Просмотр содержимого документа
«Деепричастие 1 урок»
| ПРИЧАСТИЕ | ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
Вопросы | | |
Примеры | | |
Признаки | | |
Относится | Главное слово … | Главное слово… |
Суффиксы | Настоящего времени: действительные – страдательные - Прошедшего времени Действительные – Страдательные- | Несовершенного вида (наст. времени): Совершенного вида (прош. времени): |
Фамилия Имя ___________________________________________________________
Найдите различия в предложениях.
Дирижер рассказывает о концерте и улыбается.
Дирижер рассказывает о концерте, улыбаясь.
ЗАПОМНИ!
Деепричастие
самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом и
отвечает на вопросы:
что делая?
что сделав?
В каком из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?
В каком предложении выделенные слова обозначают: одно – главное, основное действие, выраженное глаголом, а другое – добавочное, дополнительное при главном?
1. Задавая вопрос
к деепричастию,
попробуйте определить какой признак у деепричастия есть от глагола.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
(что делая?)
Распрямив крылья, лебеди опустились на воду и поплыли. (что сделав?)
Алгоритм выявления деепричастий.
1. Ищи в тексте слово с суффиксом -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.
Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись
2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос что делая? что сделав? от глагола.
3 Определите синтаксическую роль выделенных слов.
Наверху разбилось стекло..
Монета упала, звеня и подпрыгивая.
2. Попробуйте изменить предложенные вам слова.
А) сверху, влево, прямо, надежно
Б) роняя, распрямив, открыв, звеня