СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д и а г н о с т и к а уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Д и а г н о с т и к а уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся»

Мария Ступницкая

Д и а г н о с т и к а

уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся

Что происходит, если человек употребляет в пищу самые разнообразные и полез- ные продукты, но при этом у него не вырабатываются ферменты, необходимые для их переработки и усвоения? В лучшем случае он ощущает, говоря словами рекламы, «дис- комфорт и тяжесть в желудке».

Эта аналогия приходит в голову, когда думаешь о сегодняшней школе. Каких толь- ко кушаний (учебных предметов, спецкурсов, профилей, факультативов) она не предлага- ет учащимся! А вот ферментов для усвоения такого изобилия нет — нет необходимых способов усвоения знаний, которые помогли бы насладиться всем этим разнообразием.

Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота.

Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, хо- лодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить. (Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. М., 2003).

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки, без которых невозможна успешная учеба. Это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной дея- тельности.

Общеучебные умения и навыки (ОУН) потому и называются общеучебными, что являются универсальными для большинства школьных предметов способами получе- ния и применения знаний, в то время как предметные знания, умения и навыки (ЗУН) яв- ляются специфическими для каждой учебной дисциплины. Проще говоря, если ЗУНы

— это цель обучения, то ОУНы — его средства.

Предметным ЗУНам учителя традиционно уделяют весьма пристальное внимание. Это и понятно — все проверочные, самостоятельные, контрольные работы, да и итоговые экзамены направлены на проверку предметных ЗУНов. О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине. Большинство учебных про- грамм не позволяет тратить драгоценное время урока на специальные упражнения для со- вершенствования ОУНов. Поэтому они чаще всего формируются в ходе учебной работы стихийно.

Попробуем разобраться, можно ли придать этому процессу целенаправленный характер и для начала осуществить диагностику того, как формируются ОУНы у наших учащихся.

Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?

«Словарь практического психолога» (сост. СЮ. Головин. Минск, 1997) предлагает такие формулировки: «Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык — автомати-

зированное действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение, то есть навык первичен по отношению к умению.

Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык — это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем уме- ние. Если умение — это способность выполнять действие, еще не достигшая наивысшего уровня сформированности, осуществляемая полностью под контролем сознания, то навык

— это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня сформиро- ванности, осуществляемая автоматически, без контроля со стороны сознания. То есть способность выполнять какое-либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг. В процессе обуче- ния и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фик- сироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.

Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий — написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.

Таким образом, связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в сле- дующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладе- ния этим действием — «умение», которое по мере совершенствования переходит в

«навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По-видимому, не стоит разделять понятия

«умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, по- скольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «ин- струментов» учебы, которыми пользуется ученик.

Существует множество вариантов классификации ОУНов. Нет смысла перечис- лять и описывать все. Мы выделяем три группы общеучебных умений и навыков, кото- рые пронизывают все виды учебной деятельности, — это интеллектуальные, организа- ционные и коммуникативные.

В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики ОУНов, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контроль- ные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагно- стических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. Любой школьный психолог хорошо представляет себе, как относятся учителя к предложению провести дополнительную проверочную ра- боту по своему предмету.

Предлагаемые нами диагностические мероприятия не потребуют от детей никаких усилий. Учителям же предлагается принять участие в экспертном опросе, который не по- требует много времени. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психоло- гом.

Данную диагностику уровня сформированности ОУНов имеет смысл проводить начиная с 5-го класса. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» школьника, основные способы его учебной деятельности формируются примерно к нача- лу учебы в основном звене школы.

В опросе принимают участие 6-8 учителей, ведущих уроки по основным предме- там и работающих в данном классе не менее 2-3 месяцев. Лучше, если это будут опытные педагоги, у которых вся процедура займет не более часа.

Каждый учитель получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы»,

«Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняет в соответ- ствии с инструкций. Ниже предлагается текст опроса, ключ для обработки полученных данных, описание результатов диагностики и рекомендации для учителей по использова- нию этих результатов.

Опросные листы (Методика М. Ступницкой)


Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные (интел- лектуальные, организационные, коммуникативные) Умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.

Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые Вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходя- щую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Спасибо!


Интеллектуальные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся









1. Восприятие информации

1.1. Устную инструкцию воспринимает:

4

с первого предъявления









3

нуждается в дополнительных разъяснениях









2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым кон- тролем усвоения









1

не воспринимает устную информацию









1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:

4

самостоятельно









3

нуждается в разъяснениях









2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым кон- тролем усвоения









1

не воспринимает письменную информацию









2. Интеллектуальная обработка информации

2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

способен выделить самостоятельно









2

нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах









1

испытывает значительные затруднения









2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

способен выделить самостоятельно









2

нуждается в помощи









1

испытывает значительные затруднения









2.3. Темп интеллектуальной деятельности:

3

выше, чем у других учащихся класса









2

такой же, как у других учащихся класса









1

значительно снижен









  1. Результативность интеллектуальной деятельности

    1. Результат получает:

4

успешно (рационально, эффективно); воспроизводит пред- ложенный учителем алгоритм









3

оригинальным творческим способом









2

нерациональным («длинным») путём









1

путём подгонки под ответ («методом тыка»)









3.2. Предъявление результата:

4

способен дать развёрнутый ответ и аргументировать своё решение









3

способен дать правильный ответ, но не может его обосно- вать









2

приходится «вытягивать» ответы









1

необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения









4. Самооценка результата работы:

3

способен дать объективную оценку результату своей рабо- ты, так как понимает суть допущенных ошибок









2

не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки









1

не может объективно оценить свою работу, так как не по-










нимает, что допустил ошибки










5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:

3

способен усвоить программу по вашему предмету в нор-

мативные сроки









2

для освоения программы требуется система дополнитель-

ных занятий









1

освоение программы по различным причинам затруднено









Общий балл:











Обработка данных опроса (ключ)


Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку

«Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса по данной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале

«Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы — условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).


Баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа


9-15

баллов

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (уст- ной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обра- ботке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражение снижены. Результат ра- боты чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные за- труднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаго- вым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке ин- формации необходима значитель- ная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, форми- ровать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения боль- шинства учебных предметов тре- буется система дополнительных занятий.

Средняя группа


16-23

балла

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснени- ях. При интеллектуальной обработке информации требу- ется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоя- тельно нерациональным, «длинным» путем. Давая пра- вильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объ- ективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит

допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирую- щую помощь. Необходимо раз- вивать способность действовать рациональными способами, уме- ние аргументировать свою пози- цию, обосновывать полученный результат. Следует совершен- ствовать умение объективно оце- нивать свою работу.

Сильная группа


24-31

балл

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Спо- собен самостоятельно выделить новое и главное при ин- теллектуальной обработке учебного материала. Темп ин- теллектуальной деятельности несколько выше, чем у дру- гих учащихся. Результат работы получает, успешно вос- производя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Спосо- бен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументи- ровать свою позицию. В большинстве случаев может дать

объективную оценку результату своей работы, так как по- нимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять твор- ческий подход к решению учеб- ных задач, развивать познава- тельный мотив.


Организационные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся









1. Получив задание:

3

планирует работу до её начала









2

планирует действия в ходе работы









1

вообще не составляет плана









2. Вопросы, уточняющие задание:

4

не нуждается в дополнительных пояснениях









3

задаёт до начала работы









2

задаёт в ходе работы









1

не задаёт, хотя и нуждается в пояснениях









3. Выполняя задание:

4

точно придерживается плана









3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последова- тельность действий









2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нару- шает порядок действий









1

работает хаотично, без плана









4. Завершая задание:

3

обязательно добивается запланированного результата









2

не доводит работу до окончательного результата









1

довольствуется ошибочным результатом









5. Закончив работу:

4

проверяет её результат, находит и исправляет ошибки









3

результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом









2

результат не проверяет, так как всегда убеждён в его пра- вильности









1

результат проверяет, но ошибок «не видит»









6. Помощь в работе:

4

не нуждается









3

нуждается и принимает









2

нуждается, но не умеет пользоваться









1

нуждается, но не обращается









Общий балл:











Обработка данных опроса (ключ)


В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 баллов).


Баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа


6-10

баллов

Затруднено осмысление учебной задачи как цели дея- тельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняю- щих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. Притом, даже проверяя резуль- тат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратить- ся за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной дея- тельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имею- щимся планом. По завершении работы следует побуждать ре- бенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать само- оценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользовать-

ся.

Средняя группа

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирова-

Нужно оказать учащемуся ор- ганизующую и стимулирующую


11-16

балла

ние и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе

работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов ра- боты, не всегда способен выбрать оптимальный. При реа- лизации плана работы отступает от него в деталях, сохра- няя общую последовательность действий. Завершая рабо- ту, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольству- ется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею вос-

пользоваться.

помощь. Необходимо развивать навыки планирования собствен- ной деятельности и способность действовать в соответствии с пла- ном, умение выбирать оптималь- ный алгоритм работы. Также сле- дует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная группа


17-22

балл

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей дея- тельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осу- ществляя работу, точно придерживается имеющегося пла- на или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя об- щую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. За- кончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошиб- ки. В случае необходимости способен обратиться за необ-

ходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоя- тельность в учебной работе, по- ощрять найденные ребенком ори- гинальные и рациональные спосо- бы организации собственной ра- боты.


Коммуникативные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся









1. Изложение собственных мыслей:

3

может самостоятельно донести свою мысль до других









2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов









1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов









2. Ведение дискуссии

2.1.Способность отвечать на вопросы:

4

обычно отвечает, давая развёрнутый ответ









3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ









2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения









1

практически не может самостоятельно отвечать на вопро- сы









2.2. Способность задавать вопросы:

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы









2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений









1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику









2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3

способен выделить самостоятельно









2

нуждается в помощи









1

испытывает значительные затруднения









3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)

3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию:

3

обычно отстаивает свою позицию аргументировано









2

не всегда аргументировано отстаивает свою позицию









1

как правило, не может аргументировано отстаивать свою позицию









3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости









3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию










2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага










1

не может гибко (разумно и осознанно) менять свою пози- цию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага









3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы









2

не всегда может подчиниться решению группы









1

как правило, не подчиняется решению группы









4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения

(способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе обще- ния









2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе об- щения









1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения









Общий балл:









Обработка данных опроса (ключ)


В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 баллов).


Баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа


8-13

баллов

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращен- ные к нему вопросы, а также самостоятельно формулиро- вать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать соб- ственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особен-

ностей ситуации общения.

Необходимо развивать при- емы участия в дискуссии, фор- мировать способность обосновы- вать свою позицию в споре, ви- деть общую цель группы и дей- ствовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистан- цию в ходе общения со взрослы- ми и сверстниками.

Средняя группа


14-20

балла

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему во- просы в связи с волнением (ограниченным словарным за- пасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппо- ненту, бывает некорректен. В ходе общения может нару- шать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения из- лагать свои мысли, формулиро- вать вопросы собеседнику и от- вечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно ме- нять ее. Следует работать над

умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Сильная группа


21-16

балл

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопро- сы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет ар- гументировать свою позицию или гибко менять ее в слу- чае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает со-

циальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуника- тивных навыков.


Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный ха- рактер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.