СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике : "Давление твердого тела". 7 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучение и первичное осознание учебного материала по теме «Давление. Единицы измерения давления. Способы уменьшения и увеличения давления» и обучение применению полученных знаний при решении количественных и качественных задач.

 

Задачи урока:

Обучающая.

1) В ходе изучения нового материала объяснить понятие «давление», познакомить с единицами измерения давления, выяснить зависимость давления от площади опоры.

2) На этапе закрепления изученного материала развивать умение применять полученные знания по теме при решении качественных и количественных задач.

Развивающая. Развивать внимательность, зрительную и моторную память, визуальное, аудиальное и ассоциативное восприятие.

Воспитывающая. Воспитывать активность, интерес к предмету, аккуратность и самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике : "Давление твердого тела". 7 класс.»

ТЕМА УРОКА: Давление твердого тела


Тип урока: комбинированный.


Цель урока: Изучение и первичное осознание учебного материала по теме «Давление. Единицы измерения давления. Способы уменьшения и увеличения давления» и обучение применению полученных знаний при решении количественных и качественных задач.


Задачи урока:

Обучающая.

1) В ходе изучения нового материала объяснить понятие «давление», познакомить с единицами измерения давления, выяснить зависимость давления от площади опоры.

2) На этапе закрепления изученного материала развивать умение применять полученные знания по теме при решении качественных и количественных задач.

Развивающая. Развивать внимательность, зрительную и моторную память, визуальное, аудиальное и ассоциативное восприятие.

Воспитывающая. Воспитывать активность, интерес к предмету, аккуратность и самостоятельность.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Давление твердых тел», пенопласт, кнопки, бруски алюминиевые и железные.


Применяемые методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, беседа, проблемный, решение задач, запись на доске.


Формы проведения на разных этапах: фронтальная, индивидуальная.


Критерии оценивания

  1. Все - знают формулу и определение давления. Понимают смысл величины.

  2. Многие - применять формулу для решения задач.

  3. Некоторые - исследуют давление, оказываемое разными телами на опору.


Этапы урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1. Организационный этап.

Приветствие; поверка учащихся по списку, отметить отсутствующих; готовность учащихся к уроку (тетради, учебники, ручка и т.д).

Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно.



Приветствие, староста класса объявляет отсутствующих.

Проверяют наличие всех принадлежностей на рабочих местах.

2.Этап актуализации знаний.


Слайд 1.

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою»


Одинаковый ли результат получится в итоге?

Почему?


А что вы скажете о силах, действующих на слона и муравья?

Слайд 2.

Физическая разминка.


Давайте вспомним:

1. Что такое сила?



2. В результате действия одного тела на другое, что может произойти?


3. Какие виды сил вы знаете?


4. В каких единицах измеряют силу?

5. От чего зависит результат действия силы?


Молодцы!!!!


Слайд 3.

1. Почему человек, идущий по снегу, сильно проваливается в него, а надев лыжи, легко передвигается по снежной глади?

2. Почему никому из нас не удается вдавить камешек в доску, а канцелярская кнопка при том же усилии легко входит в нее?

3. Почему даже незначительное усилие, приложенное к иголке, вызывает при уколе сильную боль?

4. Почему результат действия одной и той же силы оказывается разным?

Давайте разбираться.


Слайд 4.

Опыт 1.

Рассмотрим пример (мальчик на лыжах и без лыж).

Какой результат мы наблюдаем?


Вы сказали, что результат действия силы зависит: От точки приложения, от модуля, от направления.


Объясните, почему в этом опыте модуль силы одинаковый, когда человек стоит на лыжах и без лыж?



Куда направлен вес в обоих случаях?


Так в чем же причина разного результата?



Правильно. Площадь поверхности лыжи в 10-15 раз больше площади поверхности подошвы. Поэтому стоя на лыжах, человек действует на каждый сантиметр площади снега с силой в 10-15 раз меньше.



Опыт 2.

Взяли доску с вбитыми по краям гвоздями. Поставили на песок шляпками гвоздей вниз. На вверх поместим гирю.

Что наблюдаем?

