СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"...даль свободного романа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 185 - летию выхода в печати первого полного издания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Просмотр содержимого документа
«"...даль свободного романа"»

 ГАОУ ДПО

ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" и Центр АРТ-образования, Международный конкурс медиапроектов "Гордость Отчизны" Презентация к уроку литературы.

Тема презентации:

«…даль свободного романа» ( к 185-летию выхода в печати первого полного издания романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Учитель: Уральская Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Ученица: Попова Анна Романовна, ученица 9«Б» класса.

Муниципальное образовательное учреждение «Школа №54».

Город Рязань.

 «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое  дитя его фантазии…  Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы… В.Г.Белинский

«Онегин» есть самое

задушевное произведение

Пушкина, самое любимое

дитя его фантазии…

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы…

В.Г.Белинский

Это лучшее моё творение. А.С.Пушкин

Это лучшее

моё творение.

А.С.Пушкин

История создания  Заканчивая в 1830 г. восьмую главу романа, расставаясь со своими героями, Пушкин писал: Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне, И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё не ясно различал. (строфа 50)  Эти слова прекрасно характеризуют длительность работы Пушкина над романом и сложную эволюцию его замысла и образов. «Пушкин в парке» Художник Серов

История создания

Заканчивая в 1830 г. восьмую главу романа, расставаясь со своими героями, Пушкин писал:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне,

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё не ясно различал.

(строфа 50)

Эти слова прекрасно характеризуют длительность работы Пушкина над романом и сложную эволюцию его замысла и образов.

«Пушкин в парке»

Художник Серов

 Онегин Часть первая. Предисловие. 1 песнь. Хандра . Кишинев, Одесса. 1823. 2 песнь. Поэт . Одесса. 1823. 3 песнь. Барышня . Одесса, Михайловское. 1824. Часть вторая. 4 песнь. Деревня . Михайловское. 1825. 5 песнь. Именины . Михайловское. 1825. 6 песнь. Поединок . Михайловское. 1826. Часть третья. 7 песнь. Москва . Михайловское. П.Б. Малинники. 1827-1828. 8 песнь. Странствие . Павловское, Москва, 1829. Болдино. 9 песнь. Большой свет . Болдино. Кишинев Болдино 1823 год 9 мая 1830 год 25 сентября 7 лет 14 месяцев 17 дней

Онегин

Часть первая. Предисловие.

1 песнь. Хандра . Кишинев, Одесса. 1823.

2 песнь. Поэт . Одесса. 1823.

3 песнь. Барышня . Одесса, Михайловское. 1824.

Часть вторая.

4 песнь. Деревня . Михайловское. 1825.

5 песнь. Именины . Михайловское. 1825.

6 песнь. Поединок . Михайловское. 1826.

Часть третья.

7 песнь. Москва . Михайловское. П.Б. Малинники. 1827-1828.

8 песнь. Странствие . Павловское, Москва, 1829. Болдино.

9 песнь. Большой свет . Болдино.

Кишинев Болдино

1823 год 9 мая 1830 год 25 сентября

7 лет 14 месяцев 17 дней

 Авторские рисунки на полях рукописи романа Онегин Автопортрет Ленский Татьяна

Авторские рисунки

на полях рукописи романа

Онегин

Автопортрет

Ленский

Татьяна

глава I   глава II Автопортрет глава IV глава VII

глава I

  глава II

Автопортрет глава IV

глава VII

 « Вышли у нас еще две песни Онегина. Каждый о них толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят, и все читают…»  (Е. А. Баратынский — Пушкину, конец февраля — начало марта 1828 г.)  «Первая глава

« Вышли у нас еще две песни Онегина. Каждый о них толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят, и все читают…»

(Е. А. Баратынский — Пушкину, конец февраля — начало марта 1828 г.)

«Первая глава "Онегина" и две-три, следовавшие за ней, нравились и пленяли... Цена новости исчезла - и тот же Онегин нравится уже не так, как прежде. Надобно прибавить, что поэт и сам утомился. В некоторых местах 7-й главы "Онегина" он даже повторяет сам себя.»

