СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дебаты "Образовательное путешествие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дебаты "Образовательное путешествие"»

Аспекты

Аргументы (статистика, примеры, цитаты)

Технология


Образовательное путешествие

Специфика, характерные особенности технологии


Технология исходит из положения о том, что самообразование – это не только самостоятельное образование, но самостроительство.

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Первый этап. Подготовка к путешествию.

Подготовка к образовательному путеше­ствию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современ­ного обучающегося, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей.

Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.

Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности.

В маршрутном листе указаны:

  1. объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности;

  2. порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;

  3. вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию.

Второй этап. Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа обучающихся на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве.

Образовательное путешествие предполагает работу в малых группах, по 3-4 человека. Как правило, каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.

выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное мнение; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.

Заключительная работа (защита)

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Итоговая часть получила название «защита», так как учащимся предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали.

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и за­щита – составляют единое целое и реализуются последовательно.

Знание человечества становится твоим, если ты

  • сам ставишь ВОПРОС – и это путь к личному знанию;

  • сам ищешь способ ответа и ОТВЕТ – путь к образовательной мобильности и культурной грамотности;

  • можешь представить найденное ЗНАНИЕ как приращение твоего ОБРАЗА – увидеть себя нового в других, как в зеркале.

В результате такого образования за спиной оказывается не багаж знаний, прихваченный «на всякий случай», постепенно непомерно накапливающийся и равномерно убывающий через дырки памяти, но индивидуальная образовательная история – то, что не забывается.


Вопрос (вопрошание) предполагает самоопределение школяра в сфере интереса (темы): что ты хочешь узнать, и что будет источником твоего знания.

Ответ (отвечание) подразумевает самоопределение школяра в способе образовательного поиска: как ты будешь искать ответ на свой вопрос.


Цель использования


Образовательное путешествие ставит своей целью научить  странствовать в без­граничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные приоткрыть дверь в прошлое, объяснить настоящее, заглянуть в будущее; читать те культурные послания, которые содержат объекты культурной среды. Основная цель – самопознание и самосовершенствование

Условия реализации


Компьютер, проектор, интерактивная доска, экран, современные карты, наличие Интернета, учебная и художественная литература, СД-диски, возможность совершать не виртуальные, а настоящие путешествия

Сильные стороны


Стимулирование саморазвития человека; обеспечение преодоления психологических барьеров; актуализация ситуации, обеспечивающей личностный выбор

Планируемый результат


Если для всех участников экспедиция заканчивается такими, по большей части, командными действами, то для каждого школяра в отдельности она также должна оставить след. Индивидуальный проект должен не только достигнуть своей цели (ответа на поставленный вопрос) – т.е. быть результативным, но и иметь свой образовательный продукт – то, что может быть использовано в будущей, пусть пока индивидуальной образовательной истории, а также то, что может быть использовано другими – это делает знание культурным.

Заключение


Особенности:

-учитываются интересы учащихся,

- строится индивидуальный процесс  обучения (или самообразования) разной глубины освоения изучаемого материала и разного темпа исследования,

-формулируется цель  обучения (или исследования) в соответствии с желаниями и возможностями обучаемых,

- наполняется содержание учебной деятельности социально актуальным и значимым для учащихся материалом. Образовательное путешествие предполагает исследовательскую деятельность учащихся, самостоятельное изучение информации,  работу с текстами, отбор информации,  формируют навыки ориентирования на местности, а также способствует формированию у детей картины мира, обеспечивает социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, расширяет общий кругозор и способствует укреплению чувства гордости за свою Родину.