Просмотр содержимого документа
«Дидактические задания по экологии»
Дидактические задания
21.03.17г.
Преподаватель «РСК» Фоменко В.Н.
Умение анализировать текст объединяет следующие группы умений:
Задание № 1.
1. Прочтите текст.
Божьи коровки могут обитать высоко в горах. Здесь, так же, как и в предгорьях, они все лето питаются тлями. Но зима в горах наступает рано. И с наступлением холодов божьи коровки спускаются в низины, где еще долго стоит теплая золотая осень и для божьих коровок продолжается богатое пиршество. Зимой божьи коровки, как и все другие насекомые, спят. Но вот пришла весна. И вот тут-то возникает противоречие. При достижении определенной температуры просыпаются и коровки, и тли. Но тлям еще нужно подрасти, чтобы удовлетворить гастрономические требования коровок. Для этого необходимо время. А коровкам питаться нужно сразу, как только они проснулись!
Вопрос
Объясните, как можно разрешить это противоречие?
Ответ
Поздней осенью божьи коровки перелетают высоко в горы и продолжают спать, пока там холодно. Пробуждаются они только тогда, когда в низинах тли уже «созрели».
Задание № 2.
1. Прочтите текст.
Воробьи – зерноядные, и в 1958 году в Китае их объявили вредными и решили уничтожить. Вот как описывают некоторые источники историю истребления воробьев. «Сделать это было нетрудно: воробей не в состоянии летать более 40 минут, и, если заставить его находиться в воздухе 40-45 минут, он умирает. Всё китайское население в назначенный час начало операцию «Воробей» - свистело, стучало и махало тряпками до тех пор, пока воробьи не попадали замертво». Из других источников известно, что для истребления воробьев использовали яды. Кроме того, воробьиные традиционно употребляются в Китае в пищу, поэтому немалую долю птиц просто съели. Если в первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в результате расплодившейся саранчи и гусениц, съевших подчистую все побеги в стране разразился голод. Пришлось срочно закупать этих птиц на Кубе и самолетами доставлять в Китай.
Вопрос
1.Как могло повлиять истребление воробьев на урожай следующего сезона?
2. Какая дальнейшая судьба была бы у популяции саранчи, если бы воробьев не завезли?
3. В виде схемы запишите влияние семейства воробьиных на урожай. (вписать семейство воробьиных, саранчу с гусеницами, увеличение урожая, уменьшение урожая).