СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Даль свободного романа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная игра может проводться как на уроке, так и нв внеурочном занятии.Она рассчитана на три команды.

Просмотр содержимого документа
«"Даль свободного романа"»

Урок –игра «Даль свободного романа»

по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор разработки:Долгих Т.В.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Черновская СОШ,

Кыштовского района Новосибирской обл.



Ведущий: С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё неясно различал,-

Так писал А.С. Пушкин в 8-ой главе «Евгения Онегина», вспоминая дни, когда возник замысел этого главного произведения в творчестве поэта. Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие по «далям» пушкинского романа .Дали эти огромны, поистине безмерны –и я от души желаю вам не потеряться в них, найти свою тропу и сделать самостоятельно несколько шагов на пути освоения художественного пространства «Онегина».

Итак, смелее в путь, «друзья Людмилы и Руслана»!

1. «С… книжкою в руках»

«Евгений Онегин»,как никакое другое произведение Пушкина , изобилует цитатами и реминисценциями из произведений русских и зарубежных авторов, упоминаниями различных имён и названий.

Нашу игру мы начнём с разговора на литературную тему.

Вопросы по русской литературе:

1. Если вы помните, письмо Татьяны к Онегину написано по-французски ,Пушкин заверяет читателя, что представил лишь «неполный слабый перевод».При этом он вспоминает известного поэта своей поры –«Певца Пиров и грусти томной», который мог бы сделать переложение письма гораздо лучше. О ком идёт речь?

  • Е.А Баратынский,автор поэм «Пиры» и «Эда».

2. С кем из поэтов пушкинского круга была знакома Татьяна?

-«К ней как-то Вяземский подсел..»

3. Ленский в разговоре с Онегиным сравнивал Татьяну с популярной литературной героиней. С какой? В чем увидел сходство Ленский между Татьяной и данной героиней?

- «…грустна//И молчалива , как Светлана,//вошла и села у окна…»

Героиня баллады В.А. Жуковского «Светлана".

На карточках написаны отрывки из романа , в которых А.С. Пушкин даёт яркие меткие характеристики некоторым русским писателям. В пушкинском тексте пропущены эпитеты. Задача игроком –вставить их.

Карточка№1

«Сатиры…властелин

Блистал Фонвизин,друг свободы.

-Смелый.

Карточка №2

«Так ты,Языков …,

В порывах сердца своего ,

Поёшь бог ведает кого.»

Карточка№3

«Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт…..слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег.»

-Роскошным

Вопросы по зарубежной литературе:

1.Портрет какого поэта висел в кабинете Евгения Онегина?

- Дж. Байрон

2. Назовите любимых поэтов Ленского.

- Шиллер и Гете.

3. «Poor Yorick!»- произнёс однажды Ленский. Перу какого автора принадлежит сия сакраментальная фраза «Гамлет».

2 этап:«Дней минувших анекдоты»-Российская история.

В.Г.Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»И был, безусловно, прав. В пушкинском романе жизнь России первой трети 19 века изображена точно и всеобемлюще, с подлинным энциклопедическим охватом.

Существенное место занимают в романе и экскурсы в российскую историю.

Внимаю игроков предлагаются вопрсы и три варианта ответов , из которых нужно выбрать верный.

1.Проезжая по Москве вместе с героями своего произведения, автор приостанавливается у Петровского замка. Это строение Пушкин называет «свидетелем падшей славы». О чьей «падшей славе» говорит авто?

  • Варианты ответов: Наполеон Бонапарт, Петр Первый, Петр третий.

2. Властитель слабый и лукавый

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой ,

Над нами царствовал тогда.

  • Кому из российских монархов Пушкин дал такую характеристику в 10-ой главе?

В: Павел 1, Александр 1, Николай 1.



3. Гроза двенадцатого года

Настала- кто тут нам помог?

Остервенение народа ,

(?), зима или русский бог?

  • В:Барклай де Толли, Кутузов, Багратион.

3 этап «По последней моде…»

Известный литературовед Г.А.Гуковский утверждал: «… уж самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предыдущей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателями проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей,вещей,одежд…».

Поговорим о моде и одежде.

Вопросы:

1.Кто из герое романа никогда не думал о моде,»в халате ел и пил..//Спокойно жизнь его катилась»?

-Дмитрий Ларин.

2.Онегин по словам автора «в своей одежде был педант.// И то,что мы назвали словом франт». Помните ли вы, сколько времени он проводил в своей уборной перед зеркалом, собираясь на бал?

3.Назовите героиню романа, которая «была одета // Всегда по моде и к лицу»?

-Ларина

4 этап: «С героем моего романа

Без предисловий тот же час

Позвольте познакомить вас.»

Заполните анкеты литературных героев.

Анкета Евгения Онегина:

1. Назовите место вашего рождения.

- «Родился на брегах Невы.»

2. Какое образование Вы получили?

- Домашнее «Сперва Madam за ним ходила,//потом Monseur ее сменил».

3. Ваше любимое место прогулок в детстве?

-«И в Летний сад гулять водил».

4.Любите ли Вы поэзию?

- « Не мог он ямба от хорея отличить…»

5.Какой иностранный язык Вы знаете?

- Французский и латынь.

Анкета Татьяны Лариной

1.Назовите вашу фамилию, имя, отчество.

- Ларина Татьяна Дмитриевна.

2. Каков чин вашего отца?

- Бригадир.

3.Как звали Вашу няню?

- Филлипьевна.

4.Ваше обыкновенное занятие в течение дня?

-«И часто целый день одна//Сидела молча у окна.»

5.Какое время года Вы больше всего любите?

-«…любила русскую зиму.»

Анкета Владимира Ленского.

1.Укажите Ваш возраст.

«…осемнадцать лет.»

2.Где Вы получили образование?

-Германия.

3.Ваши любимые поэты?

-Шиллер и Гёте.

4.Ваш любимый стихотворный жанр?

- Элегия

5. В какую игру Вы часто играли с Ольгой?

-Шахматы.

5 этап «Аукцион афоризмов»

Угадывание афоризмов, записанных на доске.Все слова закрыты полосками бумаги.

Начинает торги команда, у которой больше баллов. Минимальную «цену» ( т.е. наибольшее количество слов ) назначает ведущий.Максимальная «цена»( наименьшее кол-во слов) устанавливается в ходе « торгов».

Примеры афоризмов:

« Мы все глядим в Наполеоны…».

«Любви все возрасты покорны…».

«А счастье было так возможно…».

«Привычка свыше нам дана,//Замена счастию она.»

«Мы почитаем всех нулями, а единицами себя…».

6. Подведение итогов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!