19 на образовательной платформе «Моя школа», оценочные листы, информационные материалы.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Добрый день. Всем мира и добра! Желаю с пользой провести сегодняшнее время урока. Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения.
2. Мотивация учащихся
- Начну нашу работу с чтения притчи «Ложка»
Один молодой человек пришел к своему духовному наставнику и сказал:
- Учитель, Вы советовали мне мысленно повторять фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Я произношу ее каждый день помногу раз, а радости в моей жизни как не было, так и нет; я так же одинок, как и был... Что же мне делать?
Мудрец молча положил перед юношей первые попавшиеся под руку предметы - ложку, кружку, свечу - и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это пять раз... - попросил старец.
- Я выбираю ложку, - произнес юноша пять раз.
- Вот видишь, - сказал учитель, - повторяй ты хоть миллион раз в день, что выбираешь ложку, она не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ее. Надо сделать движение...
Ребята, Какая проблема поднимается в ней? ( проблема человеческого бездействия, надо действовать, непрерывно учиться, учиться на своих ошибках; быть целеустремлённым, даже в трудной ситуации. Если человек не прилагает никаких усилий, то и положительного результата ни в чем не будет)
с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ Я ПРОЧИТАЛА ЭТУ ПРИТЧУ? Каким вы хотите видеть урок? ( Думаю, чтобы урок был полезным, плодотворным, надо развивать свои знания и навыки, надо работать, вникать вдумчиво в задания).
3. Постановка темы и целей урока.
Посмотрите на доску, здесь схемы, которые вы составили при выполнении домашнего задания. И на уроке вам придется их составлять, анализируя предложения. Попробуем сформулировать тему и цели урока, исходя из этой записи. Какова тема?
- Какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть?
(самостоятельно определяют учащиеся)
будем выявлять особенности СП с разными видами связи;
закрепим знания о постановке знаков препинания в СП с разными видами связи;
будем формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания,
отработать на практике знания и умения выполнять задания 20 ЕГЭ;
Настроить себя на хороший результат.
Почему тема так для нас важна? (накопленные знания нужно будет применить эти знания на практике– в ЕГЭ задания №20,19.
- Ребята, радует, что вы осознаете это.
Поэтому предлагаю урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
4. Вступление в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Актуализация опорных знаний.
по данной теме (Мозговой штурм)
на доске составляем кластер, по ходу задаю вопросы... СП Бессоюзное Созное - Сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи делятся на такие группы Сочинение +подчинение Сочинение +бессоюзная связь Подчинение +бессоюзная связь Сочинение +подчинение +бессоюзная связь | Мозговой штурм Теоретический опрос. +Какие предложения называются “ сложными”? +На какие 2 группы делятся сложные предложения? ( к доске выходит…) +Какие предложения являются бессоюзными? - Какие вы знаете союзные предложения? - Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? +Какие предложения называются сложноподчиненными? - Какие предложения называются сложносочиненными? - Камкой сочинительный союз может быть и соединительным, и противительным ( да) +++Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений. (Сложное предложение с различными видами связи) |
Зачем нам сложные предложения, неужели нельзя пользоваться простыми? (Чтобы мы могли строить сложные мысли. Сложные предложения позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова. Они делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.)
б) Проверка домашнего задания.
- Вам дома нужно было поработать с кейсом на образовательной платформе «Моя школа», вспомнить правила, проанализировать предложения и записать по одному предложению на предложенные правила. Ребята, скажите, при выполнении индивидуального домашнего задания, какое задание, на ваш взгляд, нужно сегодня повторить? Открываем учебник – помощник, работаем по тетради и учебнику
Работа по табличке с примерами (использует учебник и тетрадь)
Работа по табличке с примерами (учебник, тетрадь). В каких случаях не ставитя в СПП
Работа по табличке с примерами (учебник) Постановка знаков препинания на стыке между союзами в СП с разными видами связи ( - Посмотрите на таблицу, прочитайте предложение. Сколько предикативных частей. Объясните постановку запятой. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ….Измените предложение, чтобы без запятой….)
ССП ( по учебнику)
( Выступление ребят, используя слайдовую презентацию, учебник, используя Алгоритм выполнения задания №20, которые лежат на парте).
Задаю дополнительные вопросы.
5. ФИЗМИНУТКА
- Устали, пришло время отдохнуть глазам. Переведите взгляд – посмотрите в окно – сегодня прекрасный зимний день, а теперь быстро моргаем…
6. Применение изученного материала на образовательной платформе «Моя школа».
В конце урока вы получите накопительную оценку, впереди несколько видов работ по теме. Мы повторили весьма важный материал, надеюсь, что успешно справитесь с выполнением одних из наиболее трудных заданий ЕГЭ – №20 . Будьте внимательными. Открываем образовательную платформу «Моя школа» урок № 150, работа на платформе.
1)Работа в паре
Образовательная платформа, задание №1 .Читаем задание. (Установление соответствия между пунктами правил постановки знаков препинания в СП с разными видами связи). Предварительно знакомлю с оцениванием (на доске)
100%– 5
80 – 4
60% - 3
ниже 60 - 2.
2) Индивидуальная работа.
Выполнение заданий в формате ЕГЭ на образовательной платформе «Моя школа». (программа проверяет, не забываем нажимать «сохранить»). На доске оценивание:
100%– 5
80% – 4
60%- 3
ниже 60 - 2).
7. Проверка приобретённых знаний и навыков
Диагностика, самодиагностика на образовательной платформе «Моя школа». (программа проверяет, не забываем нажимать «сохранить»). На доске оценивание:
100%– 5
80% – 4
60%- 3
ниже 60 – 2).
( ОШИБКА!! Отстаиваем своё мнение)
8. Рефлексия.
-Выполните рефлексию своей деятельности. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
-Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка с комментарием)
Знание выше простой информации, а мудрость - это больше, чем знание;
стать мудрым можно лишь тогда, когда овладеешь информацией, суммой знаний и опытом. Мудрый человек, обладая знаниями и подкрепив их опытом, становится по-настоящему УСПЕШНЫМ!
9. Домашнее задание
На выбор: учебник Гольцова: стр 167 Рубрика «Готовимся к ЕГЭ»в тетради или упр 131 стр 182, или Образовательная платформа «Моя школа» тест «Книги»