(Н. Полевой, "Московский телеграф", 1830 г., №15)

Полемика вокруг романа

М. Добужинский

 «Пушкин, создавая свой роман, передавал его публике отдельными главами, как Байрон «Дон-Жуана» своего. Сначала он еще подражает английскому поэту; вскоре пытается идти с помощью одних собственных сил своих; кончает тем, что становится сам оригинален».  (А. Мицкевич, статья во французском журнале

«Пушкин, создавая свой роман, передавал его публике отдельными главами, как Байрон «Дон-Жуана» своего. Сначала он еще подражает английскому поэту; вскоре пытается идти с помощью одних собственных сил своих; кончает тем, что становится сам оригинален».

(А. Мицкевич, статья во французском журнале "Le Globe", 25 мая 1837 г.)

«Главный недостаток сего романа есть недостаток связи и плана…множество беспрерывных отступлений от главного предмета наконец становится утомительным... в

«Главный недостаток сего романа есть недостаток связи и плана…множество беспрерывных отступлений от главного предмета наконец становится утомительным... в "Онегине" блещет остроумие… читатель, тем не менее, устает в лабиринте отступлений…В "Евгении Онегине" собраны наблюдательным пером Пушкина черты странностей, привычек, вкуса и мнений светских людей… но все сии черты могут ли слиться в один характер, в одном человеке?»

(Б. Федоров "Санкт-петербургский зритель", 1828 г.)

Художник Кузьмин

«…Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и будь в ней то, что люди, не понимающие дела, называют планом, полнотою и оконченностию, - она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть... русская литература… начинается … с Пушкина, а до него решительно не было русской литературы; вместо неё была словесность - ряд отдельных, ничем не связанных между собою явлений, вышедших не из родной почвы русского духа, а из подражаний чужим образцам...

«…Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и будь в ней то, что люди, не понимающие дела, называют планом, полнотою и оконченностию, - она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть... русская литература… начинается … с Пушкина, а до него решительно не было русской литературы; вместо неё была словесность - ряд отдельных, ничем не связанных между собою явлений, вышедших не из родной почвы русского духа, а из подражаний чужим образцам..."

(В. Г. Белинский, "Русская литература в 1840 году", 1841 г.)

Особенности жанра «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница» (А.С.Пушкин ) «Собранье пёстрых глав» элементы эпического жанра две сюжетные линии большой объём акцент повествования  на жизненном пути  определённой личности элементы лирического жанра описании внутреннего мира главного героя лирические отступления  «Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано ни одного порядочного романа и в прозе» (В.Г.Белинский).

Особенности жанра

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница»

(А.С.Пушкин )

«Собранье пёстрых глав»

элементы эпического жанра

  • две сюжетные линии
  • большой объём
  • акцент повествования

на жизненном пути

определённой личности

элементы лирического жанра

  • описании внутреннего мира главного героя
  • лирические отступления

«Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано ни одного порядочного романа и в прозе» (В.Г.Белинский).

Онегинская строфа  Сонет – 14-строчное стихотворение  с определенной схемой рифм.   Строки  1-4: а – б – а – б – перекрёстные ,  5-8: в – в –г –г – смежные,  9-12: д – е – е – д – опоясывающие,  13-14: ж – ж – смежные рифмы.  Три фрагмента в романе написаны  не онегинской строфой:  песня девушек  письмо Татьяны  письмо Онегина

Онегинская строфа

Сонет – 14-строчное стихотворение

с определенной схемой рифм.

Строки

1-4: а – б – а – б – перекрёстные ,

5-8: в – в –г –г – смежные,

9-12: д – е – е – д – опоясывающие,

13-14: ж – ж – смежные рифмы.

