Д. Н. Мамин - Сибиряк
«Приёмыш»
Литературное чтение
4 класс
УМК «Школа России»
Литературное чтение
4 класс
УМК «Школа России»
Автор-составитель:
Новикова Юля Петровна,
учитель начальных классов
2020
Летели лебеди с лебедятами
Природа и мы
Мы в ответе за тех, кого приручили
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк (1852-1912)
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852г. на Урале, в заводском посёлке в бедной семье священника и учительницы.
Получил домашнее образование, затем учился в школе для детей рабочих. Настоящая фамилия Мамин.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом .
Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. Настоящая фамилия Мамин.
Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов . «Это счастье писать для детей», - говорил он. Публикуя свои произведения, он подписывался Д. Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.
В 1890 писатель переезжает в Петербург. Через год умирает его жена, оставив больную дочь Алёнушку на руках отца, потрясённого этой смертью.
Записал Мамин-Сибиряк и сказки, которые рассказывал дочке Алёнушке."Аленушкины сказки" имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.
- Охарактеризовать главных героев.
- Выяснить главную мысль.
- Высказать своё отношение.
ПРОТОКА – боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма
Заводь – небольшой залив в реке (или озере) около берега с замедленным течением
САЙМА – рыбацкая стоянка
Бобылём -
жить в одиночестве.
Увечить –
физически расправиться, калечить.
Божья тварь –
все живое, созданное Богом.
Исследуем 1 часть
- Где происходят события?
- Кто герои?
Назовите главных
героев рассказа
Исследуем 2 часть
- Кто оказался Приемышем?
- Как Приемыш появился у Тараса?
Умная
Гордая
Царская
Трусливая
Учёная
Глупая
Особенная
Божья
Хорошая
Лебеди
.
Лебедь -кликун
Лебедь -шипун
Малый лебедь
Физкультминутка
Лебеди летят,
крыльями машут.
Прогнулись над водой,
качнули головой.
Прямо и гордо
умеют держаться,
Очень бесшумно
на воду садятся.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Исследуем 3 часть
- Выбрать слова и словосочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.
Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь.
Исследуем 4 часть
Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
Д. Н. Мамин - Сибиряк
Приёмыш
Что было бы правильнее?
- поступить с лебедем, как это сделал Тарас;
- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;
- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.
Почему вы так считаете?
Жизнь дана на добрые дела.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Закончите предложения :
- Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
Домашнее задание
Выразительное чтение С. 76- 83.
Придумать продолжение этой истории.
Прозвенел уже звонок. Значит, кончился урок.
Спасибо
за работу на уроке!
1