Повернем подставку остриями вниз. И снова поместим наверх гирю.

Что наблюдаем?


Куда направлены силы, действующие на шляпки и острия гвоздей?


Точки приложения, модуль силы, ее направление одинаковые?


В чем же причина разного результата?


Опыт 3.

Возьмите пенопласт или деревяную дощечку и положите ее перед собой. Надавите на поверхность пальцем и попробуйте добиться того, чтобы ваш палец вошел в пенопласт или деревянную дощечку.

Получается?

Теперь возьмите любую кнопку и прикладывая ту же силу попробуйте добиться того, чтобы острый конец кнопки вошел в поверхность пенопласта или дощечки.

Получилось?


Куда направлены силы, действующие на кнопку и палец?


Точки приложения, модуль силы, ее направление одинаковые?


В чем же причина разного результата?



Площадь подушечки пальца около 1 см2.

Площадь острого конца кнопки около 0,01 см2.

Во сколько раз площадь пальца больше площади кнопки?


Во всех опытах силы действовали перпендикулярно поверхности тела (опоры).

Какой вывод следует из этих трех опытов?









Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт.



Нет.

У них разные массы.


Разные.






1. Сила – это физическая векторная величина, характеризующая действие тел друг на друга.

2. Может измениться скорость их относительного движения, либо тело деформируется.

3. Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.

4. В Ньютонах.

5. От точки приложения, от модуля, от направления.








Рассуждают над вопросами.












Во втором случае мальчик сильнее провалился в снег, чем в первом.




Человек один и тот же, масса одинакова.

На лыжах или без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. P=mg.


Вниз. Перпендикулярно снегу.


Различаются площади поверхности снега, на которую давит человек с лыжами и без лыж.

(нажать 3 раза)








Наблюдают.




Шляпки гвоздей слегка углубились в песок.



Гвозди значительно углубились в поверхность песка.

Вниз. Перпендикулярно поверхности доски или пенопласта.


Да.



Различаются площади поверхности песка, на которую давит доска шляпками гвоздей и остриями. (нажать 3 раза)





Нет.





Да.


Вниз. Перпендикулярно поверхности песка.



Да.



Различаются площади поверхности, на которую давит подушечка пальца и острый конец кнопки. (нажать 3 раза)



В 100 раз. 1:0,01 =100






Результат действия силы зависит не только от точки приложения, от модуля, от направления, так и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. (нажать)

3. Этап постановки целей и задач урока.


Слайд 5.

Поэтому нам необходимо ввести новую физическую величину, которая будет показывать нам какая сила действует на единицу площади поверхности. Поэтому тема урока “Давление твердых тел”. (записывает на доске). Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной “давление”, с единицами давления; выясним, от чего зависит давление, найдем причины изменения давления в быту и технике.






Записывают тему в тетрадь.

4. Этап усвоения нового материала.

Открываем опорный коспект.

Слайд 6.

Определение: давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности. Формула p = F / S

Слайд 7.

Проведем эксперимент. У вас на столе лежат два бруска - алюминиевый и железный. Положите их на стол широкими гранями.

Что у них одинаковое?


Что у них разное?


Какой брусок имеет большую массу?


Какой из брусков давит на поверхность стола большей силой? Т.е. у какого бруска больше вес?


Как давление зависит от силы, действующей на поверхность?





Проведем следующий эксперимент. Возьмите два алюминиевых бруска. Один положите широкой гранью, второй поставьте на меньшую грань.

Что у них одинаковое?


Что у них разное?


Как давление зависит от площади опоры?




Слайд 8.

Единица давления в системе СИ: [p] = 1Па = 1Н/м2

1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхности 1м2.


Производные единицы:

1 кПа = 1000 Па;

1 МПа = 1000000 Па;

1 гПа = 100 Па


Слайд 9.

Как вы думаете, 1 Па – это много или мало?

Информация на слайде.

А 1 кПа = 1000 Па




Записывают определение и формулу в тетрадь.






Объем. Площадь опоры.


Масса.


Железный.



Железный.


При одной и той же площади, на которую действует сила, с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы давление уменьшается.

