ДО № 10 «Алма»
Логопед: Балмагамбетова.Г.К.
Конспект занятия Звук и буква « Ш ш »
Тема: Звук и буква Ш ш.
Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву Ш ш.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
III. Работа по теме.
Развитие фонематического слуха.
а) краткая характеристика звука и буквы Ш;
Ш – глухая парная согласная буква; шипящий звук.
При произнесении звука “Ш”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
средняя часть спинки языка прогибается,
задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.
“Дудочка” С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек” Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Чашечка” Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Лопатка” Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
Дыхательная гимнастика
б) Работа по карточке
в) Складывание буквы «Ш» счетными палочками
- выделить звук и букву Ш в слогах.
Ша – шо – шу ши – ше – ше
Шо – шу – ша ше – ши – шо
Шу – шо – ша ши – шу – ше
Ше – шу – шо шу – ши – ша
- выделить звук и букву Ш в словах.
Шар, шило, шапка, шорох, мешок, машина, шуба, шутка, мишень, решение, Даша, Маша, Алёша, шуруп, чешуя, шкурка, шлак, шинель, шляпа, шлюпка, шлем, шнурок, шпион, штурвал.
Произношение чистоговорок со звуком «Ш» Д/и «Домик для звуков» , «Раздели на слог»
Д/и «Один много»
Физминутка : «Незнайка»
Наш Незнайка потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Видно шляпу не нашел.
Чтобы шляпу нам достать надо на носочки встать.
IV. Итог занятия.