СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: Начальная школа 21 века

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Тип урока: урок изучения нового материала Цель: Знакомство с рассказом «Приёмыш»  Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи: Образовательные: - познакомить обучающихся с биографией Д.Н. Мамина-Сибиряка и его произведением «Приёмыш»; - совершенствовать умение определять главную мысль произведения. Развивающие: - развивать речь, умение анализировать прочитанное Воспитательные: - воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»






студентка группы ПНК-3Б

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Ледяева Олеся Эдуардовна



Технологическая карта урока по литературному чтению

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»





Место проведения: МБОУ СШ №12, 3 «А» класс

Дата проведения: 26.01.2021г.

Методист: Политова М.В.


(подпись)

Учитель: Харитонова О.В.

(подпись)



Дзержинск – 2021

УМК: Начальная школа 21 века

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
Знакомство с рассказом «Приёмыш»  Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с биографией Д.Н. Мамина-Сибиряка и его произведением «Приёмыш»;
- совершенствовать умение определять главную мысль произведения.
Развивающие:
- развивать речь, умение анализировать прочитанное
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Предметные
- знакомы с биографией Д.Н. Мамина-Сибиряка и его произведением «Приёмыш»
- умеют определять главную мысль произведения

- находят эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:

познавательные:
- умеют характеризовать поступки героев
- понимают главную мысль рассказа
регулятивные:
- умеют принимать и сохранять учебную задачу;
- умеют контролировать и оценивать свои действия, осуществлять рефлексию.
коммуникативные:
- умеют выражать свои мысли и чувства;

- умеют аргументировать свою точку зрения по прочитанному.
Личностные:
- умеют оценивать себя и поступки героев, представленных в произведении;

- воспитывают интерес к чтению литературы, творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Оборудование:

Для учителя: презентация, учебник.

Для учащихся: тетрадь, учебник.

План урока:
1) Орг. момент (1 мин)
2) Первичный синтез (19 мин)
I-подготовка к первичному восприятию
II- первичное восприятие текста
III- проверка первичного восприятия текста
3) Вторичное восприятие текста (17 мин)
4) Вторичный синтез (5 мин)
5) Итог урока. Рефлексия. Д/з. (3 мин)



























Ход урока:

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,

И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средств а, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П -познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные)

Личностные

Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Речь учителя

Итак, друзья, внимание – Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок!

Проверяют готовность к уроку.

Слушают, садятся.

Фронтальная

Презентация

самоконтроль


РУУД: контроль своих действий


Первичный синтез

1)Подготовка к первичному восприятию

Формировать у детей представление об авторе


Речь учителя

Рассказ

Демонстрация

Наш урок посвящается одному важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении. Послушайте его.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лиц красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

-Что такое доброта?

Доброта – это богатство, щедрость души человека.

- Какие слова у вас ассоциируются со словом доброта?

- Какого человека можно назвать добрым?



-Ребята, как Вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, животных.

2 слайд

-Это Д. Н. Мамин - Сибиряк.




3 слайд

1. Настоящая фамилия писателя Мамин. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье священника и сельской учительницы. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Он рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.

2. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу.

4 слайд

3. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Книг Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

5 слайд

4. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

6 слайд

5. Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Сказки, которые он рассказывал своей дочери автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". –Она очень нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

-Ребята, как вы думаете может быть такой человек злым?























- это все хорошее, доброе, красивое




- Это весна, солнце, мама, улыбка…


- Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей, готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу, бережет её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- о доброте

























































-нет, он был добрым, любил природу и животных, про них писал свои рассказы и сказки.

Фронтальная

Презентация

самоконтроль


КУУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.



2)Первичное восприятие текста

Организовать целостное эмоциональное восприятие произведения.


Речь учителя


- Ребята, откройте учебник на странице 18 и прочитайте с каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке.7 слайд

-Какая тема нашего урока?


8 слайд

План работы:

Прочитав произведение,

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Приёмыш

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать своё отношение.

-Как вы думаете, что обозначает слово – приёмыш?

-Какие чувства у вас вызывает это слово?

-Ребята, можете вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении?


-Давайте проверим в конце урока, верны ли ваши предположения.


-При чтении, вам встретятся трудные слова, сейчас Вы их увидите на слайде. 9-10 слайды

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Доспехи – воинское снаряжение.

Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма.

Сайма - рыбацкая стоянка. Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

жил бобылём - одиноко, без родных, без жены;

перемерли – по очереди умерли;

эвон – устаревшее (вот);

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Бобылём - в одиночестве Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет .

Божья тварь - всё живое, созданное Богом.

Заводь – небольшой залив,

невод - сеть для ловли рыбы, особняком учат – отдельно от других,

сгрудятся в стадо - соберутся, грезилось по ночам – снилось, казалось.

Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева.


-Ребята, сейчас я включу аудиозапись произведения, Вы следите по учебнику и внимательно слушайте, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать. 11 слайд

Приёмыш





Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»









+Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

+Жалость, сочувствие, доброта, милосердие


+Кого-то взяли на воспитание, приняли в свою семью.


Фронтальная

Учебник

презентация

самоконтроль


КУУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.



3) проверка первичного восприятия текста

Проверить эмоциональное восприятие текста, понимание содержания прочитанного

Речь учителя

12 слайд Ответьте на вопросы:

1) От чьего имени ведётся рассказ?

2) Где происходят события?

3)Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника?

Можете ли вы ответить на вопрос кто является приемышем?

Как бы вы озаглавили эту часть?


1.От имени автора, охотника

2.На Светлом озере

3.знает название озера, кличку собаки, в избушке нашел всё необходимое, чтоб вскипятить чай. Приёмыш- это лебедь

+Лебедь, на Светлом озере или Встреча с Соболькой


Фронтальная


самоконтроль


КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.



Вторичное восприятие текста

Работа с текстом при повторном восприятии

Речь учителя

-Ребята, читать мы будем по частям.


Вторую часть будут читать Мустафина Настя и Молева Валерия, а все остальные ребята следят по тексту, не забывайте я буду задавать Вам вопросы.


13 слайд

1.Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как лебедь оказался у старика.

2.Как старик говорил о лебеде? Как его называл?

3.Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки.

4.как автор-рассказчик относится к Тарасу?

5.сколько лет прожил Тарас на озере?

6.Как Тарас жил на озере?

7.Какое настроение у вас появилось во время чтения этой части о судьбе Лебедя?

-Какое бы название подошло к этой части?












1.читают


2.Сирота, старик говорил о лебеде необыкновенно любовно, как о близком человеке.

3.читают

4.Я очень любил старика. Бывают такие хорошие, умные старики.

5. 40 лет

6. на 21 странице внизу ответ

7. Грустное, потому что лебедь остался один. Радостное, потому что его нашёл Тарас.

+Дружба Лебедя и Собольки

Фронтальная

Индивидуальная

Презентация

самоконтроль


КУУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.



Физкультминутка

Снятие усталости и напряжения и внесение эмоционального заряда

Показ

Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес. (посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем Крылья сложим назад.

Повторяют движения

фронтальная


самоконтроль




Вторичное восприятие текста(продолжение)

Работа с текстом при повторном восприятии

Речь учителя

-Ребята, а как вы думаете, каким будет конец истории?

- Заключительную часть будут читать: Бойтякова Милена и Васюкова.

-Ребята, совпало ли ваше предположение с текстом? Как назовем эту часть?

-Ребята, я записывала название частей текста на доску, прочитайте, что у нас получилось? Запишите в свои тетради план произведения.

-Для чего мы составили план.


Лебедь улетит от Тараса. Лебедь останется с Тарасом, и они будут жить вместе.


-дети высказываются


3 часть-Разлука с Лебедем

План текста



С помощью этого плана будет легче пересказывать дома.

Фронтальная

Тетради

самоконтроль


КУУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.



Вторичный синтез

Проверить эмоциональное восприятие текста, понимание содержания прочитанного

Речь учителя


- Понравилось ли вам это произведение?

-Какие чувства вызвала у вас эта история?

-Соответствует ли название его содержанию? Почему?





-Чему учит нас рассказ?



В начале урока мы говорили о добре и зле. Какие же добрые дела совершил главный герой рассказа.

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?


-А теперь, ребята в парах составьте характеристику героев на карточках, которые я вам раздала.



Грусть, жалость

Соответствует, так как рассказывалось о лебеде, которого взял к себе Тарас, Тарас взял к себе лебедя и ухаживал за ним.

+Доброте, заботе о животных.


Сначала приютил Лебедя, ухаживал за ним, а в конце отпустил его.

добрую душу и доброе сердце

Фронтальная

Парная

Карточки

самоконтроль


КУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

ПУУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

ЛУУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Итог урока. Рефлексия. Д/з.


Создать условия для формирования умения делать выводы.

Речь учителя

-Ребята, какой же вывод можно сделать по произведению и кто же такой приёмыш?

Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.

Ребята, а сейчас посмотрите на слайд и продолжите высказывания.

• Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

• Рассказ помог понять…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…


Ребята, домашним заданием будет придумать продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Молодцы, вы хорошо поработали!
-Урок окончен.

Нужно совершать добрые дела и поступки.

Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.


Фронтальная

Индивидуальная

презентация

самоконтроль


КУУД: уметь слушать и понимать других.

РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности.


ЛУУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке