Технология исходит из положения о том, что самообразование – это не только самостоятельное образование, но самостроительство. Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита). Первый этап. Подготовка к путешествию. Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного обучающегося, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей. Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа. Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности. В маршрутном листе указаны: объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности; порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов; вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию. Второй этап. Работа на маршруте Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа обучающихся на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве. Образовательное путешествие предполагает работу в малых группах, по 3-4 человека. Как правило, каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении. выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное мнение; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог. Заключительная работа (защита) Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Итоговая часть получила название «защита», так как учащимся предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали. Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и защита – составляют единое целое и реализуются последовательно. Знание человечества становится твоим, если ты сам ставишь ВОПРОС – и это путь к личному знанию; сам ищешь способ ответа и ОТВЕТ – путь к образовательной мобильности и культурной грамотности; можешь представить найденное ЗНАНИЕ как приращение твоего ОБРАЗА – увидеть себя нового в других, как в зеркале. В результате такого образования за спиной оказывается не багаж знаний, прихваченный «на всякий случай», постепенно непомерно накапливающийся и равномерно убывающий через дырки памяти, но индивидуальная образовательная история – то, что не забывается. Вопрос (вопрошание) предполагает самоопределение школяра в сфере интереса (темы): что ты хочешь узнать, и что будет источником твоего знания. Ответ (отвечание) подразумевает самоопределение школяра в способе образовательного поиска: как ты будешь искать ответ на свой вопрос. |