Три фрагмента в романе написаны

не онегинской строфой:

  • песня девушек
  • письмо Татьяны
  • письмо Онегина
Сюжет 1 особенность   Онегин – Татьяна Ленский- Ольга 2 особенность Главное действующее лицо – повествователь =  спутник Онегина  антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой» = лирические отступления – составная часть сюжета 3 особенность  Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. служит для развития основного не развивается, помогает  конфликта романа Татьяне понять Онегина

Сюжет

1 особенность

Онегин – Татьяна Ленский- Ольга

2 особенность Главное действующее лицо – повествователь =

спутник Онегина

антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»

= лирические отступления – составная часть сюжета

3 особенность

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

служит для развития основного не развивается, помогает

конфликта романа Татьяне понять Онегина

Особенности композиции Развернутая экспозиция Необычность развязки линии Онегин – Ленский (отсутствие определённости – два пути Ленского) Художник Рудаков Художник Добужинский  Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рождён…  А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Художник Тимошенко

Особенности композиции

  • Развернутая экспозиция
  • Необычность развязки линии Онегин – Ленский (отсутствие определённости – два пути Ленского)

Художник Рудаков

Художник Добужинский

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рождён…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел…

Художник Тимошенко

Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа ( гл.1 – Петербург – жизнь Онегина; гл.2 – деревня – жизнь Татьяны) Зеркальность ( встреча – письмо – объяснение) Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть…вот блаженство! Но я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я…
  • Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа ( гл.1 – Петербург – жизнь Онегина; гл.2 – деревня – жизнь Татьяны)
  • Зеркальность ( встреча – письмо – объяснение)
  • Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть…вот блаженство!

  • Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я…

Лирические отступления Связаны с сюжетом романа.  Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума… Художник Соколов Художник Кузьмин 2. Разный размер лирических отступлений : - от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») - до нескольких строф ( глава первая - LVII - LX)

Лирические отступления

  • Связаны с сюжетом романа.

Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума…

Художник Соколов

Художник Кузьмин

2. Разный размер лирических отступлений :

- от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)

- до нескольких строф ( глава первая - LVII - LX)

3. Начинают или заканчиваю главу. Начало главы восьмой: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец главы первой: Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань! 4. Используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. Художник Белюкин

3. Начинают или заканчиваю главу.

Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорождённое творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

4. Используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Художник Белюкин

5. Появляются перед кульминационными моментами действия:  перед объяснением с Онегиным  перед сном Татьяны  перед дуэлью 6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое: Всё это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я. Художник Белюкин

5. Появляются перед кульминационными моментами действия:

  • перед объяснением с Онегиным
  • перед сном Татьяны
  • перед дуэлью

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:

Всё это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.

Художник Белюкин

„ Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. В.Г. Белинский  В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.  Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: как одевались, что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами жили, какая была погода, какие спектакли давали… Панорама Невского проспекта

Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

В.Г. Белинский

В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: как одевались, что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами жили, какая была погода, какие спектакли давали…

Панорама Невского проспекта

Система художественных образов в романе  Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное Дворянство дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «Лишний человек» Идеал «Романтическое  «русской души» сознание» Объединяются автором = действующим лицом Драматические судьбы – отражение судеб лучших людей пушкинского времени Автор  Незримо присутствует всегда и везде  Принимает участие в судьбе героев  Делится с читателем своими мыслями и чувствами  Рассуждает о нравах и морали общества

Система художественных образов в романе

Онегин Татьяна Ленский

Представляют определенную категорию общества

«Высший свет» Патриархальное Дворянство

дворянство

Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа

«Лишний человек» Идеал «Романтическое

«русской души» сознание»

Объединяются автором = действующим лицом

Драматические судьбы – отражение судеб лучших людей пушкинского времени

Автор

  • Незримо присутствует всегда и везде
  • Принимает участие в судьбе героев
  • Делится с читателем своими мыслями и чувствами
  • Рассуждает о нравах и морали общества
Евгений Онегин  Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». В.Г.Белинский  Онегин – «умная ненужность»,герой времени , которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Герцен  Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Писарев Художник Рудаков Художник Соколов

Евгений Онегин

Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

В.Г.Белинский

Онегин – «умная ненужность»,герой времени , которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Герцен

Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

Писарев

Художник Рудаков

Художник Соколов

Социальный портрет героя  Онегин – как и все, « забав и роскоши дитя»: Воспитывался Учился Влюблялся Одевался Ел, пил Развлекался  «ему наскучил света шум…» 2. Система образов:  Татьяна  Онегин Ленский   светское  общество 1-ая глава Эволюция героя «…Убив на поединке друга…» «…рано чувства в нём остыли…» «…сбирались члены сей семьи…» «…Чего мне ждать? «…в Татьяну, как дитя, влюблён…» «…Я вас люблю любовью брата…» «…Меж ними всё рождало споры» Тоска, тоска.» 3. Кольцевая композиция: «Он возвратился и попал, как Чацкий – с корабля на бал» 10 гл. 1 гл• «О деревня! О Русь!» «…Филипьевка седая» «…дворовый мальчик» «…Зима! Крестьянин…» 8 гл. 8 гл. Путе-шествие 5,6 гл. 3,4 гл. Н-А-Р-О-Д-Н-А-Я М-Ы-С-Л-Ь 2 гл. 1 гл.
  • Социальный портрет героя

Онегин – как и все, « забав и роскоши дитя»:

  • Воспитывался
  • Учился
  • Влюблялся
  • Одевался
  • Ел, пил
  • Развлекался

«ему наскучил света шум…»

2. Система образов:

Татьяна

Онегин Ленский

светское

общество

1-ая глава

Эволюция героя

«…Убив на поединке друга…»

«…рано чувства в нём остыли…»

«…сбирались члены сей семьи…»

«…Чего мне ждать?

«…в Татьяну, как дитя, влюблён…»

«…Я вас люблю любовью брата…»

«…Меж ними всё рождало споры»

Тоска, тоска.»

3. Кольцевая композиция:

«Он возвратился и попал,

как Чацкий – с корабля

на бал»

10 гл.

1 гл•

«О деревня! О Русь!»

«…Филипьевка седая»

«…дворовый мальчик»

«…Зима! Крестьянин…»

8 гл.

8 гл.

Путе-шествие

5,6 гл.

3,4 гл.

Н-А-Р-О-Д-Н-А-Я

М-Ы-С-Л-Ь

2 гл.

1 гл.

Онегин и автор Пушкин - о Евгении Онегине: «добрый мой приятель» Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас... Заметны различия между автором и Онегиным: Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины... (автор) … деревня, где скучал Евгений... (Онегин)  Автор даёт прямую оценку поступкам героя: Вы согласитесь, мой читатель Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель… Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь… Рукопись Пушкина Художник Кузьмин

Онегин и автор

Пушкин - о Евгении Онегине: «добрый мой приятель»

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас...

Заметны различия

между автором и Онегиным:

  • Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины... (автор)

  • … деревня, где скучал Евгений... (Онегин)

Автор даёт прямую оценку поступкам

героя:

Вы согласитесь, мой читатель

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель…

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь…

Рукопись Пушкина

Художник Кузьмин

«Евгений Онегин» в музыке  В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы.  «Евгений Онегин» стал оперой в трёх действиях.  Авторы либретто: П.И. Чайковский и К.С. Шиловский. Дата завершения оперы 30 января 1878 года. Афиша премьеры оперы «Евгений Онегин» в Большом театре «… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает её известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить её, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики»(П.И.Чайковский).

«Евгений Онегин» в музыке

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы.

«Евгений Онегин» стал оперой в трёх действиях. Авторы либретто: П.И. Чайковский и К.С. Шиловский.

Дата завершения оперы

30 января 1878 года.

Афиша премьеры оперы

«Евгений Онегин» в Большом театре

«… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает её известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить её, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики»(П.И.Чайковский).

«Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой… Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.» (Из письма П.И.Чайковского к брату) композитор П.И.Чайковский

«Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой… Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.»

(Из письма П.И.Чайковского к брату)

композитор П.И.Чайковский

«Евгений Онегин» в живописи  «Невский альманах», 1829 г.: шесть «картинок» к любимому детищу Пушкина - это гравюры С. Галактионова, Е. Гейтмана, А. Збруева, М. Иванова, И. Ческого по рисункам молодого художника А.В. Нотбека. Иллюстрации воспроизводят шесть сцен из романа в стихах. Под каждой из них были приведены отрывки пушкинского текста. И. Ческий М. Иванов  С. Галактионов А. Збруев И. Гейтман  Пушкин хотел видеть в иллюстрации не только эстетический, но и политический смысл. Но карандаш Нотбека оказался не быстр и не искусен: он не понял, чего хотел от него поэт.

