СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗВУКИ [б], [б'). БУКВЫ Б, б

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте в 1 классе по "Букварю" Т. М. Андриановой

Просмотр содержимого документа
«ЗВУКИ [б], [б'). БУКВЫ Б, б»

Тема урока. ЗВУКИ [б], [б'). БУКВЫ Б, б («Букварь», с. 48)

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления уча­щихся с парными (по твердости - мягкости) согласными звука­ми [б], [б'] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: читать слова; восста­навливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре), составлять слово из первых букв на­званий предметов.

Личностные: выстраивают добрые отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одно­классниками результат своих действий, вносят соответствую­щие коррективы.

Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логи­ческие - осуществляют анализ пословицы, дают характеристику звуку.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

II. Постановка учебной задачи.

Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву Б; путешествие по «маршрутному листу» (с. 22-23).

- Какие слова на букву Б вы запомнили? (Называют слова.)

- Послушайте текст и отгадайте, кто придет сегодня к нам на урок.

Чтение отрывка из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

«Давным-давно в городке на берегу моря жил старый столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено для топки очага в зимнее время.

- Неплохая вещь, - сказал сам себе Джузеппе, - можно сма­стерить из него что-нибудь вроде ножки для стола.

Джузеппе надел очки, повертел в руке полено и начал его тесать топориком.

Но только он начала тесать, чей-то очень тоненький голосок пропищал:

- Ой-ой-ой! Потише, пожалуйста!

Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую - никого...

- Неужели мне почудилось? - подумал Джузеппе. - Кто бы это мог пищать?..»

- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (Пищал Буратино.)

- С какого звука начинается имя героя сказки? (Со звука [б].)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о звуках [б], [б'] и букве, которая их обозначает, читать слова и предложения.)


III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью учебника.

1. Работа с иллюстрацией к сказке.

- Главного героя сказки зовут Буратино. Его имя начинается со звука [б].

- Какая буква: большая или маленькая - нужна Буратино? (Большая, с нее начинается его имя.)

- У каких героев этой сказки имена также начинаются с это­го звука? (Кот Базилио, Карабас-Барабас.)

- Есть ли у звука [б] парный мягкий звук? Докажите. (Белка.)

2. Знакомство с графическим образом буквы Б.

- Обратите внимание на особенности графики печатных и письменных букв Б, б.

- Буквой Б обозначаются твердый и мягкий согласные звуки и, [б'].

- Посмотрите на эти буквы. А на что похожа эта буква? (Вы­сказывают свои предположения.)

- Буква Б напоминает перевернутый ключик.


Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Ба-ба-ба,

На избе была труба.

Бу-бу-бу,

Побелили мы трубу.

Бе-бе-бе,

Белый голубь на трубе.

Бы-бы-бы,

Голубь улетел с трубы.

- Послушайте, что написал о букве Б автор многих детских книг Владимир Степанов.

Буква Б проснется рано,

Буква Б - бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

- На что здесь похожа буква 5? (Бочонок с краном.)

- Назовите слова, где буква Б в начале слова, в середине, в конце слова.

- Осталось заселить эту букву в ленту букв. Какой домик выберем для нее? (Сине-зеленый.)

- Почему? (Потому что буквой Б обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [б], [б'].)

- Давайте еще раз произнесем эти звуки. (Произносят: [б], [б'].)

- Мы совсем забыли про нашего гостя. Он пришел не с пус­тыми руками - у него письмо. Что же в нем написано?

Читают: «Выполните, пожалуйста, физминутку про меня».

- Выполним его просьбу? Все встали, вышли из-за парт.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

3. Чтение слов в столбиках.

-Б-название второй буквы в алфавите.

- Чем различаются на письме слова второго столбика? (Бук­вами, обозначающими гласные звуки.)

- Назовите в словах второго столбика общие буквы. (Б, л.)

- Наблюдаем в третьем столбике за изменением слов. (До­бавляется один слог.)

- Продолжите этот ряд: собрал, выбрал, подобрал, разобрал… (Все эти слова близки по смыслу.)

- Придумайте предложения с этими словами. (Составляют предложения.)

- А близки ли по смыслу слова последнего столбика? (Эти слова просто похожи по звучанию.)

4. Словарная работа.

- Бар - отделение в стенке или в шкафу, а также небольшое кафе.

- Баран - дикое или домашнее животное.

- Барабан - ударный инструмент.

5. Работа с текстом.

- Можно ли считать текст скороговоркой? Докажите. (Чет­ко, быстро произносится.)

- Последнее предложение (звуки барабана) можно озвучить, не используя речь. Для этого необходимо вместо слов ритмично простучать по парте: один удар - два удара, один - два, один - два.

IV. Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль сво­их действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Мы топаем ногами, Мы топаем ногами:

Мы хлопаем руками, Топ, топ, топ.

Киваем головой. Мы хлопаем руками:

Мы руки поднимаем, Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки опускаем, Мы руки разведем

Мы кружимся потом. И побежим кругом.

V. Работа с вариативной частью учебника.

1. Работа со стихотворением Э. Мошковской «Гром».

- А теперь послушайте, какие похожие звуки издает гром в стихотворении Э. Мошковской «Гром».

Бом! Бом! Мы ответа очень

Стукнул гром. Ждем!

Слышен голос грома: Мы стоим уже в дверях!

-Бум-бум-бум! Вы дома? Отвечайте!

Можно мы войдем Бах-бабаххх!!!

С дождем?

2. Словообразование с использованием рисунков.

- Рассмотрите рисунки. Расшифруйте слова. Придумайте пред­ложения с этими словами.

- Забил (мяч в ворота).

- Прибил планку (подбил дощечку).

- Разбил (мячом стекло).

3. Задание повышенной сложности. Интеллектуальный марафон.

- Назовите первые буквы в словах, обозначающих нарисо­ванные предметы. Составьте из этих букв имя сказочного героя. (Буратино.)

4. Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Без терпенья нет уменья».

- На какую букву начинается пословица? (На букву Б.)

- Сколько таких букв в пословице? (1.)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Дети высказывают свое мнение.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы! Хорошо поработали на уроке!

- Что нового узнали?

- Какие звуки обозначает буква Б?

- Чем запомнился урок?

- Что вызвало затруднения? (Ответы детей,)