Записывают в тетрадь.





Масса, объем, сила с которой они давят на стол.

Площадь соприкосновения со столом.


При одной и той же действующей силе давление тем больше, чем меньше площадь, на которую действует сила и наоборот.

Записывают в тетрадь.




Записывают в тетрадь.









Думают.

Это примерно давление, которое оказывает 1000 таких листочков. А это уже много.

5. Этап закрепления изученного материала.

Быстрое повторение по опорному конспекту – самое главное.


Поднимаемся все. Вопрос.

Одинаковое ли вы оказываете давление на пол?

Почему?





Задание 1. Вам надо уменьшить давление, оказываемое вами на пол. Как это сделать?



Задание 2. Вам надо увеличить давление, которое вы оказываете на пол. Как это сделать?



Садимся.

Задание 3

Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте
лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что, девчата, тяжелее?


Задание 4

Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду;

Б) идти медленно по тонкому льду;

В) ползти на животе по тонкому льду.


Задание 5

Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?

Задание 6

Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?

Задание 7

Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?

Слайды 10 -12.

Физическая разминка.


Слайд 13.

Единицы измерения давления.



Слайд 14.

Решение задач. Пример 1.


Слайд 15.

Критериальное оценивание задач.


Слайд 16.

Решение задач. Пример 2.


Слайд 17.

Решение задач. Пример 3.


Слайд 18.

Решение задач. Пример 4.


Слайд 19, 20. Задачи. Дополнительно.

  1. Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па.

  2. Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2.

  3. Какое давление оказывает сила 8 кH на опору площадью 200 см2 ?

  4. Какое давление оказывает сила 6 кH на опору площадью 300 см2 ?

  5. Сила 0,6 кН оказывает на поверхность стола давление 300 Па. Какова площадь стола?

  6. Сила 0,8 кН оказывает на поверхность стола давление 40 Па. Какова площадь опоры?

  7. Какое давление оказывает алюминиевый брусок площадь опоры которого 0,2 м 2 , если его объём равен 0,5 м3?

  8. Какое давление оказывает мраморная плита площадь опоры которой 0,5 м 2 , если её объём равен 0,8 м3?

  9. Какое давление оказывает лежащая на земле стальная плита толщиной 20 см?

  10. Какое давление оказывает стоящая на столе медная статуэтка высотой 50 см?






Разное.

Потому что разный размер обуви (площадь соприкосновения с опорой), масса, соответственно разный вес (сила с которой вы давите перпендикулярно полу).


Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь… Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.


Встав на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек… Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым увеличить модуль силы.





Площадь меньше, давление больше.








В) ползти на животе по тонкому льду (уменьшать давление).




Уменьшают давление на песок и не дают ему проваливаться в него.



Уменьшить давление, оказываемое на палец.



Увеличиваем площадь, уменьшаем давление.


Анализируют и отвечают. Устно.



Переводят. Устно. По очереди.




Записывают. Обсуждаем вместе.



Фотографируют.



Записывают. Обсуждаем вместе.



Записывают. Обсуждаем вместе.



Записывают. Обсуждаем вместе.


Если успеем.





p = F/S


S = F/p


p = F/S = mg/S = ρVg/S






6. Заключительный этап.

Подведем итог. Мы выяснили, что результат действия силы зависит еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Познакомились с новой физической величиной – давлением. Узнали, в каких единицах выражают давление. Выяснили, от чего зависит давление и как его можно изменять.


РЕФЛЕКСИЯ. Прием «Палец».













Домашнее задание. :

1). § 35. Упражнение 20. Всем.

2). СР на листочках – кто не испытывает трудности при решении задач.

3). Сообщение – «Способы увеличения и уменьшения давления в быту, технике и природе» - кто испытывает трудности при решении задач.


Всем спасибо за работу.









1. ни чего не узнал или не понял.

(палец вниз)


2. получил новые знания.

(палец вверх)


3.мне пригодятся знания в жизни.

(два пальца на уровни груди)


4. научился оперировать знаниями в разных ситуациях.

(два пальца над головой).



Ученики записывают в дневники домашнее задание.