«Евгений Онегин» в живописи

«Невский альманах», 1829 г.: шесть «картинок» к любимому детищу Пушкина - это гравюры С. Галактионова, Е. Гейтмана, А. Збруева, М. Иванова, И. Ческого по рисункам молодого художника А.В. Нотбека. Иллюстрации воспроизводят шесть сцен из романа в стихах. Под каждой из них были приведены отрывки пушкинского текста.

И. Ческий

М. Иванов

С. Галактионов

А. Збруев

И. Гейтман

Пушкин хотел видеть в иллюстрации не только эстетический, но и политический смысл. Но карандаш Нотбека оказался не быстр и не искусен: он не понял, чего хотел от него поэт.

«Евгений Онегин» в книжной иллюстрации второй половины XIX века   ( 56 акварелей Е.П. Самокиш-Судковской и 48 рисунков П.П. Соколова) П.П. Соколов Е.П. Самокиш-Судковская  С конца 1830-х годов с введением технических новшеств в производство печатных изданий резцовая гравюра вытесняется частично литографией и хромолитографией, а в основном - репродукционной гравюрой на дереве. 

«Евгений Онегин» в книжной иллюстрации второй половины XIX века  ( 56 акварелей Е.П. Самокиш-Судковской и 48 рисунков П.П. Соколова)

П.П. Соколов

Е.П. Самокиш-Судковская

С конца 1830-х годов с введением технических новшеств в производство печатных изданий резцовая гравюра вытесняется частично литографией и хромолитографией, а в основном - репродукционной гравюрой на дереве. 

«Евгений Онегин»  в книжной иллюстрации XX века  Иллюстрации Н.В. Кузьмина и М.В. Добужинского    1930-е годы – целый ряд блистательных работ, вошедших в золотой фонд мировой иллюстрации. Это результат огромных достижений целого созвездия ученых-пушкинистов: П. Щеголева, Б. Модзалевского, А. Эфроса, Б. Томашевского, С. Бонди .  Пальму первенства нужно отдать художнику Николаю Васильевичу  Кузьмину. Н.В. Кузьмин   М.В. Добужинский

«Евгений Онегин» в книжной иллюстрации XX века Иллюстрации Н.В. Кузьмина и М.В. Добужинского

1930-е годы – целый ряд блистательных работ, вошедших в золотой фонд мировой иллюстрации. Это результат огромных достижений целого созвездия ученых-пушкинистов: П. Щеголева, Б. Модзалевского, А. Эфроса, Б. Томашевского, С. Бонди .

Пальму первенства нужно отдать художнику Николаю Васильевичу

Кузьмину.

Н.В. Кузьмин

  М.В. Добужинский

 Получает широкое распространение так называемая психологическая иллюстрация . Создаются многочисленные серии сюжетно-повествовательного типа, по которым можно проследить динамику конфликта, развитие образа героев. Каждый из художников этого направления воспринимал мир романа Пушкина как подлинную реальность. Ю.М. Игнатьев Л.Я. Тимошенко К.И. Рудаков

Получает широкое распространение так называемая психологическая иллюстрация . Создаются многочисленные серии сюжетно-повествовательного типа, по которым можно проследить динамику конфликта, развитие образа героев. Каждый из художников этого направления воспринимал мир романа Пушкина как подлинную реальность.

Ю.М. Игнатьев

Л.Я. Тимошенко

К.И. Рудаков

«Евгений Онегин» в рисунках Нади Рушевой

«Евгений Онегин» в рисунках Нади Рушевой

… даль  свободного  романа… Серов «Пушкин в деревне»

даль

свободного

романа…

Серов «Пушкин в деревне»

Источники:  Дёмин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе. М.: Просвещение, 1974.  Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. М.: ВАКО, 2004.  Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.  Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1982.  Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1983.  Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада…». «Болдинский» план и «десятая песнь». Литература в школе, 2004, №12.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.  Панфилова М.М., Лобарёв Г.П. Пушкинский календарь. К 200-летию со дня рождения. 1999. Кострома: РИО, 1998.  Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1981.  Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.

