Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в пос.Усть-Омчуг»
Магаданской области
Сценарий урока по теме
«Давление твердых тел, жидкостей и газов»
«Восхождение на Чихару»
Автор: учитель физики и информатики
Куулар Мира Багай- ооловна
2025г.
Тема: Давление твердых тел, жидкостей и газов
«Восхождение на Чихару».
Цель урока: развитие у учащихся мышления, любознательности, самостоятельности и мотивации к обучению физике при формировании умений и навыков применять усвоенные знания по теме для достижения ими поставленной цели.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
показать значимость физического эксперимента для подтверждения теоретических аспектов физики.
Создать условия для развития:
умений и навыков применять полученные знания для анализа и объяснения наблюдаемых явлений в природе, быту, технике и во время опытов;
речи учащихся через организацию диалогического общения и четких, быстрых ответов на поставленные вопросы.
логического мышления, познавательной активности через включение учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций, решение качественных и количественных задач;
Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся умения взаимодействовать друг с другом в ходе работы в группах, любви к родной земле, умения отстаивать свои убеждения, умения обосновывать свою точку зрения и положительной мотивации к обучению физике.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать смысл физической величины «Давление», ее единицы и прибор измерения, основные формулы и законы по теме.
находить связь между давлением и площадью опоры твердых тел, плотностью и высотой столба жидкости, скоростью движения молекул газов.
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических задач;
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели на уроке, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
работать индивидуально и в группе:
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключениеи делать выводы;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте посмотрим на слайд.
Мать с дочкой пошли в магазин купить дочке школьный рюкзак. В магазине были такие рюкзаки (Слайд 1). Как вы думаете, какой из этих рюкзаков они выберут? (Ответ: 2). Почему? (Примерный ответ: Потому, что ремни широкие). Правильно. А из этих? (Слайд 2) (Ответ:1). Почему? (Примерный ответ: первый рюкзак легче второго). Правильно. С какой физической величиной связан их выбор? (Ответ: Давление). Правильно.
Ребята! Как вы уже поняли, наш урок посвящен физической величине «Давление». Мы закончили изучение тем главы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Поэтому сегодня покажем свои умения и навыки, полученные при изучении этих тем. Организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как теоретик и как исследователь, приобрел навыки работы в коллективе.
На каждом уроке физики мы открываем что-то новое, познаем мир и явления природы. С помощью физики можно объяснить многие явления природы. Наш сегодняшний урок пройдет необычным образом.
Ребята, что вы видите на следующем слайде? (Слайд 3) (Ответ: Сопка «Чихара») Правильно, это любимое место всех жителей нашего поселка, в том числе и ваше. А кто-нибудь знает какова высота этой сопки? Мы можем узнать ее высоту? Какие способы определения вы можете предложить? Какая проблема нашего урока и какова его цель?
Молодцы, ребята! Смотрите на слайд (слайд 3). Какие рюкзаки вы видите, для чего они нужны? (Ответ: туристические рюкзаки. Для похода) А как вы думаете, какая связь может быть между сопкой «Чихара» и туристическими рюкзаками? (Примерный ответ: поход на «Чихару»). Молодцы, правильно. Сегодня виртуально совершим поход на природу - восхождение на «Чихару». Наш маршрут состоит из 7этапов – привалов. Перед игрой формируем 3 команды, которые выбирают себе капитана. Наш маршрут размещен на доске. У каждой команды имеется магнитная фишка определенным рисунком. Фишки устанавливаются на «Старт». На каждом этапе команды выполняют задания. Если задание выполнено правильно, то команда переходит на следующий этап. Выигрывает та команда, которая раньше достигнет вершины Чихары.
Давайте сейчас послушаем небольшой рассказ о Чихаре.
Ученик 1. Сопка Чихара. Стоит уже несколько миллионов лет. Из них последние семьдесят семь лет у её подножия расположен посёлок Усть-Омчуг. Существует легенда, связанная с гибелью летчика именно на Чихаре. Сорок с лишним лет назад о сопку разбился то ли маленький самолет, то ли вертолет, которым якобы управлял летчик-грузин по фамилии Чихару. Возникает несколько сомнений. Почему у грузина негрузинская фамилия? И с какой стати вокруг нашей сопки Чихара в прессе мелькает еще одно известное имя, имя Героя Советского Союза Чихарева Николая Васильевича. Уж не в честь ли него названа неприметная колымская сопочка? Хотя могу допустить, что в советское время любили увековечивать героев названиями улиц, школ, пионерских дружин. Но не сопочкой же, да еще находящейся на краю земли. Да и Чихарев родом из Тюменской области. После войны учился в Саратове. Служил в органах милиции до 1959 года. Какое отношение он имел к Усть-Омчугу? Тем более- к сопке Чихара. Вот вопрос...
Учитель: Спасибо! Давайте начнем нашу игру.
(Учитель формирует команды).
Актуализация знаний.
Старт. Разгадав ключевое слово (название команды) в кроссворде (Приложение 1), каждая команда получает свое название. (2 мин)
Привал 1. Защита названия своей команды. Каждая команда рассказывает о молекулярном строении и свойствах тел в твердом (Льдинки), жидком (Капельки) и газообразном (Пузырьки) состоянии и какая связь между давлением и площадью опоры твердых тел, плотностью и высотой столба жидкости, скоростью движения молекул газов.
Привал 2. «Меткий стрелок». (Маршрут идет через детскую спортивную школу). Устанавливается мишень с тремя концентрическими окружностями разного цвета (Приложение 2). Любой член команды стреляет по мишени из пружинного пистолета. Цвет круга, в который попал снаряд указывает цвет листка с практическим заданием. (Приложение 3)
Синий – показать способы изменения давления одного из членов команда на пол.
Зеленый – показать способы уменьшения давления воздуха внутри пластиковой бутылки.
Красный – опытным путем доказать существование атмосферного давления (опыт стакан с водой).
Привал 3.Битва капитанов «Пойми меня». Капитан подходит к столу, выбирает одну из карточек, на обратной стороне которой написано название измерительного прибора. Капитану нужно рассказать своим друзьям об этом приборе, не называя его название. А команда выбирает этот прибор среди других, определяет цену его деления и рассказывает, как снимать показания с помощью этого прибора.
Привал 4. Измерить атмосферное давление у подножия. Чем измеряют атмосферное давление? (Давление у подножия горы р=...)
Привал 5.Физическая эстафета «Связка формул».Члены команды должны по очереди записывать обозначение пропущенных величин в формулы и найти ответ. (Приложение 4)
Fтяж=m*(1) р =(2)*(1)*h(2)=
(3)=ρ*(4)(4) =
(5)=
Ответ: 1 – ... , 2 – ... , 3 – ... , 4 – ... , 5 - ...
Фокусник «Давление».
Каждая команда показывает заранее приготовленный в домашних условиях опыт. Задает 2 вопроса командам. Команды отвечают.
Опыт 1 команды – «Фонтан в классе».
Опыт 2 команды – «Воздух «поднимет» груз»
Опыт 3 команды – «Секрет воды»
Привал 6. Определить высоту сопки «Чихара»
Финиш. Подведение результатов игры. Награждение победителей.
III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание.
V. Рефлексия. Под каким «внутренним давлением» я работал сегодня на уроке?
2 Па – я работал плохо, просто слушал.
3 Па – я работал для того, чтобы учитель поставил мне оценку.
4 Па – я работал хорошо, пытался понять, что такое давление и научиться его рассчитывать.
5 Па – я работал отлично, понял, что такое давление и научился его рассчитывать.