Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Знакомства с буквой Лл и звуками [Л], [ЛЬ]
Образовательные задачи:
Ознакомление с буквой Лл и звуками [Л], [Ль]
Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой, закрепление представлений о твердости и мягкости согласных.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Совершенствование навыков печатания.
Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки).
Воспитательные задачи:
- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, тетради по количеству детей, пеналы с цветными карандашами, предметные картинки. Чудо-дерево и слоги на липучках.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: (звонит в колокольчик):
- колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок!
1. Организация круга.
2. Утреннее приветствие (дети в кругу)
«С добрым утром, ясным днем
Вместе с солнышком встаем
С добрым утром, с ясным днем
Очень весело живем!
1. Упражнение «подбери схему»- развитие навыков звукового анализа (дети сидят за столами)
- Ребята, перед каждым из вас лежит предметная картинка. А на доске находятся звуковые схемы. Посмотрите на картинке назовите их: галка, лампа, стол, стул, лук, лыжи, волк .
-Хорошо, а теперь рассмотрите звуковые схемы на доске и поставьте свою картинку од нужную схему. ( дети выполняют задание, педагог помогает)
Молодцы, это было сложное 1 задание.
- А какой общий согласный звук есть в этих словах (звук Л)
- Об этом звуке, звук [Ль] букве, которая их обозначает, мы и поговорим сегодня.
III Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на странице 21.
- Что вы видите в верхней части страницы ( лук, лопату и буква Лл)
- Подумайте, какими карандашами вы раскрасите букву Лл, какими карандашами раскрасите картинки. (дети выполняют задание, педагог оценивает)
- Теперь возьмите в руки простые карандаши. Давайте напишем заглавные буквы Л в тетрадях, посмотрите, как я напишу на доске. Сначала я пишу одну палочку сверху вниз слева, а потом пишу вторую палочку сверху вниз справа. «Напишите» такую же букву Л воздухе (дети прописывают букву Л в воздухе)
- теперь можете прописать заглавную букву Л в тетрадях (аналогично прописывают строчную букву Л)
- А сейчас прочитайте слова на второй строчке и напишите их по образцу (дети выполняют, педагог оценивает)
- Упражнение «Закрась квадрат»- развитие фонематических представлений ( определение места звука [Л] в словах.
- Что нарисовано в верхней части страницы? (стол, лодка, колобок)
- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующей месту звука [Л] в названии картинки (дети выполняют задание, педагог оценивает).
- А теперь назовите предметы во втором ряду (лейка, соль, лампа)
-Обозначьте место звука [Ль] в этих словах зеленым квадратом.
- Ребята, молодцы!
Физминутка.
- Следующее задание выполним и в тетради и на доске (на доске картинки ламы и лисы)
- дети, нам нужно выполнить звуковой анализ слова. ( В слове лама два слога, четыре звука, два гласных, два согласных первый звук – ТВ., согл., второй – гласный, третий звук – согл., ТВ., четвертый звук [А] – гласный. (аналогично выполняют звуковой анализ слова лиса, один ребенок на доске, остальные в тетрадях)
- Ребята молодцы, закройте тетради.
- Теперь поиграем в игру «Чудо-дерево» - (совершенствование навыка составления слов из данных слогов и чтение полученных слов)
Педагог помещает на магнитную доску пособие чудо-дерево со слогами лу, на, па, ли, пал, кА, по, ля.
- как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
А на листочках дерево-слоги.
Давайте попробуем все вместе составить из этих слогов слова.(дети выполняют задание)
-Прочитайте полученные слова (луна, липа, палка, поля).
Окончание занятие: педагог предлагает детям перечислить выполненные задания, высказать свои впечатления от занятия.