Источники:

  • Дёмин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе. М.: Просвещение, 1974.
  • Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. М.: ВАКО, 2004.
  • Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  • Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1982.
  • Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1983.
  • Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада…». «Болдинский» план и «десятая песнь». Литература в школе, 2004, №12.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.
  • Панфилова М.М., Лобарёв Г.П. Пушкинский календарь. К 200-летию со дня рождения. 1999. Кострома: РИО, 1998.
  • Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1981.
  • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.
Источники: http://www.raruss.ru/excellent/808-onegin-sokolov.html http://rvb.ru/pushkin/04index/ill_vol_04.htm https://www.liveinternet.ru/users/illabes/post141937200/?aid_refresh=yes http://literatura5.narod.ru/pushkin_onegin_s.html https://plus.google.com/105921070320818948541/posts/bB6sBTnuci7 http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=&author=53&dtls_books=1&title=89&submenu=5 http://www.rhapsody.ru/compositions/belinsk.html http://www.litra.ru/composition/download/coid/00773001214399684803/ http://school-essay.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozicii-romana-pushkina-evgenij-onegin.html http://www.nado5.ru/e-book/zhanrovye-osobennosti-romana-v-stikhakh http://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=539 http://www.litmind.ru/milits-393-1.html http://www.gumfak.ru/otech_html/pushkin/referat/025-3.html https://www.allsoch.ru/sochineniya/19764 http://biblioman.org/compositions/pushkin/evgeny-onegin/sravnenie-pushkina-i-onegina/ http://lit-helper.com/p_Avtorskie_otstupleniya_i_obraz_avtora_v_romane_Evgenii_Onegin_Pushkina_A_S https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=35&bookid=193 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0) https://otherreferats.allbest.ru/literature/00190668_0.html https://kapuchin.livejournal.com/784537.html https://polny-shkaf.livejournal.com/493923.html http://www.literaturus.ru/2015/11/illjustracii-roman-Evgenij-Onegin-Pushkin.html http://soundtimes.ru/opera/spektakli/evgenij-onegin http://www.belcanto.ru/onegin.htmlИ

Источники:

  • http://www.raruss.ru/excellent/808-onegin-sokolov.html
  • http://rvb.ru/pushkin/04index/ill_vol_04.htm
  • https://www.liveinternet.ru/users/illabes/post141937200/?aid_refresh=yes
  • http://literatura5.narod.ru/pushkin_onegin_s.html
  • https://plus.google.com/105921070320818948541/posts/bB6sBTnuci7
  • http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=&author=53&dtls_books=1&title=89&submenu=5
  • http://www.rhapsody.ru/compositions/belinsk.html
  • http://www.litra.ru/composition/download/coid/00773001214399684803/
  • http://school-essay.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozicii-romana-pushkina-evgenij-onegin.html
  • http://www.nado5.ru/e-book/zhanrovye-osobennosti-romana-v-stikhakh
  • http://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=539
  • http://www.litmind.ru/milits-393-1.html
  • http://www.gumfak.ru/otech_html/pushkin/referat/025-3.html
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/19764
  • http://biblioman.org/compositions/pushkin/evgeny-onegin/sravnenie-pushkina-i-onegina/
  • http://lit-helper.com/p_Avtorskie_otstupleniya_i_obraz_avtora_v_romane_Evgenii_Onegin_Pushkina_A_S
  • https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=35&bookid=193
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)
  • https://otherreferats.allbest.ru/literature/00190668_0.html
  • https://kapuchin.livejournal.com/784537.html
  • https://polny-shkaf.livejournal.com/493923.html
  • http://www.literaturus.ru/2015/11/illjustracii-roman-Evgenij-Onegin-Pushkin.html
  • http://soundtimes.ru/opera/spektakli/evgenij-onegin
  • http://www.belcanto.ru/onegin.htmlИ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!